Торговый сбор в 2020 году

Содержание:

Как определяются ставки и физические характеристики по ТС

Ставки, используемые в Москве в целях исчисления ТС, исходя из методологии, предложенной столичным законодателем, соотносятся:

  • с типом торгового объекта;
  • районом, в котором расположен торговый объект.

Классификация торговых объектов, предусмотренная законом № 62, в целом соответствует определенной на уровне НК РФ. Таковыми могут быть:

  • стационарные помещения;
  • нестационарные объекты;
  • движимые объекты, которые задействуются для торговли в разносном и развозном формате.

В свою очередь, стационарные объекты дополнительно классифицируются на те, которые:

  • включают зал для обслуживания посетителей, имеющий площадь до 50 кв. м;
  • включают зал площадью более 50 кв. м;
  • не включают зал.

Что касается места расположения торгового объекта, в законе № 62 определены 3 группы районов, в каждом из которых установлена своя тарификация по торговому сбору.

К 1-й группе относятся все районы Москвы, расположенные в Центральном административном округе. Во 2-ю группу входят районы, находящиеся преимущественно за МКАД, в частности Новая Москва. 3-я группа включает районы, расположенные в целом в пределах МКАД, но не входящие в Центральный округ.

С точной классификацией районов Москвы в рамках указанных групп можно ознакомиться в п. 1 ст. 2 закона № 62.

Физические характеристики в виде фактической включенности объекта в состав торговой инфраструктуры установлены столичным законодателем:

  • для стационарных помещений без залов, а также с залами площадью до 50 кв. м;
  • нестационарных помещений;
  • объектов, используемых для продажи в разносном и развозном формате.

Физические характеристики в виде площади установлены столичным законодателем:

  • для стационарных помещений с залами, имеющих площадь более 50 кв. м;
  • розничных рынков (по ним, как мы знаем, установлена льгота).

Если деятельность розничных рынков в регионе не льготируется, то к максимальной ставке, установленной для нее НК РФ (п. 4 ст. 415), применяется коэффициент-дефлятор. О том, какую величину этот коэффициент имеет для 2019 года, читайте в материале «Утверждены коэффициенты-дефляторы на 2019 год».

Торговый сбор: законодательная база

01.07.2015 вступила в силу новая гл. 33 Налогового кодекса РФ, посвященная торговому сбору. Это местный платеж, установленный для таких городов федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Пока в последних 2 городах специальный закон о торговом сборе не принят, что означает, что платить его не нужно. В других регионах России торговый сбор пока не введен.

Почему власти северной столицы медлят с внедрением нового сбора, вы можете узнать из комментария губернатора, приводящегося в этой статье.

В чем суть появившегося перечисления в бюджет? Торговый сбор — это платеж за право торговли с использованием недвижимости (стационарный магазин) или движимого имущества (развозная торговля). Используемое имущество — объект обложения торговым сбором.

Города — участники системы торгового сбора могут установить список льгот. Например, в Москве участники ярмарок, владельцы вендинговых автоматов и некоторые другие компании сбор не платят.

Подробнее о том, как взимается торговый сбор в столице, читайте в публикации «Торговый сбор в 2017 году — кто и куда платит?»

Ставки по торговому сбору устанавливают законодательные акты городов — участников системы нового сбора. При этом сумма сбора не может быть выше стоимости патента на 3 месяца, предоставленного для осуществления аналогичной деятельности. Городам федерального значения разрешили устанавливать разные ставки торгового сбора для некоторых фирм, причем ставку можно уменьшить даже до нуля.

В каком размере заплатят сбор в столице, читайте в материале «Меняется ли размер торгового сбора с 1 июля?».

Полную информацию о ставках вы можете посмотреть в ст. 2 закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По торговому сбору, как и по ПСН, упрощенке и вмененке, действует коэффициент-дефлятор (ст. 415 НК РФ)

Узнайте его размеры на 2017-2018 годы из публикаций:

  • «Установлены коэффициенты — дефляторы на 2017 год»;
  • «Утвердили коэффициенты-дефляторы на 2018 год».

Статья 410. Общие положения

1. Торговый сбор (далее в настоящей главе — сбор) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных настоящей главой.

3. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Конкретные ставки торгового сбора

Ставки отличаются по городам и по характеристикам налогооблагаемой базы. Приведем данные для тех городов, где уже действует закон об обязанности торгового сбора.

Властями Москвы установлены предельные ежеквартальные ставки торгового сбора:

  • за объекты без торгового зала, а также нестационарные торговые точки – 92 900 руб.;
  • за торговые залы площадью до 50 кв. м – 68 820 руб.;
  • за каждый квадратный метр зала площадью свыше 50 кв.м, как и за площадь склада, с которого опускаются товары – 1375 руб.;
  • за каждый кв. м розничного рынка – 550 руб. (эта сумма одинакова для всех трех городов).

В Санкт-Петербурге действуют немного меньшие пределы:

  • за стационарные объекты без торгового зала и «движимость» – 41 130 руб.;
  • за маленькие торговые помещения менее 50 кв. м – 38 200 руб.;
  • за метраж больших помещений, как и за площадь склада – 765 руб. /кв. м.

Севастополь отличается самыми низкими лимитами на торговый сбор:

  • за нестационарные и не имеющие залов объекты торговли – 9 290 руб.;
  • за небольшие помещения до 50 кв. м. – 7 740 руб.;
  • за метраж складов и больших помещений для торговли – 155 руб./кв. м.

Москва предоставляет некоторым категориям плательщиков определенные льготы по торговому сбору, разрешая его не оплачивать:

  • предпринимателям, использующим торговые автоматы;
  • на ярмарках выходного дня или посвященных определенному виду товаров;
  • с отдельных торговых точек на розничных рынках;
  • представителям, которые торгуют «на разнос» внутри автономных, казенных или бюджетных учреждений;
  • федеральной почте.

Пример вычисления максимальной суммы торгового сбора

Стационарное торговое помещение (павильон прохладительных напитков) находится в г. Севастополь, его площадь составляет 90 кв. м, что превышает законодательно отмеченный предел в 50 кв. м. Ставка за каждый квадратный метр торгового зала, большего 50 кв.м, в Севастополе самая низкая и составляет всего 155 руб. Патент на розничную торговлю безалкогольными напитками на трехмесячный срок стоит 27 000 руб. Таким образом, максимальная сумма, уплаченная ежеквартально как торговый сбор, может составить 27 000 / 155 х 90 = 15 677 руб. Если власти Севастополя увеличат или уменьшат стоимость патента на розничную торговлю, то максимальная сумма торгового сбора также изменится.

Расчет налога на прибыль

Нормативное регулирование

Налог на прибыль к уплате в региональный бюджет может быть уменьшен на сумму торгового сбора, уплаченную до даты уплаты налога на прибыль или авансового платежа (п. 10 ст. 286 НК РФ).

При этом должны соблюдаться условия ():

  • Организация должна стоять на учете в ИФНС в качестве плательщика торгового сбора, подав Уведомление. PDF
  • Уменьшить на торговый сбор можно только региональную часть авансового платежа (или налога на прибыль), поступающую в бюджет субъекта, в котором действует торговый сбор (на данный момент — в бюджет г. Москвы).
  • Уменьшить налог на сбор можно только в том случае, если оба эти платежа поступают в бюджет одного и того же субъекта (на данный момент — г. Москвы).
  • Если сумма уплаченного торгового сбора за квартал превышает сумму налога на прибыль, исчисленную за тот же период, то уменьшить налог на сбор можно только в пределах исчисленной суммы налога. Остаток торгового сбора может быть учтен по итогам текущего налогового периода, но общая сумма к уменьшению не может превышать годовой налог на прибыль. При этом на уплаченный торговый сбор за 4-й квартал можно уменьшить налог за год (если сбор уплачен до даты годового платежа — до 28 марта включительно) или авансовые платежи за 1-й квартал следующего года (если сбор уплачен после 28 марта).

Расчет налога на прибыль осуществляется через  в разделе Операции – Закрытие периода – Закрытие месяца.

Проводки по документу

Документ формирует проводки:

  • Дт 44.01 Кт 68.13 storno — исключение сумм начисленного и уплаченного торгового сбора из расходов;
  • Дт 90.07.1 Кт 44.01 storno — сторнирование расходов по итогам прошлого налогового (отчетного периода);
  • Дт 99.01.1 Кт 90.09 storno — перерасчет финансового результата прошлого налогового (отчетного периода);
  • Дт 68.04.1 Кт 68.13 — уменьшение налога на прибыль, исчисленного в региональный бюджет, на сумму торгового сбора.

Отчетность

В декларации по налогу на прибыль рассчитанный и уплаченный торговый сбор отражается в:

В Листе 02: PDF

  • стр. 265 «Сумма торгового сбора, фактически уплаченная в бюджет субъекта РФ с начала налогового периода»;
  • стр. 266 «Сумма торгового сбора, фактически уплаченная в бюджет субъекта РФ за предыдущий отчетный период»;
  • стр. 267 «Сумма торгового сбора, на которую уменьшены исчисленные авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта РФ за отчетный (налоговый) период».

Изучить подробнее

Кому и как платить торговый сбор

Закон о торговом сборе регулируется на региональном уровне. Это означает, что объекты обложения, процентные ставки, порядок и сроки уплаты, льготы устанавливаются органами местной власти.

Что такое торговый сбор?

Торговый сбор – это дополнительный муниципальный сбор, который уплачивается организациями, занимающимися мелокооптовой, крупнооптовой и розничной куплей-продажей товаров, которая осуществляется с использованием стационарных или нестационарных объектов недвижимости, а также товарных складских помещений. Этот сбор предприниматели платят за право на ведение торговой деятельности. Объектом налогообложения является не доход, а торговая площадь.

Кто должен платить торговый сбор?

  • ИП и другие организации, осуществляющие торговую деятельность и применяющие общий режим налогообложения (ОСНО);
  • ИП и другие организации, осуществляющие торговую деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН).

Кто освобождается от уплаты торгового сбора?

  • ИП и другие организации, применяющие патентную систему налогообложения;
  • ИП и другие организации, применяющие ЕСХН.

ВАЖНО: закон предусматривает, что режим налогообложения ЕНВД нельзя применять к деятельности, в отношении которой установлен обязательный торговый сбор. Если в настоящее время организация осуществляет свою деятельность по системе ЕНВД, но она попадает в категорию лиц, обязанных уплачивать торговый сбор, то придется перейти на другой режим налогообложения.

Виды торговли, осуществление которых подразумевает уплату торгового сбора

В п. 2 ст. 413 НК РФ определены виды торговли, осуществление которых подразумевает уплату обязательного торгового сбора. К ним относятся:

  1. Торговля в объектах стационарной недвижимости, имеющих торговые залы;
  2. Торговля в объектах стационарной недвижимости, не имеющих торговые залы;
  3. Торговля через нестационарные торговые сети;
  4. Торговля с использованием складских помещений.

ВАЖНО: согласно п. 3 ст

413 НК РФ осуществление деятельности по организации розничных рынков приравнивается к торговой деятельности, поэтому также облагается торговым сбором.

Что является объектом обложения торговым сбором?

Торговым сбором облагаются не доходы и прибыль компании, а объект недвижимости и имущество, которые используются для осуществления торговой деятельности

Причем неважно, находится ли они в собственности предпринимателя, или арендуются

К объектам, которые облагаются торговым сбором, относятся:

  1. Любое помещение, стационарный или нестационарный объект недвижимости, который используется при осуществлении торговой деятельности;
  2. Любое недвижимое имущество, используя которое предприниматель организует розничный рынок.

Сроки использования объекта обложения торговым сбором не учитываются. Так как торговый сбор исчисляется ежеквартально, то даже при разовом осуществлении торговой деятельности, например, на рынке выходного дня или сезонной ярмарке, предприниматель обязан уплатить торговый сбор.

Сроки уплаты

Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, т.е. квартала (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

Код бюджетной классификации

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 05010 02 1000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2100 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2200 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 05010 02 3000 1100

Что облагается?

Объектами обложения торговым сбором являются:

  • машины, прицепы к ним и иные объекты, с которых осуществлялась торговля нестационарным способом;
  • стационарные объекты торговли: торговые помещения, павильоны и т.д., а также объекты, не имеющие зала: киоски, ларьки и т.д.;
  • помещения, используемые под хранение товара и отпуск его;
  • рынки розничной торговли, облагаемые сбором в зависимости от площади.

Торговому сбору подвергается объект торговли, находящийся на территории Москвы даже, если он зарегистрирован в другом регионе. Это значит, что предприниматель может быть зарегистрирован в соседней области, но привезти товар в Москву и осуществлять торговлю с передвижного лотка. Он будет обязан заплатить торговый сбор, установленный в определенном округе столице.

Как рассчитывается размер торгового сбора

Каждый предприниматель рассчитывает размер торгового сбора самостоятельно. Налог уплачивается ежеквартально не позднее 25 числа следующего месяца нового отчетного периода.

Для расчетов предпринимателю нужно пользоваться формулой:

Торговый сбор = ставка сбора * площадь объекта осуществления торговой деятельности.

Право на установление ставки торгового сбора отдано органам местной власти. В эти полномочия входят:

  • установление различных ставок торгового сбора для различных районов города и различных видов объектов;
  • снижение ставок на свое усмотрение, вплоть до нуля.

Вполне логично предположить, что ставка торгового сбора может зависеть от вида объекта торговли (ставка для павильонов в торговом центре будет выше, чем ставка для уличного ларька), от расположения объекта торговли (например, в центре города ставка будет выше, чем на окраине), или от вида реализуемых товаров (продовольственные товары, непродовольственные товары, товары для детей, для взрослых и так далее).

Наряду с этим на уровне федерального законодательства установлены ограничения по максимальным ставкам торгового сбора. При установлении ставки местные органы власти должны будут учитывать:

  • стоимость патента на торговлю. То есть максимальная ставка сбора не может превышать стоимость патента, выданного на три месяца;
  • вид торговли. Например, при осуществлении деятельности по организации розничного рынка ставка не может быть превышена 550 рублей на 1 квадратный метр площади торговли;
  • площадь объекта, который используется для торговой деятельности. Например, если торговля осуществляется в магазине, площадь которого больше 50 квадратных метров, то ставка рассчитывается на 1 квадратный метр, при этом максимальная стоимость патента, выданного на три месяца, должна делиться не более, чем на 50 единиц.

Пример, как рассчитывать торговый сбор

Если торговля осуществляется в стационарном объекте площадью 75 кв. м в г. Москва, то формула для расчета будет выглядеть следующим образом: торговый сбор = стоимость патента/50 * площадь магазина. На данный момент в Москве стоимость патента на торговлю сроком на 3 месяца равна 30 000 рублей. При расчете получаем, что максимальный торговый сбор за 1 квартал составит 30 000 руб/50 *75 кв. м. = 45 000 рублей.

ВАЖНО: размер торгового сбора напрямую зависит от стоимости патента на торговлю. Если власти повысят цену на патент, то увеличится и сумма торгового сбора.

Как встать на учет в качестве плательщика торгового сбора

Если предприниматель попадает в категорию лиц, обязанных уплачивать торговый сбор, то ему необходимо встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора. Для этого в налоговый орган необходимо подать уведомление, заполненное в порядке, установленном законом.

Уведомление можно подать лично, посетив налоговую инспекцию, или отправить в электронной форме по доступному каналу связи.

Уведомление подается в течение 5 дней со дня начала использования объекта налогообложения для ведения торговой деятельности и содержит следующие данные:

  • вид торговли;
  • объект, с помощью которого осуществляется торговая деятельность;
  • физические характеристики объекта (площадь, количество торговых точек и так далее).

В случае изменения каких-либо характеристик объекта торговли, предприниматель обязан уведомить об этом налоговую инспекцию в течение 5 дней в установленном законом порядке.

Постановка на учет плательщика торгового сбора

В срок не позднее 5 рабочих дней с момента начала торговли, подпадающей под торговый сбор, налогоплательщик должен подать уведомление о постановке на учет. Торговые точки, уже работающие на момент вступления в силу закона, должны уложиться в срок не позднее 7 июля 2015 года. Непонятно, чем вызваны такие жесткие сроки подачи уведомления, тем более по новой для налогоплательщиков форме, да еще и в разгар лета, когда многие предприниматели находятся на отдыхе.

Уклоняться от постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора нет смысла. Торговые точки и так находятся под контролем налоговых инспекций, и в них прекрасно знают, от какой деятельности налогоплательщик получает доход. Кроме того, на помощь ФНС для выявления торговых объектов придет Департамент экономической политики и развития г. Москвы. Если вы не подадите своевременно соответствующее уведомление, то Департамент самостоятельно передаст сведения о вас, как о плательщике торгового сбора, налоговикам.

Плательщик торгового сбора, не вставший на учет добровольно и своевременно, рискует получить штраф не менее 40 тысяч рублей, и к сожалению, очень вероятно, что таких случаев будет немало. Во-первых, сама ФНС очень долго тянула с разработкой форм уведомления, и письмо, их содержащее, датировано всего лишь 10 июня 2015 года. Во-вторых, многие налогоплательщики, если и слышали о введении торгового сбора, то могут не знать об уведомительном порядке постановки на учет. В-третьих, трудно представить, как смогут все действующие торговые точки Москвы сообщить о себе в налоговые инспекции в течение всего лишь пяти рабочих дней.

Журнал «Спутник Главбуха» информирует, что Максим Решетников, руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы, на вопрос корреспондента о сроках подачи уведомлений о торговом сборе сообщил: «После 7 июля ИФНС вывесит на своем сайте списки тех, кто не встал на учет по торговому сбору. У компаний, которым не ясно, должны они платить сбор или нет, будет 20 календарных дней на то, чтобы найти себя в списках. Затем чиновники отправятся на объекты и составят акты о том, что магазин работает без постановки на учет. И только после этого к владельцам торговых точек применят санкции. Кроме того, эти организации лишатся возможности вычитать уплаченный сбор из налога на прибыль и налога по упрощенке».

Однако этот случай, когда слово к делу не пришьешь, ведь никаких официальных документов, подтверждающих слова Максима Решетникова, нет. Да и потом, правом применять или не применять штрафные санкции за нарушение сроков подачи уведомления обладает ФНС, а не ДЭПР, так что особо полагаться на это обещание не стоит. 

Вставать на учет плательщики торгового сбора должны в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта недвижимости, где ведется торговля (статья 416 НК РФ), и только в иных случаях (очевидно, при разносной и развозной торговле) по месту своей регистрации. Если торговых точек несколько, то подавать уведомление можно в одну из налоговых инспекций по выбору. После подачи уведомления налоговая инспекция должна в течение пяти рабочих дней выдать свидетельство плательщика торгового сбора.

При прекращении деятельности, облагаемой торговым сбором, его плательщик должен сообщить в налоговую инспекцию в тот же пятидневный срок со дня прекращения.

Постановка на учет

Физические лица – индивидуальные предприниматели, а также юрлица, попавшие под требования торгового сбора, должны пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщиков данного вида налога. Для этого в обязательном порядке придется уведомить ИНФС о своем статусе и особенностях начисления торгового сбора для своего бизнеса. Порядок регистрации и снятия с налогового учета по торговому сбору регламентирован ст. 416 НК РФ.

Крайнее время для регистрации плательщика торгового сбора – 5 дней со дня получения в пользование объекта торговли.

Несвоевременность карается административной ответственностью. В этот же срок нужно письменно уведомлять об изменениях в деятельности, могущих повлиять на факт платежа или размер сбора, если такие изменения происходили.

Если не проинформировать налоговый орган, то торговый сбор нельзя будет вычесть из налога на прибыль, НДФЛ или суммы единого налога при «упрощенке». В случае обличающих результатов инспекции придется оплатить не только сам торговый сбор и штраф за просрочку или работу без осуществления обязательного платежа, но и все предусмотренные налоги на прибыль без всяких вычетов. Штрафом облагаются и выявленные неправдивые сведения о налоговой базе, то есть объекте реализации, повлекшие недоимки по этому сбору.

Специалисты высказывают мнение, что такой подход мотивирует бизнесменов работать с большей прибылью, чтобы не перечислять в налоговую средства себе в убыток, ведь торговый сбор платится безотносительно к денежному итогу торговли.

Куда подавать уведомление

Уведомление должно попасть в налоговую по месту расположения торгового объекта, облагаемого обсуждаемым платежом. Возможные сложности, которые могут быть вызваны этим требованием, и способы их разрешения приводим ниже:

  1. Действующих объектов для торговой деятельности несколько: нужно указать информацию по отдельности о каждом из них.
  2. Несколько далеко расположенных друг от друга торговых точек относятся в юрисдикции разных налоговых: уведомление достаточно подать в то отделение, за которым закреплен первый из перечисленных объектов, не забыв указать информацию об остальных (см. п.1).
  3. Имущество находится в подведомственном торговому сбору регионе, а регистрация предпринимателя относится к другому городу: уведомление надо доставить в инспекцию, отвечающую за район расположения торгового имущества.
  4. Используются только перемещаемые средства торговли: регистрация производится по адресу ИП или юридическому адресу организации.
  5. Регистрация предпринимателя относится к одному из трех мест, поддерживающих платеж торгового сбора, а деятельность он ведет в иных населенных пунктах: торговый сбор платить не нужно, как и регистрироваться по этому поводу в налоговой.

Форма уведомления

Информировать ИНФС нужно не в форме простого заявления, а на специально разработанном бланке, утвержденном письмом Министерства финансов РФ от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036. В него вносится обязательная информация:

  • данные о новоиспеченном плательщике (форма хозяйствования, название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, контакты, реквизиты);
  • вид деятельности бизнесмена, его код по ОКВЭД;
  • название объекта, с которого происходит торговля;
  • его месторасположение (точный адрес);
  • данные о праве осуществлять торговлю (номер разрешения, право собственности на стационарную точку и т.п.);
  • порядок расчета суммы платежа;
  • льгота (если она применима).

СПРАВКА! Форма уведомления для налоговой регистрации, внесения изменений в определенные показатели или снятия с учета одинаковая: надо только поставить отметку в предусмотренном для этого окошке в верхней части рекомендованного бланка.

Фискальные органы, приняв уведомление от предпринимателя, подтверждают это выдачей ему специального свидетельства (п. 3 ст. 416 НК РФ), которое предприниматель получит в течение 5 рабочих дней.

Любой вид уведомления у бизнесменов есть возможность составлять в электронной форме, воспользовавшись сервисом сайта ФНС Российской Федерации, и доставить его в налоговый орган через интернет или непосредственно в бумажном варианте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector