Особая экономическая зона простыми словами

Классификация зон

При создании экономической зоны государство изначально закладывает определенные цели, поэтому ОЭЗ имеет некоторую классификацию, в зависимости от заданного вектора развития. Сейчас зоны классифицируются следующим образом:

  1. Торговые. Самые часто встречаемые ОЭЗ. Сюда относятся морские порты, аэропорты, склады. На их территории может осуществляться торговая деятельность, но только оптом. Ярким примером микро-торговой зоны можно назвать магазины «дьюти фри», в которых не действуют ни один закон таможенного пространства страны;
  2. Промышленные. Создаются с целью повышения конкурентоспособности товаров, выпущенных внутри страны. Для их создания выделяются территории близкие к ресурсным базам и транспортным магистралям.
  3. Технологические. Для развития государство создает технологические зоны, всячески привлекая высококвалифицированных специалистов выгодными условиями и бюджетом на научные программы.
  4. Туристические. В РФ множество неосвоенных курортных и живописных регионов. С целью их развития государство создает благоприятные условия для ведения малого и среднего бизнеса, создает инфраструктуру и привлекает инвесторов.

Также зоны делятся по степени организации на территориальные, функциональные и смешанные. В территориальных – льготы предоставляются на все виды предпринимательской деятельности, в функциональных – преференции на инвестирование имеют только определенные виды деятельности. У смешанных наблюдаются признаки и тех, и других.

Требования к резидентам ОЭЗ

Однако не каждое предприятие может получить статус резидента особой экономической зоны и воспользоваться предоставляемыми ей выгодами. Законодательство устанавливает ряд требований, которым нужно соответствовать, чтобы стать резидентом, в числе которых:

Осуществление предпринимательской деятельности в одной из приоритетных сфер

Рис. 3. Виды предпринимательской деятельности в разрешенных ОЭЗ

Примечание:

  1. Кроме производства подакцизной продукции (за исключением автомобилей и мотоциклов), а также добычи полезных ископаемых, оптовой и розничной торговли. Банки, страховщики, консалтинговые фирмы и другие поставщики услуг для бизнеса могут осуществлять деятельность в СЭЗ, но не могут быть ее резидентами и пользоваться льготами.

  2. Из трех существовавших ПОЭЗ в России осталась лишь одна ОЭЗ в Ульяновское области, практика показала, что первоначально разрешенные виды деятельности не являются инвестиционно-привлекательными для инвесторов, поэтому ПОЭЗ Ульяновская расширила возможные виды деятельности, включив в их число производство и торговлю.

Исходя из доступности сырья и потребностей региона, большинство ОЭЗ ППТ определяют приоритетные сферы предпринимательской деятельности, которые будут формировать основной состав резидентов. Например, при создании ОЭЗ ППТ «Алабуга» учитывалась перспектива формирования автомобильного кластера, поэтому многие резиденты осуществляют деятельность, связанную с автомобилестроением.

На производство машин и оборудования, различных автокомпонентов ориентирована ОЭЗ ППТ «Липецк», что обуславливается близостью крупнейшего металлургического комбината и делает актуальным выпуск металлоемкой продукции.

Но большинство ОЭЗ ППТ не предъявляют особых требований к профилю деятельности резидентов, поэтому в их числе множество предприятий различных сфер промышленности.

Для ОЭЗ ТВТ характерна расположенность вблизи крупных научных центров, так как высокотехнологичное производство, на которое ориентирована данная категория ОЭЗ, требует привлечения квалифицированных кадров. 

Требования к организационно-правовой форме

Кроме того, резиденты ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за ее пределами.

Рис. 4. Процесс получения статуса резидента осуществляется по следующим этапам:

Примечание: Для ОЭЗ ТВТ применяется упрощенная процедура получения статуса резидента, если объем инвестиций не превышает 30 млн. руб., то рассмотрение проекта экспертным советом не проводится.

Средний срок, необходимый для получения статуса резидента ОЭЗ, составляет 3 месяца с момента подачи заявки. Однако правительство рассматривает вопрос упрощения процедуры и планирует отменить рассмотрение заявки наблюдательным и экспертным советами, что сократит срок ожидания для резидентов.

Минимальный объем инвестиций

  • осуществление проектно-изыскательских работ;

  • новое строительство;

  • техническое перевооружение, модернизацию основных фондов;

  • реконструкцию зданий;

  • приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря.

Прочие затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, жилищным строительством и прочими непроизводственными основными фондами в состав капитальных вложений входить не могут

Таким образом, если бизнес удовлетворяет требованиям, которые устанавливаются для получения статуса резидента, встает вопрос выбора ОЭЗ для осуществления деятельности.

Цели создания ОЭЗ

Цели создания с точки зрения государства

  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Привлечение передовых технологий производства услуг и товаров, иностранных прямых капиталов.
  • Импортозамещение.
  • Развитие экспортной базы.
  • Апробация новых методов организации и менеджмента труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов

  • Минимизация затрат, которые связаны с отсутствием импортных и экспортных таможенных пошлин
  • Приближение производства к потребителю.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Развитие территории.
  • Уменьшение административных барьеров.

Список особых экономических зон в России

Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:

  • 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
  • 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
  • 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
  • 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.

Сколько всего фри зон в мире, и где они располагаются?

В настоящее время существует несколько сотен фри зон по всему миру. Регион БВСА (Ближний Восток и Северная Африка) имеет немалую популярность среди инвесторов во фри зоны. В 17 странах БВСА  насчитывается около 73 свободных зон.

Теперь давайте рассмотрим наиболее популярные фри зоны мира.

DMCC (ОАЭ)

DMCC считается наиболее популярной фри зоной Дубая.  Она располагается недалеко от фешенебельного района Dubai Marina.

DMCC приняла стратегию умного города в 2016 году и стала первой фри зоной в мире, которая предложила своим членам возможности электронной подписи. Уже зарегистрировано более 8000 фирм. DMCC ежемесячно регистрирует около 200 новых компаний.

В целом, на территории ОАЭ действует 37 фри зон. Ежегодно ОАЭ привлекает более 10 млрд долларов США прямых инвестиций. Предпринимателей привлекает благоприятное для бизнеса законодательство и налоговая среда государства.

Танжер-Мед (Марокко)

Инвесторов в Танжер-Мед привлекает доступ к морским путям через Гибралтарский пролив, который отделяет Марокко всего на 14 км от Европы. Планируется открыть вторую фри зону в Айн-Дайла — Танжер, которая будет иметь площадь 1200 гектаров и промышленную направленность. Она дополнит существующую ЗСТ производственной и логистической деятельностью.

СЭЗ «Парк инновационных технологий» (Казахстан)

ОЭЗ расположена всего в 28 км от Алматы на юге Казахстана. В ней зарегистрировано более 180 компаний. Инвесторы могут воспользоваться льготными налоговыми ставками, включая 0% налога на имущество и корпоративный доход, социального и земельного налога

Особое внимание уделяется инновационным компаниям, стартапам и, в частности, малому и среднему бизнесу, на долю которых приходится 100% арендаторов

ОЭЗ Катовице (Польша)

Более 63 000 человек работают в ОЭЗ Катовице, которая расположена примерно в 80 км к западу от Кракова на юге Польши. В настоящее время она расширила свою территорию на 269 гектаров, большинство из которых расположены в небольших городах и предназначены для привлечения малых и средних предприятий.

Франка де Богота (Колумбия)

Более четверти компаний в колумбийской ЗСТ Франка де Богота являются транснациональными корпорациями крупных иностранных инвесторов, таких как немецкая логистическая компания DHL, британский телекоммуникационный гигант BT и коммуникационный центр из Испании Telefónica. Колумбийская фри зона предлагает внутреннюю транспортную сеть, программы мобильности и удобства, такие как медицинский центр, стоматологии, салоны красоты и круглосуточный магазин для 30 000 сотрудников местных компаний.

Исследование ОЭСР показало, что фри зоны предоставляют многочисленные преимущества для бизнеса, но слабо регулируемая ЗСТ также привлекательна для лиц, занимающихся незаконной и преступной деятельностью, такой как торговля контрафактными товарами, контрабанда, отмывание денег.

Согласно этому исследованию, каждая дополнительн появившаяся ЗСТ в экономике связана с увеличением стоимости экспорта контрабанды на 6,9%. Увеличение на 1% количества фирм, работающих в СЭЗах, приводит к росту контрабанды на 0,29% и 0,21% соответственно.

Наряду с нарушением товарных знаков и авторских прав, контрафактные и пиратские товары влекут за собой риски для здоровья и безопасности, потерю доходов для компаний и правительств. Ранее ОЭСР выяснила, что 2,5% импортных товаров во всем мире и 5% импорта Европейского Союза являются подделками.

Подбор счетов
Бесплатная консультация

по подбору зарубежных счетов для предпринимате-
лей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентовс опытом 20+ лет.

по подбору зарубежных счетов для предпринимателей от экспертов по работе с международными
банками и счетами для нерезидентов
с опытом 20+ лет.

Азия

Гонконг

  • Центральные паромные причалы , Виктория-Сити
  • Контейнерный терминал 9 , Цин Йи
  • Круизный терминал Кай Так , Коулун
  • Контейнерные терминалы Квай Цин , остров Камнерезов
  • Речной торговый терминал , Туен Мун
  • Океанский терминал Цим Ша Цуй , Коулун
  • Паромный причал Цим Ша Цуй , Коулун
  • Паромный причал Туен Мун , Туен Мун

Макао

  • Паромный терминал Внутренней гавани , Западный Котай
  • Паромный терминал Внешней гавани , Sé, полуостров Макао
  • Taipa Ferry Terminal , Taipa Восток
  • Порт Кай Хо , Колоан

Монголия

  • Зона свободной торговли Алтанбулаг
  • Свободная экономическая зона Цагаан-Нур
  • Свободная экономическая зона Замын-Ууд

Тайвань

  • Порт зоны свободной торговли Гаосюн
  • Зона свободной торговли порта Килунг
  • Зона свободной торговли порта Тайчжун
  • Зона свободной торговли порта Тайбэя
  • Зона свободной торговли Taoyuan Air Cargo Park

Турция

SN Имя Провинция Дата основания
1 Свободная зона Мерсина Мерсин 1987 г.
2 Свободная зона Анталии Анталия 1987 г.
3 Измир 1990 г.
4 Свободная зона стамбульского аэропорта Ататюрк Стамбул 1990 г.
5 Свободная зона Трабзона Трабзон 1992 г.
6 Стамбул 1995 г.
7 Свободная зона Восточной Анатолии Эрзурум 1995 г.
8 Свободная зона Мардин Мардин 1995 г.
9 Свободная зона Стамбульской фондовой биржи (İMKB) Стамбул 1997 г.
10 Свободная кожаная зона Измира Менемен Измир ( Менемен ) 1998 г.
11 Свободная зона Ризе Ризе 1998 г.
12 Свободная зона Самсун Самсун 1998 г.
13 Свободная зона Стамбула Tracia Стамбул 1998 г.
14 Свободная зона Кайсери Кайсери 1998 г.
15 Свободная зона Адана Юмурталык Адана ( Юмурталык ) 1998 г.
16 Текирдаг ( Чорлу ) 1999 г.
17 Свободная зона Газиантепа Газиантеп 1999 г.
18 Свободная зона Бурсы Бурса 2001 г.
19 Свободная зона Коджаэли Коджаэли 2001 г.
20 Свободная зона Денизли Денизли 2002 г.
21 год Свободная зона Тубитак Коджаэли ( Гебзе ) 2002 г.

Объединенные Арабские Эмираты

  • Свободная зона аэропорта Абу-Даби (ADAFZ)
  • Свободная зона Ахмеда бин Рашида (ABRFZ)
  • Свободная зона Аджмана (AFZ)
  • Творческий город
  • Свободная зона аэропорта Дубая (DAFZ)
  • Дубайский биотехнологический и исследовательский парк (DuBiotech)
  • Свободная зона автомобильного и автомобильного города Дубая (DUCAMZ)
  • Дубайский золотой и алмазный парк
  • Дубайский Город Здравоохранения
  • Промышленный город Дубая (DIC)
  • Дубайский международный академический город
  • Дубайский международный финансовый центр (DIFC)
  • Дубай Интернет-Сити
  • Дубайская деревня знаний
  • Дубайский логистический город
  • Дубай Медиа Сити
  • Свободная зона Dubai Multi Commodities Center
  • Зона аутсорсинга в Дубае
  • Дубай Силиконовый Оазис (DSO)
  • Дубай Студио Сити
  • Зона, свободная от технологий и средств массовой информации Дубая (TECOM)
  • Дубай ТехноПарк
  • DuBiotech
  • Мир экономических зон (EZW)
  • Свободная зона Фуджейры (FFZ)
  • Свободная зона Хамрия
  • Высшая корпорация специализированных экономических зон (HCSEZ) — ZonesCorp
  • Промышленный город Абу-Даби
  • Международная медиа-производственная зона
  • Свободная зона Джебель-Али (JAFZA)
  • Свободная зона JLT в Дубае
  • Халифа Порт и Khalifa Industrial Zone Abu Dhabi ( Kizad )
  • Свободная зона RAK Investment Authority (RAKIA FZ)
  • Зона свободной торговли Рас-Аль-Хайма
  • IT-парк Рас-Аль-Хайма
  • Зона, свободная от СМИ в Рас-Аль-Хайме
  • Международная свободная зона аэропорта Шарджа (SAIF)
  • Издательство Sharjah Publishing City (SPC)
  • Зона свободной торговли Умм-аль-Кувейн
  • Свободная зона Virtuzone

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.


СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.


ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Меню категорий

  • Поддержка креативных «индустрий» 2021 года
  • Поддержка социального бизнеса с 2021 года
  • Поможем получить льготные государственные деньги малому бизнесу, НЕ попавшему в список
  • Создание инфраструктуры за счет бюджета региона ППРФ 1704, 1705
  • Субсидии промышленности 2021 ППРФ 194
  • Государственно-частное партнерство ГЧП и МЧП, концессии
  • NEW! Как в кризис развивать промышленный парк? Как выстраивать взаимоотношения УК и резидентов?
  • Антикризисные меры при убытках от самоизоляции
  • Какие меры поддержки возможны для Вашего бизнеса (проекта)?
  • Кто относится к малому бизнесу?
  • Где взять недорогие деньги? субсидии, льготы
  • Поддержка малого и среднего бизнеса в моногородах
    • Что такое моногород?
    • Полный перечень моногородов РФ январь 2020
    • Единый перечень мер поддержки моногородов
    • Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
      • Реестр резидентов ТОСЭР моногородов Татарстана
      • Сети и коммуникации инвестору — за бюджетный счет
      • Сравнение налоговых льгот и условий ТОСЭР моногородов
      • Где инвестору разместить производство? Как влияют преференции ОЭЗ, ТОСЭР, промпарка на экономику преокта?
      • Что лучше бизнесу — статус резидента ОЭЗ или ТОСЭР
      • Льготы резидентам ТОСЭР моногородов
      • Субсидии из федерального бюджета на инфраструктуру ТОСЭР
      • Конкуренция и партнерство в развитии ТОСЭР, ОЭЗ, индустриальных парков Татарстана
      • Правила создания ТОСЭР в моногородах
      • Вопросы бухгалтерского, налогового учета у резидента ТОСЭР (ТОР), ОЭЗ
      • ПОЛНЫЙ СПИСОК ТОСЭР
        • Требования к резидентам ТОСЭР моногородов с мая 2017 года
        • Сколько осталось месяцев активного входа (с максимальным набором льгот) в ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях
      • Требования к резидентам ТОР моногородов до мая 2017
      • О защите прав резидентов ТОСЭР
      • Порядок рассмотрения заявок резидентов ТОСЭР
      • Улучшение процедуры входа резидента в ТОСЭР
      • Как влияет создание промышленной территории на уровень жизни населения?
      • Реестр (полный) резидентов ТОСЭР моногородов
    • Бизнес-омбудсмен по моногородам РФ: «особые территории» быстро оправятся после пандемии
    • Сборники лучших муниципальных практик
  • Земельные участки в аренду без проведения торгов
  • Поддержка УК и резидентов промышленных площадок и индустриальных парков
  • Инвестиционная инфраструктура Республики Татарстан
  • Льготы и преференции для УК и резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
  • Преференции и льготы УК и резидентам территорий опережающего развития (ТОР)
  • Льготы по налогам для региональных инвестиционных проектов РИП
  • Помощь микро-бизнесу от государства
  • Поддержка экспорта и международной деятельности компании
  • СПИК 2: Специальный инвестиционный контракт для инвестора
  • СЗПК Субсидии налоговые льготы по соглашению о защите капиталовложений 67-ФЗ
  • Нефинансовые и финансовые меры повышения производительности труда
  • Субсидии и гранты на развитие изобретательства и инноваций
  • ПРОЧИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛЬГОТЫ СУБСИДИИ 2019-2024 годы в РТ и РФ
    • Компенсация затрат франчайзи СМСП Москвы
    • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
    • Финансовая поддержка субъектов МСП
    • Национальный проект Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
    • Отмененные программы, дейстовавшие ранее
    • Правила распределения субсидий МЭР РФ регионам на поддержку МСП с 2017 года
    • Аренда муниципальных зданий по нулевой ставке
    • Программы поддержки отечественной промышленности
    • Программы Фонда развития промышленности
    • Субсидии промышленности Минпромторга РФ (свод)
    • Программа Энергосбережение 2014-2020 годы
    • Поддержка социального предпринимательства до 2021 года
    • Бесплатные услуги РЦК по технологическому и рыночному «выращиванию»
    • Какие еще льготы и преференции предусмотрены для малых и средних предприятий
    • Краткий путеводитель по программам поддержки бизнеса
    • Межмуниципальное взаимодействие. Агломерации
    • Меры поддержки промышленности и цифровизации производства
    • Программы поддержки с сайта Фонда развития моногородов ФРМ
    • Создание регионального центра компетенций по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ

Почему не все получилось

Первые претензии к работе ОЭЗ у государственных органов возникли через 10 лет активных финансовых вложений – только в 2016 году. Вдруг выяснилось, что десятки и даже сотни миллиардов бюджетных рублей потрачены крайне неэффективно.

В частности, называли такие цифры:

  • за 10 лет на ОЭЗ потратили 186 миллиардов рублей, из них 24 миллиарда даже не смогли освоить;
  • за эти же годы резиденты заплатили налогов на 40 миллиардов рублей;
  • вместо 25 тысяч рабочих мест создали 18 тысяч, на каждое ушло 10,2 миллиона рублей – это зарплата за 25 лет.

В итоге почти сразу после проверки было принято решение закрыть 10 самых неудачных ОЭЗ из имеющихся на тот момент 33 зон.

Тогда внимание на проблему обратил Общероссийский народный фронт, а Счетная палата провела глубокую проверку. Оказалось, что выделенные деньги потратили весьма странно

Например, в Иркутской области за 8 лет власти потратили 119 миллионов рублей на разработку плана и концепции развития. При этом для ОЭЗ выбрали неудачную площадку, вообще непригодную для туризма. Естественно, что никаких 3 тысяч рабочих мест в зоне на берегу Байкала создать не удалось.

Курорты Северного Кавказа получили от государства деньги на развитие, часть их разместили в «Национальном банке развития бизнеса». Потом у банка отозвали лицензию и 2,6 миллиарда бюджетных рублей были потеряны.

3 года назад представители власти на разных уровнях удивлялись, почему ситуация с бесконтрольными тратами и отсутствием любой деятельности в ОЭЗ так долго оставалась без внимания.

Но пришел 2019 год, а Счетная палата снова с удивлением обнаружила, что большая часть особых экономических зон так и не работает. Очевидно, что принятые в 2016 году решения не помогли.

По данным проверки ведомством обнаружилось, что 80% производимой продукции идет на внутренний рынок (хотя изначально ОЭЗ проектировались под экспорт), где имеет преимущества перед другими национальными производителями.

При том, что в зонах зарегистрировано 656 резидентов, деятельность ведет лишь около 25% из них. Вместо разработки новых видов высокотехнологичной продукции резиденты занимаются производством строительных материалов, автомобильных шин, лекарств.

В результате аудиторы пришли к выводу: резиденты используют особые экономические зоны лишь как способ снизить налоговую нагрузку. Но соглашениями устанавливается требование способствовать социально-экономическому развитию, которое фактически не выполняется.

Что дальше делать с ОЭЗ – никому не понятно. С одной стороны, есть примеры успешных зон (относится это к «Алабуге»), но с другой оказывается, что государственные расходы на эти зоны не приносят достаточной отдачи.

Вероятно, зоны пока продолжат функционировать, но под более пристальным надзором со стороны федеральных ведомств.

Кстати, недавно в России придумали новый тип особых зон – так называемые «внутренние офшоры». Это специальные территории, где могут перерегистрироваться компании, до этого работавшие из офшорных зон. Взамен они получат право работать по корпоративному законодательству той страны, откуда «сбежали». Пока проект не стал популярным.

Выводы

  • закупающим сырье за рубежом;

  • закупающим за рубежом оборудование;

  • реализующим произведенную продукцию на экспорт.

В то же время, бизнес, ориентированный на внутренний рынок, с экспортом/импортом никак не связанный, получает основные налоговые выгоды за счет снижения налога на прибыль и налога на имущество, которые имеют существенные ограничения по времени действия.

Таким образом, перевод бизнеса в ОЭЗ выгоден не для всех, не взвесив тщательно все перечисленные в настоящей статье факторы, можно столкнуться с ситуацией, когда расходы по такому переводу могут превысить выгоды, предоставляемые ОЭЗ. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector