Госзакупки для малого и среднего бизнеса: как продавать товары и услуги государству

Содержание:

Чем занимается специалист по госзакупкам?

Специалист по госзакупкам это многорукий многоног или универсальный солдат, который должен знать и уметь очень многое. Предлагаю рассмотреть перечень того, что обычно должен уметь делать специалист, который работает со стороны участника закупок.

Это:

  • Мониторинг извещений о проводимых тендерах;
  • Мониторинг изменений и разъяснений документации;
  • Сбор и подготовка документов;
  • Регистрация в ЕИС;
  • Аккредитация на площадках;
  • Настройка рабочего места для участия в тендерах;
  • Подготовка и отправка заявок;
  • Приобретение и установка электронной подписи на компьютер;
  • Мониторинг результатов участия в тендерах;
  • Запрос коммерческих предложений;
  • Подбор товаров под требование технического задания;
  • Взаимодействие с другими сотрудниками компании (при их наличии);
  • Расчет стоимости участия и логистики;
  • Анализ тендерной документации;
  • Подготовка и подача запросов на разъяснение;
  • Участие в торгах и переторжках;
  • Ведение досудебной претензионной работы;
  • Ведение сводного реестра участий;
  • Анализ Заказчиков, поставщиков, планов-графиков, собственного участия;
  • Согласование и заключение контрактов;
  • Подготовка и подача жалоб в ФАС;
  • Контроль и соблюдение обязательств по заключенным контрактам;
  • Мониторинг рынка;
  • Подготовка сводных отчетов и т.д.

Сколько можно заработать, и для кого подходит

Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:

  1. Юридические лица.
  2. Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.

То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.

Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:

Критерии сравнения Физические лица Юридические лица и ИП
Формат участия Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости Поставки различных категорий товаров и услуг
Предоставление услуг на постоянной основе Оказывать услуги на постоянной основе запрещено Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику
Кто платит налоги Налоговым агентом выступает заказчик Юрлица платят налоги самостоятельно
Ограничение на участие Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах
Максимальная сумма закупки Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей Ограничения по сумме не установлены

Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.

Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.

На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.

Заказчик услуги выступает налоговым агентом в отношении физических лиц и граждан-нерезидентов РФ (п.2 ч.13 ст. 34 «Об уменьшении суммы платы заказчику физическому лицу…»).

У юрлиц- и ИП-резидентов РФ уменьшение оплаты не производится. Они платят налоги в бюджет самостоятельно.

Для закрепления информации посмотрите видео:

Сколько можно заработать?

Ст. 14.1 УК РФ и ч.1 ст. 171 УК РФ регулируют законность деятельности предпринимателей, а также порядок участия в госзакупках, количество тендеров, в которых может участвовать физлицо или юридическое лицо.

С помощью тендеров закупаются разные категории товаров для самых разных объектов: школ, детских садов, больниц, строящихся дорог.

Для обоснования начальной максимальной цены контракта заказчики могут использовать несколько методов:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
  2. Нормативный метод.
  3. Тарифный метод.
  4. Проектно-сметный метод.
  5. Затратный метод.

Самым распространенным является метод сопоставимых рыночных цен.

Участвовать в тендерах можно веерно, то есть подавать заявки сразу в несколько ниш, где не требуется получение лицензии, а суть участия сводится к поставке товаров. В среднем маржинальность колеблется в пределах 15-30%.

Поищите заявки по нужным вам направлениям. Вносите в строку поиска все ключевые слова, которые могут использоваться заказчиками в описании объекта закупки. Так вы поймете, есть ли спрос на ваши товары, работы или услуги.

Ознакомьтесь с информацией, как часто проходят закупки, на какие суммы, кто выигрывает в тендерах. Это поможет вам проанализировать рынок, оценить доходность участия в закупках.

Анализировать рынок можно как по всей территории РФ, так и в конкретном регионе. Начинающие участники тендеров обычно выбирают региональные закупки в силу отсутствия опыта поставок товаров в другие регионы.

Если у вас редкая категория товаров или услуг, шансы заработать на закупках невелики. Нужно рассматривать смежные ниши, которые будут перспективны в плане заработка.

С чего начать участие в госзакупках?

Нужно сразу понимать объемы госзакупок. Информация о закупках со стоимостью выше 100 000 рублей размещается на профильном сайте zakupki.gov.ru

Для участия в конкурсе нужно найти подходящий конкретно вам профиль деятельности и заявиться в аукционе – он проводится прямо на сайте. Нельзя сказать, чтобы вся процедура регистрации была слишком простой, но разобраться все же можно.

Существует и упрощенный способ получения выгодного контракта – но в нем речь идет об относительно небольших суммах госзакупок. Они относятся к госзакупкам малого объема – в первую очередь этот вид сотрудничества может быть интересен представителям малого бизнеса. Товар или услуга предлагается напрямую конкретному госпредприятию, руководство которого и принимает решение о возможности заключения контракта.

В эту категорию попадают любые варианты госзакупок, если их стоимость не будет выше установленных 100 000 рублей. Суммой в 400 тысяч рублей ограничиваются организации образовательного сектора и учреждения культуры.

Решаем на собрании: место регистрации, уставный капитал и налогообложение

Минимальный уставный капитал для ООО — 10 000 рублей. Максимальный размер законодательством не регулируется. Уставной капитал формируют по решению учредителей в денежной и имущественной форме. Денежные и имущественные взносы фиксируются на собрании учредителей и подлежат сторонней оценке, если их стоимость превышает 20 000 рублей. На специальный накопительный счет перед регистрацией вносится 50% средств. Имущественная часть принимается по акту приема-передачи. Если учредитель один, стоимость имущества фиксируется в решении о регистрации ООО.

Не используйте офисы массовой регистрации при выборе адреса, проверьте место регистрации в открытом доступе на сайте ФНС. Специалисты инспекции при обработке регистрационных заявлений сверяются с ФИАС (федеральной адресной системой) и при отсутствии указанного адреса отказывают в регистрации.

Сразу же определитесь с системой налогообложения. Система налогообложения зависит от объема доходов и влияет на размер налогов компании. Заявку на выбранный режим подайте вместе с регистрационными документами или в течение 30 дней после внесения фирмы в реестр. Если пропустите этот срок, ФНС установит компании общий режим налогообложения (ОСНО).

ВАЖНО!

С чего начать бизнес в госзакупках и как выбрать нишу?

Для того чтобы выбрать свою нишу в бизнесе на госзакупках необходимо ознакомиться с большим количеством различной документации. Обычно в решении такого вопроса помогают специализированные организации. Но если дополнительных денежных средств на это нет, нужно выделить на это время и заняться решением подобного вопроса самостоятельно.
Самой эффективной площадкой для старта в подобной сфере деятельности являются электронные аукционы. В них зачастую нет большой конкуренции. После того как предприниматель выберет интересующий его тендер, ему необходимо подать заявку на участие в нем. Помимо этого, нужно собрать пакет определенных документов.

На самом аукционе члены комиссии выберут для себя самый выгодный вариант для дальнейшего сотрудничества.

Представлять свое предложение на подобном аукционе может каждая коммерческая организация. Для того чтобы получить допуск на участие в подобном конкурсе, необходимо знать все этапы его проведения.

Для того чтобы открыть бизнес на госзакупках с нуля и зарабатывать до 100 000 руб. в месяц, необходимо ознакомиться с основными принципами работы в такой сфере деятельности.

Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

  1. Положение о закупках: публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соблюдаются принципы 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах этого процесса — от планирования, до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит свое отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
  2. План закупок: по общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить им не может.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от 5-ти до 7-ми лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем 3 года.

  1. Извещение о закупке: действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданных планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
  2. Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:

    • требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика
    • требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке
    • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик
    • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора
    • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
    • формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке
    • описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч.6.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ и настоящим Положением
    • предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг
    • и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика
  3. Закупочные протоколы (в т.ч. протокол подведения итогов закупки): фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, который становятся частью заключаемого договора.
  4. Договор по итогам проведения закупки: фиксирует соглашение сторон об объеме их взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки (если эти условия уточняются по итогам преддоговорных переговоров, то результаты таких переговоров также публикуются).
  5. Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора, др.

Полезные правила

Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок. Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями. Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.

Законодательные изменения в сфере закупок на 2020 год

Дума приняла ряд законодательных поправок в части правил и порядка проведения государственного закупа, которые уже действуют или вступят в силу в течение года.

С 01.07.2020 года действует поправка в ФЗ-44 в части требования об обязательной регистрации поставщиков в Едином реестре, размещенном в ЕИС. При отсутствии регистрации система автоматически вернет заявку без рассмотрения.

Постановлением правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров от иностранных производителей. Новшество вступило в силу с 01.07.2020 года. Поставщики любой иностранной промышленной продукции будут лишены прав подписывать госконтракты.

Исключением являются случаи, когда компания имеет разрешение от Минпромторга на ее приобретение. Постановление Правительства от 14.07.2014 № 656, устанавливающее запрет на допуск отдельных категорий иностранных товаров для машиностроения, полностью утратило силу.

С 01.07.2020 года утверждены поправки в пп. «в» ч. 3 изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 19.02.2020 № 180 (ред. от 16.04.2020) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Кабмин утвердил новую типовую форму заявки для участия в запросе котировок.

Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ с 01.10.2020 года будет изменен порядок проведения запроса котировок. После вступления в силу поправок, запрос котировок заказчик сможет провести, если начальная минимальная котировка не будет выше 3 млн. руб.

Срок на подачу заявок сократится и составит 4 рабочих дня с даты, следующей за датой публикации извещения на ЭТП. Также для запроса котировок сократятся сроки размещения контракта в ЕИС контрактов. Заказчик будет обязан сделать это не позднее, чем через 3 часа после публикации итогового протокола. Заключить контракт стороны смогут не ранее, чем через 2 рабочих дня после публикации протокола в ЕИС.

В январе 2020 года запущена компьютерная программа под названием «Независимый регистратор». Она устанавливается в браузер на рабочем компьютере пользователя и отслеживает показатели работоспособности ЕИС, факты электронного мошенничества, а также специальным образом фиксирует полученные данные. Впоследствии они могут использоваться в качестве доказательств при оспаривании итогов конкурса в ФАС и суде (Письмо ФАС №ШЕ\13989\19 от 25.02.2019).

Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2020 г. № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства…» частично изменены требования к поставщикам в сфере капитального ремонта и демонтажа объектов капстроительства.

Они должны будут подтверждать опыт работы в рамках аналогичных договоров. Принимаются договора, ранее зарегистрированные в Реестре контрактов по ФЗ-44. Также принимаются контракты на капитальное строительство или реконструкцию зданий и сооружений, исполненные в течение 5 лет до подачи заявки.

Когда требуются услуги юриста по госзакупкам?

Законодательство о государственных закупках активно изменяется. Предприниматель, занятый основной деятельностью, не имеет возможности постоянно следить за поправками. Из-за этого поданная заявка, способ ее подачи или приложенные документы могут не соответствовать тем или иным требованиям. Как результат – конкурс проигран, время и средства потрачены впустую.

Также, возможен факт сговора и незаконное отклонение заявки на участие. Здесь не обойтись без помощи квалифицированного юриста по закупкам. Ведь необходимо собрать доказательную базу для обжалования решения в ФАС или представить интересы стороны в суде.

Читайте кейс по работе наших юристов: «Защита интересов клиента в ФАС»

Услуги по юридическому сопровождению участия в госзакупе включают не только консультации, но и:

  • заполнение заявки;
  • сбор документов;
  • анализ контракта и связанных с ним рисков;
  • защиту интересов при проведении госзакупок;
  • подача жалобы в ФАС и представительство в суде при нарушенных правах.

Все этапы конкурса будут проведены в соответствии с требованиями законов и подзаконным актов. Помощь опытного юриста – важный шаг к заключению выгодного контракта. Узнайте больше на консультации с юристом по государственным закупкам:

Об авторе

Марина Шмелева

Управляющий партнер
в компании

«Шмелева и Партнеры»

Председатель Саратовского областного состава арбитров Волго-Уральского отделения Арбитражного центра при РСПП, Третейский судья, докторант, доцент кафедры гражданского права СГЮА. Юрист-практик с опытом более 13 лет. Основное направление — защита интересов бизнеса в досудебном и судебном порядке, в соответствии с АПК РФ.

Способ №3. Заняться брокерством для заказчика или поставщика

Этот способ требует опосредованного участия в торгах. Брокеры зарабатывают и на решении других задач поставщиков или заказчиков. Вот список самых востребованных брокерских услуг:

  • транспортные услуги;
  • получение банковской гарантии;
  • составление заявок и закупочной документации;
  • разработка crm-систем;
  • консультирование и обучение тендерным продажам;
  • ведение бухгалтерии или сметного дела;
  • решение других локальных задач.

Например, программисты зарабатывают на разработке и продаже калькуляторов, парсеров, плагинов и т.д. Зачастую они даже не вкладывают собственные деньги, т.к. в такие проекты охотно инвестируют из-за широкого спроса. Наши друзья из «ТендерБро» сделали бесплатный плагин для поставщиков. Если до сих пор не поставили — ставьте, это очень удобно. Работает почти на всех браузерах. Установите, и ЕИС заиграет новыми красками.

Заработок брокеров считают по тарифам, которые зависят от суммы госконтракта или они получают фиксированную сумму за готовый продукт. Некоторые брокерские услуги зависят от других условий, например, количество позиций в техзадании. Есть бизнесмены, которые привлекают фрилансеров на отдельные проекты или на постоянной основе. А есть руководители, которые оформляет таких сотрудников по трудовому договору.

«Инструкции» для новичков государственных закупок

В виде подробной инструкции выступают Законы Российской Федерации, детально регламентирующие деятельность субъектов государственных торгов. К таким Законам относятся:

  1. Федеральный закон №44 – ФЗ;
  2. Федеральный закон № 223-ФЗ.

Федеральный закон №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года. Данный закон является основой регламентации порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же заключения контрактов и их исполнения.

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года (изм. 01 июля 2018 года). На основе данного закона «торгуются» муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, и другие организации, которые считаются коммерческими, однако государство очень активно вмешивается и контролирует их деятельность, в том числе, и закупки.

Фактически, Федеральный Закон №223 – ФЗ обязует заказчика создавать свое уникальное положение для каждой определенной закупки. То есть, фактически, он имеет право придумать свои условия проведения торгов. Естественно, в рамках Закона. Согласно ФЗ № 223 – ФЗ, заказчик обязан опубликовать закупку на всеобщее обозрение, чтобы она была доступна для всех поставщиков. И важным фактом является то, что в условии торгов не должно быть ограничения в конкуренции.

Грядущие изменения в Федеральном законе №44-ФЗ и №223-ФЗ

21 декабря 2017 года, в третьем чтении, был принят Законопроект по внесению изменений в Федеральный Закон №44-ФЗ. Так, с 1 июля 2018 года заказчики были вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения следующих видов торгов в электронной форме:

  1. открытого конкурса
  2. конкурса с ограниченным участием
  3. двухэтапного конкурса
  4. запроса предложений в электронной форме
  5. запроса котировок

А с 1 января 2019 года все заказчики обязаны будут проводить все закупки в электронной форме.

Причем, по решению Правительства, закрытые закупки так же могут быть проведены в электронной форме.

При том, что наша страна активно переходит на электронную систематизацию, такое нововведение легко объяснимо и понятно. Теперь для участия в запросе котировок не нужно будет доставлять конверт с заявкой лично, можно будет сэкономить на услугах курьера. А так же, не нужно будет больше переживать за целостность документа. То есть, данное нововведение не только облегчает (с какой-то стороны) жизнь участников торгов, но и добавляет безопасность и прозрачность в саму систему государственных закупок.

А так же, с 1 января 2019 года все реестры различных площадок объединят в один единый реестр участников закупок. С 1 января по 31 декабря 2019 года все аккредитованные ранее на электронных торговых площадках участники закупок, для участия в электронных процедурах, будут обязаны пройти регистрацию в единой регистрационной системе. Данное нововведение сможет показать общую картину активности участников государственных закупок, а так же усилит контроль над их деятельностью.

С 1 января 2019 года участник государственных закупок будет вправе решать, каким именно образом вносить обеспечение: денежными средствами или банковской гарантией. Такое изменение в законе должно очень помочь поставщикам, потому что банковские гарантии будут «дешевле», чем оплата реальными денежными средствами. Вообще при появлении банковских гарантий рынок будет все больше удешевляться и сама стоимость банковской гарантии будет не больше 1,5% за внесение обеспечения. Следовательно, это будет очень выгодный инструмент для предпринимателей.

Что же качается грядущих изменений в Законе № 223 – ФЗ, то их немного. Самым значимым является то, что с 1 января 2019 года заказчик будет обязан публично ранжировать закупки (которые будет проводить в бумажной и в электронной форме).

Что такое открытый и закрытый конкурс?

Открытые конкурсы – это самая популярная форма осуществления заказов от государства.

Самое больше преимущество такой системы заключается в том, что реклама о проведении открытого тендера размещается повсюду, где ее могут увидеть потенциальные участники.

В течение целого месяца, от начала тендера, на участие в нем могут подавать заявки все заинтересовавшиеся предприятия. Любые процедуры на таком аукционе фиксируются в документальной форме.

Аукционы также могут быть закрытыми, открытыми. Особенность состоит в проведении электронного аукциона. В нем можно участвовать исключительно в виртуальном режиме.

В тендере и аукционе на госзакупки могут брать участие коммерческие организации различных форм организации. В случае с индивидуальными предприятиями они не могут работать с юридическими лицами.

Обеспечение государственной закупки по 44-ФЗ

Под данным словосочетанием понимается денежное обеспечение заявки и контракта. Это два разных мероприятия, которые осуществляются на разных стадиях конкурса.

Однако суть у них одинаковая – компенсировать убытки заказчика при отказе поставщика от участия в конкурсе либо его отказе от исполнения обязательств по контракту.

Условие об обеспечении заявки заказчик устанавливает по собственному усмотрению. Обязательным оно является тогда, когда стоимость конкурса или аукциона превышает полмиллиона рублей (ст. 44 ФЗ-44).

Размер обеспечительного взноса зависит от начальной цены договора:

  • от 0,5 до 1 % – при начальной цене от 1 млн до 20 млн руб.;
  • от 0,5 до 5 % – при начальной цене от 20 млн руб.;
  • 2% – при начальной цене от 20 млн.

Хозяйствующий субъект может подтвердить серьезность своих намерений путем помещения взноса на специальный счет заказчика или предоставлением документальной гарантии банка. Средства обеспечения «замораживаются» до выхода итогового протокола.

Взносы возвращаются проигравшим – через 24 часа после обнародования последнего протокола, выигравшей стороне – после документальной фиксации отношений с нанимателем.

Обеспечение контракта по ФЗ-44

Это финансовая ответственность исполнителя перед заказчиком, гарантирующая , что компания не откажется от исполнения договоренности (ст. 94 ФЗ-44). Для тендеров, которые проводятся по ФЗ-44, рассмотренное условие обязательно.

Стороны подписывают контракт после того, как потенциальный поставщик предъявит документ, подтверждающий наличие обеспечения. Во всех прочих закупках заказчики устанавливают данное требование по своему усмотрению.

Сумма гарантийного взноса колеблется в пределах от 0,5% до 30% (после изменений в 2020 году – до 50%) от начальной стоимости лота. Законодатель определил, что для контрактов со стоимостью выше 50 млн. руб. обеспечение составит – 10%-30%, но не ниже суммы авансового платежа, если таковой предусмотрен.

Если цена, предложенная участником, на 25% ниже начальной, то в случае его выигрыша, размер гарантии увеличивается в 1,5 раза от суммы обеспечения, заявленной заказчиком. Это так называемые антидемпинговые меры (ст. 37 ФЗ-44). Они применяются для закупок, чья начальная цена превышает 15 млн. руб.

Договорные отношения с нанимателем могут быть обеспечены двумя способами – внесением средств на счет заказчика или посредством банковской гарантии.

Как выигрывать в тендерах

Технически — просто: подать заявку, предложить лучшие условия, обговорить нюансы с заказчиком и все, заказ ваш. Но на практике все иначе — нередко организатор закупки заранее договаривается с нужной компанией, от которой получит откат или с которой работает продолжительное время и не хочет ничего менять.

В таком случае ваша заявка — просто письмо для массовки: заказчик найдет причину, по которой ваше предложение отклонят.

Как молодой компании побеждать в закупках

Во многих тендерах заказчик смотрит на деловую репутацию и опыт работы компании — это играет такую же важную роль, что и цена. Поэтому недавно созданным компаниям сложнее выигрывать в тендерах, если есть конкуренция на заказ. Но есть закупки, где побеждает фирма, которая единственная подала правильно заявку и подошла по всем критериям.

Мы рекомендуем:

  • подавайте заявки на тендеры с суммами до 1 млн рублей — крупные компании не интересуют «маленькие» заказы, поэтому они реже будут подавать заявки на них
  • предложите самые выгодные условия — не обязательно заниженную цену, например, быстрые сроки доставки или дополнительные бесплатные опции
  • правильно заполните тендерную документацию — если ваш конкурент допустит ошибку, заказ отойдет вам, даже если он предложил лучшие условия

Пользуйтесь тендерным сопровождением

Тендерное сопровождение — это когда специалист помогает за деньги найти подходящий тендер, собрать пакет документов и победить в тендере. Эта услуга нужна предпринимателям, которые никогда не участвовали в закупках и не хотят разбираться в этом самостоятельно.

Ищите тендерных сопровождающих:

  • «Авито»
  • «Юду»
  • «Профи-ру»

Стоимость услуг сопровождающих начинается от 1 тысячи рублей.


Тендерный сопровождающий на «Авито»

Изучите документацию

Перед подачей заявки, изучите Положение о закупке, техническое задание и проект контракта:

Условия заключения контракта — сроки подписания контракта, может ли заказчик отказаться от его заключения, есть ли право заключения контракта с занявшим второе место победителем, в какие сроки вернут обеспечение заявки и другие моменты.
Все ли в порядке с документацией — подготовьте ее заранее, чтобы быстрее подать заявку на участие в закупках.
Проверьте итоговую цену контракта — в стоимость входят налоги, сборы, тара, упаковка, страхование, доставка и другие сопутствующие расходы

Обратите внимание на НДС — если вы работаете на ОСН, вам придется его оплатить самостоятельно.
Готовы ли вы следовать всем условиям контракта — если не выполнить договоренности с заказчиком, с вас может быть взята неустойка.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника это комплект документов в электронной или бумажной форме,
составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает
отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой
площадки

Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную
сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как
выиграть тендер в 2019 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Заключение

Зарабатывать на государственных закупках вполне реально. Это могут делать не только компании-исполнители, но партнёры и посредники. Существует несколько уже опробованных успешных моделей заработка: участник, посредник, тренер, подрядчик. Рынок закупок огромен: от бумаги и канцелярских ручек до автомобилей и военной техники. При желании в этой области ещё можно занять прибыльную нишу.

Читайте далее:

Участие в тендерах пошагово для начинающих

Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства

Банковская гарантия — это что простыми словами

Предприятия малого бизнеса: признаки, критерии

Как открыть ИП через Госуслуги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector