Статистическая отчетность: сроки, формы, порядок представления и ответственность

Меры ответственности

Поскольку передача статистической отчетности является неотъемлемой обязанностью любого юридического лица, зарегистрированного на территории РБ, то ее непредставление является нарушением. Белорусским законодательством предусмотрена ответственность за нарушение данного императивного указания.

Существует несколько нарушений, связанных с подготовкой статистической отчетности. К ним относятся следующие:

  • предоставление некорректных данных;
  • нарушение установленных сроков;
  • непредоставление отчетности.

Некорректные данные представляют собой неверное, искаженное отражение информации. Причин этому может быть несколько, включая наличие умысла, нарушение действующих нормативно-правовых актов, в том числе инструкций и указаний, а также в случае простой арифметической ошибки.

Перечисленные правовые нарушения относятся к предмету административного права. Если они не имеют состава преступления, то их совершение влечет наложение штрафа. Размер штрафа варьируется в пределах 20-100 базовых величин. Если нарушения были допущены повторно в течение 1 года, то штраф увеличивается и составляет 100-200 базовых величин. Если указанные нарушения стали следствием причинения крупного ущерба либо нарушили права и интересы отдельных граждан, общества или государства, то ответственный несет уголовную ответственность за подлог. В этом случае виновное должностное лицо может лишиться права занимать должность либо заниматься определенными видами деятельности совместно со штрафом, ограничением свободы до 3 лет или лишением свободы до 3 лет.

Если в первичных статистических документах были выявлены искажения, то их необходимо устранить. На внесение изменений отводится 5 дней.

Чтобы предотвратить наложение административных санкций на хозяйствующий субъект, целесообразно при формировании данных отчетов обратиться к профессионалам. Специалисты ООО “Бухгалтерские технологии” занимаются подготовкой документации, предназначенной для Госстата РБ. Они разбираются в методике заполнения форм. Все операции проводятся быстро, качественно и по приемлемой цене.

Как сдавать отчеты

У вас есть 2 варианта сдачи отчетности: онлайн и офлайн. По сути, оба варианта требуют наличия подключения к интернету, но – на разных этапах: онлайн-отчетность заполняется в личном кабинете на сайте и требует постоянного подключения к интернету (пока заполняете отчетность), офлайн-версия позволяет вам создать отчеты в скачиваемой программе, после чего эти отчеты нужно будет выгрузить и послать на специальную почту Росстата (интернет требуется только на последнем этапе).

Чтобы сдать отчет онлайн, вам нужно:

  • Зарегистрироваться в системе, выполнить вход в личный кабинет.
  • В личном кабинете выбрать вкладку «Назначенные формы» -> «Отчетные кампании».

Вы попадете на список отчетностей, которые можно сдать. Выбираем нужную отчетность, жмем «Операции» -> «Создать отчет».

Появится окно создания отчета. Сначала вам нужно выбрать отчетный период, затем – указать основную информацию.

  • Внизу будут вкладки: общая информация, пункт 1, пункт 2 и так далее. Доступ к следующей вкладке открывается тогда, когда вы правильно заполнили все данные из предыдущей. Заполните отчет.
  • Заполнили все данные – нажмите на «Контроли» в нижней части страницы. Личный кабинет укажет вам, какие данные конфликтуют – исправьте конфликты.
  • Все готово – жмите «Отправить». Вас уведомят, когда отчет примут.

В офлайн-версии все работает так же: запускаем программу, выбираем отчет, жмем на «Создать», заполняем все данные, проверяем контроли.

Как заполнить отчет в Росстат

Для тех, кто решил заполнить отчёт самостоятельно: чтобы не пришлось читать приказ с указаниями, мы постарались понятно рассказать про показатели, которые требуют чуть больше расчётов и могут вызывать вопросы. 

В отличие от налоговой, Росстат не будет начислять вам налог или взносы, поэтому и к цифрам в отчёте относится не так строго. Данные нужны Росстату только для статистики, да и сам отчет больше похож на анкету. 

Информация о работниках

Индивидуальные предприниматели указывают сотрудников в пункте 4. Он считается так: нужно сложить всех сотрудников за каждый день месяца (даже тех, кто болел, был в отпуске и т п.) и разделить на общее число дней в месяце. Затем, количество сотрудников за все месяцы разделите на 12, в том числе если вы зарегистрировались в середине года. По порядку заполнения следует рассчитать партнёров и членов семьи, которые участвуют в бизнесе, но мы рекомендуем не подвергать риску эту информацию и упростить себе заполнение отчётности без этих данных.

Для ООО нужно заполнить среднее количество сотрудников по трудовым договорам (кроме женщин в декрете и тех, кто в учебном отпуске), сотрудников по договорам ГПХ и внешних совместителей.

Общее количество всех сотрудников складывается из трех показателей:

  1. Сначала рассчитайте среднее количество внешних совместителей. Отработанные часы за каждый месяц нужно разделить на количество рабочих часов в день (если у вас стандартная пятидневка, то на 8). Например, сотрудник принят на 3,2 часа:
    3,2/ 8 = 0,4.
    Полученное число нужно умножить на дни, отработанные сотрудником, и разделить на количество рабочих дней в месяце. Например, сотрудник работал 10 дней по 3,2 часа, а в месяце было 22 рабочих дня:
    0,4 x 10 / 22 =0,18
    Так следует рассчитать за каждый месяц, результаты сложить и разделить на 12.

  2. Сложите сотрудников по договорам ГПХ за каждый день месяца и разделите на количество дней в месяце. Затем общее число за все месяцы разделите на 12.

  3. Прибавьте количество сотрудников из отчёта РСВ в налоговую.

В фонд зарплаты включаются оклад, премия, оплата отпусков без вычета НДФЛ. Не нужно учитывать больничные и пособия, страховые взносы, дивиденды, расходы на командировки, а также вознаграждения за услуги самозанятых и ИП. 

Распределение выручки по ОКВЭД

Общую сумму выручки нужно взять из отчёта в налоговую:

  • на УСН «Доходы» — строка 113 из раздела 2.1;
  • на УСН «Доходы минус расходы» — строка 213 из раздела 2.2;
  • на ЕНВД — фактический доход;
  • на патенте — доход из книги учёта доходов.

Дополнительно всю выручку необходимо распределить по ОКВЭДам. 

Основные фонды (средства)

Сначала напомним, основные средства — это товары или имущество, которые используются для бизнеса со сроком использования дольше года и стоимостью дороже 40 000 рублей. Например, офис, оборудование, автомобиль, инвентарь, не предназначенные для перепродажи.

Индивидуальным предпринимателям нужно указать:

  • стоимость приобретения всего имущества, которое было на конец 2020 года;
  • cтоимость приобретения имущества, купленного в 2020 году.

Для ООО придётся посчитать больше данных:

  1. Для графы 3 посчитайте стоимость приобретения всех основных средств, которые были на конец 2020 года. 

  2. Для графы 4 рассчитайте амортизацию основных средств, оставшихся на конец 2020 года, как описано в статье. Амортизацию нужно рассчитать за всё время использования, и вычесть эту сумму из стоимости приобретения. В итоге вы получите стоимость основных средств с учётом износа.

  3. Если у вас были затраты на строительство здания, покупку автомобиля или создание другого основного средства, которое ещё не использовали, заполните эти данные в графе 5. Учитываются затраты из своих средств и в виде кредитов, займов, субсидий.

Статья актуальна на 04.02.2021

Зачем Росстату отчетность?

Собственно говоря, с какой целью Росстат собирает статистику с предприятий? Для чего эта информация нужна государству?

Основная задача ведомства — отслеживать динамику развития экономики, темпов промышленного производства и оказания услуг. Давать оценку тому, как развиваются отдельные города и регионы, изучать зависимости успешности бизнеса от форм собственности предприятий по различным отраслям, сопоставлять эффективность работы государственных и частных компаний.

В числе самых востребованных типов консолидированной информации, которую собирает Росстат, — средняя зарплата (исчисленная). Ее некоторые эксперты называют одним из макроэкономических показателей. Некоторые аналитики считают, что сведения, собираемые ведомством с помощью статистических отчетов от предприятий, являются одним из инструментов подсчета ВВП России и иных значимых индикаторов развития экономики страны.

Порядок внесения исправлений в статистические отчеты

Внесение исправлений в уже представленные по назначению статистические отчеты производится в соответствии с Инструкцией о порядке исправления отчетных данных в случаях выявления приписок и других искажений в государственной отчетности, утвержденной Постановлением Госкомстата СССР от 22 июня 1988 г. N 69.

Предприятия, объединения, учреждения, организации, а также министерства, государственные комитеты и ведомства, в отчетах которых выявлены приписки и другие искажения данных, вносят исправления в отчеты, а также во все взаимосвязанные показатели этих и других отчетов и не позднее трехдневного срока представляют исправленные отчеты статистическим органам и во все другие адреса, в которые были представлены отчеты, содержащие недостоверные данные, сделав соответствующие примечания о причинах изменения данных.

Исправления в отчеты вносятся вне зависимости от того, кем были выявлены приписки и другие искажения в отчетности: вышестоящей организацией, органами государственной статистики и другими органами, которые в соответствии с возложенными на них функциями проверяют достоверность отчетных данных или работниками самого предприятия.

Исправления отчетов производятся в следующем порядке:

  1. В случаях выявления приписок и других искажений в отчетности текущего года исправления вносятся в отчет за тот отчетный период, в котором были допущены приписки и другие искажения, в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности, и во всех последующих отчетах.
  2. При выявлении приписок и других искажений в отчетах за какой-либо период прошлого года все исправления вносятся в отчет за тот же период прошлого года (в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности), в нарастающие итоговые данные отчетов за последующие периоды, а также за прошлый год в целом.
  3. В случаях, когда исправление данных вызывает необходимость изменения системных записей бухгалтерского учета, исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года производится в первом отчете после обнаружения приписок и других искажений в отчетности при этом исправления вносятся в данные за все периоды, предусмотренные формой отчетности.
  4. Если не установлен период совершения приписки или искажения, исправление отчетных данных вносится в первом отчете после обнаружения приписки или искажения в отчетности.

Лица, обязанные представлять статистическую отчетность

Общие правила представления статистической отчетности установлены Законом №282-ФЗ. Так, п.2 ст.6 Закона №282-ФЗ выделены определенные категории респондентов, подлежащих федеральному статистическому наблюдению Росстатом. Среди них, например:

— юридические лица;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;

— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ.

Означает ли это, что все без исключения респонденты должны представлять в органы Росстата статистическую отчетность?

Нет, поскольку статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным.

В части осуществления сплошного наблюдения обязанность представлять определенные формы статистической отчетности возлагается на всех категорий респондентов.

В части выборочного наблюдения ситуация иная. Выборочная форма наблюдения проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) на основе представительной (репрезентативной) выборки, проводимой органами Росстата (п.1 ст.6 Закона №282-ФЗ).

Так, выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом в форме (п. 1 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №79, далее по тексту — Правила №79):

— ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);

— ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата (п.2 Правил №79).

В этом случае субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (п.4 ст.8 Закона №282-ФЗ).

Например, с отчета за I квартал 2015 года введены в действие Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Сведения по форме №ПМ представляются ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года. Форма включает в себя 2 раздела:

— численность и начисленная заработная плата работников;

— общие экономические показатели

Форма должна быть представлена малым предприятием в подразделение территориального органа Росстата не позднее 29 апреля 2015 г.

А как определить, включен ли субъект малого и среднего бизнеса в перечень освобожденных  от представления статистической отчетности респондентов?

Такой перечень утверждается Росстатом ежегодно. На территориальные подразделения Росстата возложена обязанность доведения информации о включении малых предприятий в перечень выборочного статистического наблюдения, а также о формах статистической отчетности и указаний по их заполнению (п. 4 Правил № 79). Однако сам порядок доведения такой информации до респондентов нигде не регламентирован.

На практике территориальные подразделения Росстата осуществляют адресную почтовую рассылку.

В ряде регионах информация о респондентах, обязанных представить статистическую отчетность и перечень самих форм, публикуется на самом сайте территориального подразделения Росстата (в подразделе «Статистическая отчетность»).

Респондент может лично обратиться в подразделение Росстата и получить всю необходимую информацию.

Отметим, что в любом случае малый бизнес не освобожден от представления годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики по месту регистрации (п. 1 ст. 18 Закона №402-ФЗ). 

Порядок представления государственной статистической отчетности

Статистическая информация представляется в форме отчетно — статистической документации.

Состав и методология исчисления показателей, совокупность хозяйствующих субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления указываются в отчетно — статистической документации и Инструкции по ее заполнению.

Все вышеперечисленные параметры являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкции утвердившего их органа.

В соответствии с п.4 Положения по статотчетности статистические показатели, в том числе составляющие государственную, военную и коммерческую тайну, представляются в соответствии с установленным порядком бесплатно. Статистическая информация закрытого характера представляется органам государственной статистики в порядке, обеспечивающем сохранение государственной и военной тайны.

Статотчетность должна быть представлена на бумажных носителях на бланках установленной формы и в срок.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности.

Постановлением Госкомстата России от 14 марта 1998 г. N 29 разрешено представление статистической информации по формам государственного статистического наблюдения с годовой периодичностью на машинных носителях или с использованием средств коммуникаций.

Статистическая информация, представленная на машинных носителях, в обязательном порядке одновременно подтверждается сопроводительным письмом, оформленным на основании ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения».

Статистическая информация, представляемая с использованием средств коммуникаций, в обязательном порядке подтверждается копией на бланке формы. При этом подтверждение на бланке формы представляется организациями в течение месяца с момента передачи статистической информации с использованием средств коммуникаций.

При представлении информации на машинных носителях или с использованием телекоммуникаций должны быть обеспечены следующие условия:

  • идентичность статистической информации, представляемой организациями на машинных носителях или с использованием средств телекоммуникаций, с бумажным носителем;
  • соблюдение структуры файлов, заявленной организациям территориальными комитетами государственной статистики.

При невыполнении данных требований отчетность считается непредставленной.

Датой представления государственной статистической отчетности для одногородних предприятий считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородних — дата отправления, обозначенная в штемпеле почтового предприятия.

Для одногородних предприятий и организаций почтовые отправления не допускаются.

Юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, представляющим статистическую отчетность (информацию), в соответствии с действующим законодательством гарантируется защита представленной ими информации, соблюдение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также конфиденциальность сведений.

В связи с этим статистические и иные органы, получающие и использующие в рамках осуществления статистической деятельности информацию, несут ответственность за нарушение ее конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством.

Автоматизированная система доступа к данным таможенной статистики внешней торговли

Формирование и представление данных таможенной статистики внешне торговли в сетях Internet/Intranet осуществляется программными средствами АСД «Доступ-ТСВТ» в соответствии со следующим технологическим процессом:

1. Штатными средствами, в соответствии с установленным регламентом, осуществляется формирование информационных массивов из систем оперативной обработки данных ЕАИС, а также из данных внешних источников. Первичные источники данных размещаются на технических средствах, расположенных в третьем сегменте ЛВС являющимся полностью защищенной зоной.

2. Сформированные информационные массивы таможенной статистики и анализа, полученные с помощью инструментария этой системы размещаются на серверах расположенных во втором сегменте ЛВС, являющимся частично защищенной зоной. Таким образом, вся входная информация для АСД «Доступ-ТСВТ» размещается в частично защищенной зоне.

Формирование информационных массивов ТСВТ АСД «Доступ-ТСВТ» осуществляется в соответствии с установленным регламентом. При этом, в целях минимизации времени отключения Web-севера системы от среды Internet/Intranet, используется технология информационного буфера. Суть технологии заключается в том, что сначала формируются технологические информационные массивы ТСВТ системы, размещаемые в частично защищенной зоне.

3. После завершения процедур обновления экспонируемых ИМ ТСВТ АСД «Доступ-ТСВТ» абоненты Internet/Intranet вновь получают доступ к этим ресурсам.

Доступ к информационным ресурсам и инструментарию АСД «Доступ-ТСВТ» осуществляется в идеологии открытого доступа для категорий пользователей, занимающихся анализом данных, с сохранением широких возможностей для получения разнообразных аналитическо-статистических данных.

Оперативный анализ ТСВТ производится путем запуска соответствующих приложений из состава Oracle BI и Oracle Essbase. Формирование предопределенных запросов осуществляется на основе использования средств Oracle Application Express.

Аналитический инструментарий АСД «Доступ-ТСВТ» находится в отрытом доступе на сайте Федеральной таможенной службы России (http://stat.customs.ru).

Особенно следует выделить инструментарий, обеспечивающий формирование нерегламентированной отчетности по данным таможенной статистики внешней торговли на уровне 6-ти знаков ТН ВЭД (http://stat.customs.ru/analytics/saw.dll?Answers&NQuser=tsvt_ru&NQPassword=tsvt_ru)

Ответственность

В соответствии с Законом РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 «Об ответственности за нарушения порядка представления государственной статистической отчетности» руководители и другие должностные лица, подписавшие отчет, несут административную ответственность за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов.

Так, согласно ст.3 данного Закона органам государственной статистики предоставлено право применять к руководителям и другим должностным лицам организаций вне зависимости от их формы собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности согласно п.7 Положения по статотчетности является опоздание, длящееся до одних суток, а опоздание, длящееся более одних суток, рассматривается как ее непредставление.

Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методических указаний по составлению государственной статистической отчетности, а также арифметических ошибок (п.8 Положения по статотчетности).

Дела о таких административных правонарушениях рассматривают Председатель Росстатагентства России (Госкомстата России) и его заместители, руководители республиканских (республик в составе Российской Федерации), краевых, областных, автономной области, окружных, Московского городского, Санкт — Петербургского комитетов и управлений статистики и их заместители, начальники районных и городских отделов статистики.

Постановление о наложении административного взыскания должно быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения начальнику вышестоящего органа государственной статистики или в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.

Штраф уплачивается нарушителем в учреждение банка не позднее 15 дней со дня получения постановления или со дня уведомления его об оставлении жалобы на постановление без удовлетворения. Органу государственной статистики предъявляется квитанция об уплате штрафа.

При неуплате штрафа в пятнадцатидневный срок штраф согласно п.15 Положения по статотчетности взыскивается налоговыми органами.

В случае представления искаженных статистических данных, повлекших необходимость исправления итогов сводной отчетности, органы государственной статистики на основании ст.3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 имеют право взыскивать с предприятий, учреждений, организаций, объединений возникший в результате этого ущерб.

Дополнительные работы по исправлению итогов сводной отчетности оформляются актом выполненных работ, где указывается сумма произведенных затрат, т.е. нанесенного ущерба.

В соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3116, в адрес предприятий, представивших искаженные данные, направляется претензия, к которой прилагается копия акта выполненных работ и другие документы, необходимые для урегулирования спора.

В случае отказа предприятия добровольно возместить нанесенный ущерб взыскание производится через арбитражный суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector