Виды судов и их характеристика

Конституционный суд

Порядок создания и действие Конституционного суда установлено Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный суд уполномочен разрешать дела, касающиеся вопросов права, в то время как сами фактические обстоятельства дела конституционный суд не рассматривает.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В Конституционный суд могут подавать свои обращения граждане, организации, должностные лица в том случае, если они считают, что нарушены их права и свободы, установленные Конституцией РФ при разрешении их дела в суде, если считают, что какие-либо положения нормативного акта не соответствуют Конституции РФ, либо считают, что сами положения Конституции изложены неопределенно и необходимо их уточнить.

Какие дела могут быть рассмотрены в данной судебной инстанции?

Все вопросы, связанные с рассмотрением гражданских дел, регулируются отдельным документом – гражданско-процессуальным кодексом РФ. Согласно отдельным положениям кодекса, в суды общей юрисдикции направляются исковые заявления для рассмотрения дел, где сторонами выступают непосредственно граждане.

В данной инстанции могут быть рассмотрены следующие обращения:

  • иски, касающиеся дел гражданских, трудовых и семейных, жилищных, земельных и других вариантов правоотношений;
  • заявления о взыскании долгов, в отношении которых уже был выписан судебный приказ;
  • обращение на неправомерное действие или на полное бездействие госорганов;
  • дела, в рамках которых потребуется открыть особое производство с целью в будущем установить определенный юридический факт;
  • в случае необходимости оспорить решение третейского судьи или получить ИЛ на решение выданное таким судьей.

Какие дела рассматривает мировой судья?

На этом этапе гражданские дела рассматривает мировой судья. Уполномоченное лицо вправе открывать делопроизводство лишь в то случае, когда:

  • сумма искового обращения составляет не более 5 тыс. рублей, включая раздел имущества граждан, состоящих в брачных отношениях;
  • когда при расторжении брака, родители не выдвигают спорных требований относительно проживания и воспитания детей;
  • по делу уже был выдан судебный приказ;
  • если устанавливается порядок пользования имуществом гражданина.

Все остальные дела рассматриваются уже районным судом в том регионе, где проживает или фактически находится оветчика, а иногда и заявитель.

Кем и в каком порядке рассматриваются дела об административном правонарушении?

Регулированием данного вопроса занимается одноименный кодекс, однако, есть ряд нюансов, которые обязательно стоит принимать во внимание при подаче искового заявления. Если в деле нет одной из сторон, то рассмотрение такого обращения будет происходить в судах общей юрисдикции

Судебное разбирательство, в котором может потребоваться проведение административного расследования, а также выезд за пределы государства, приостановление какой-либо деятельности или дисквалификации уполномоченных сотрудников госслужбы или муниципального органа, организуется в районном суде

Если в деле нет одной из сторон, то рассмотрение такого обращения будет происходить в судах общей юрисдикции. Судебное разбирательство, в котором может потребоваться проведение административного расследования, а также выезд за пределы государства, приостановление какой-либо деятельности или дисквалификации уполномоченных сотрудников госслужбы или муниципального органа, организуется в районном суде.

В случае рассмотрения дел о различных собраниях и митингах, а также о нарушениях общественного порядка и безопасности, обращение происходит непосредственно в районные суды. Все остальные дела и обстоятельства рассматривают мировые судьи.

Как рассматриваются уголовные дела?

Регулирует рассмотрение уголовных дел одноименный кодекс. Подобные делопроизводства находятся под юрисдикцией районных и мировых судей. Если обвиняемым было подано специальное ходатайства, то к заседанию привлекаются присяжные заседатели.

Заключение

Помимо перечисленных судебных инстанций также можно отметить военные суды, где рассматриваются вопросы, связанные с действиями военных преступников, а также третейские и арбитражные суды. Каждый орган наделен определенными полномочиями и может принимать соответствующие решения, исходя из общих обстоятельств дела. Именно этими моментами стоит руководствоваться при обращении с исковым заявлением в судебную инстанции.

Судов в России много. Это и мировой, и районный, и областной, и Верховный. В результате, многие обыватели попросту теряются и затрудняются даже себе ответить, в какой суд с каким делом нужно обращаться. Эксперты-юристы предлагают свои инструкции, как начать разбираться в судопроизводстве РФ.

Одним из признаком цивилизации является и возникновение различных споров между людьми. И, естественно, необходимо их разрешать, причем так, чтобы все было по справедливости. Ведь права и свободы каждого гражданина страны должны соблюдаться.

Запомнить

Чтобы понять, в какой именно суд обращаться с иском, нужно ответить на вопросы:

  1. Кто стороны спора? Если истец или ответчик участвует в споре не как участник предпринимательской деятельности, обращаться нужно в суд общей юрисдикции. Если оба из них предприниматели или юрлица — в арбитражный суд.
  2. Не подпадает ли требование под компетенцию мирового судьи? Если нет, нужно идти в районный суд.
  3. Нет ли в договоре пункта о суде, рассматривающем дело? Если суд определен сторонами, то именно он должен рассматривать дело.
  4. Не применяются ли к требованию правила альтернативной подсудности? Если применяются, нужно выбрать наиболее удобный суд.
  5. Не применяются ли к требованию правила исключительной подсудности? Если применяются, обращаться нужно в суд, определенный законом.
  6. Если нет, подавать иск нужно по месту жительства физического лица или месту нахождения организации.
  7. Как называется нужный суд и какой у него адрес? Ответ на этот вопрос поможет найти официальный портал ГАС «Правосудие».

Состав и полномочия Президиума областных судов

Количественный состав Президиума определяется Президентом РФ на основе письменного представления Председателя ВС РФ. В его состав обязательно входят председатель и заместитель председателя суда, руководители коллегий, а также судьи в минимально необходимом количестве.

Президиум имеет достаточно широкие полномочия:

  • рассмотрение дел в порядке надзора, кассации или на основе новых выявленных обстоятельств;
  • анализ и систематизация судебной практики;
  • контроль над работой аппарата суда;
  • анализ результатов работы коллегий посредством заслушивания отчетов их руководителей;
  • утверждение членов коллегий.

Кворум Президиума как коллегиального органа составляет 50% плюс один судья от общего количества членов. Согласно нормам федерального закона РФ «О судебной системе», заседания этого коллегиального органа должны проходить минимум 2 раза в месяц.

Городские (районные) суды

Это самая многочисленная ступень в системе правосудия российского государства. В отличии от мировых, районные (городские) суды имеют свою структуру.

Возглавляют данный орган председатели, которые выполняют организационную работу. Кроме того, они ведают решением всех хозяйственных вопросов, которые влияют на жизнедеятельность вверенного им подразделения.

Во всех районных (городских) судах штатным расписанием предусмотрена должность заместителя председателя, функциональные обязанности которого утверждаются председателем суда. Отметим, что руководство, наряду с рядовыми судьями, ведет и судебные процессы.

В структуре рассматриваемого подразделения действует и вспомогательный аппарат. Основные задачи у него такие:

  • прием исковых заявлений у граждан;
  • регистрация новых дел во всех журналах, ведение которых предусмотрено законодательством;
  • введение информации о деле в электронную систему;
  • распределение дел между судьями;
  • послесудебное оформление дел для сдачи их в архив;
  • ведение деловой переписки с другими организациями.
  • контроль над оплатой судебных сборов;
  • контроль вручения истцу, ответчику, а также свидетелям повесток в суд.

Состав и полномочия коллегий судов

Как мы уже отмечали, федеральные суды общей юрисдикции РФ на областном уровне работают по коллегиальному принципу. Состав судей гражданской и уголовной коллегий, а также численность этих комиссий, утверждается на заседании Президиума суда.

Эти органы рассматривают в рамках своей компетенции судебные дела в кассационном и порядке надзора. Кстати, федеральное судебное законодательство предоставляет названным коллегиям и функции суда первой инстанции.

Безусловно, на таком уровне не будут рассматриваться вопросы о разводе между сельскими жителями. Под их юрисдикцию будут подпадать дела, рассмотрение которых имеет большой резонанс в обществе. Также на заседаниях коллегий для вынесения максимально верных решений рассматривается юридическая практика других судов и анализируется правильность и логика принятия решений.

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

  • альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в <название государственного суда>, или в <название третейского суда>»;

  • безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в <название третейского суда>»;

  • конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с <вид нарушения> передаются на разрешение в <название третейского суда>. Все остальные споры передаются на разрешение в <название государственного суда>».

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:

  • председателя районного суда;

  • его заместителя (заместителей);

  • судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Какой тип судебной системы в России?

Судебная власть РФ осуществляет правосудие на территории страны.

В Российской Федерации действует гражданско-правовая система, где законодательные акты являются основным источником гражданского процесса. Прецеденты не имеют обязательной силы, однако нижестоящие суды часто следуют позиции высших судов, но не полагаются на них напрямую (за исключением определенных случаев Верховного суда и Конституционного суда).

Основными источниками гражданского процесса являются:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс (АПК – № 95-ФЗ от 24.07.02);
  2. Гражданский процессуальный кодекс от (ГПК – №138-ФЗ от 14.11.02);
  3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ;
  4. Уголовный кодекс от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
  5. Кодекс об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Но и в этом случае список нормативно-правовых актов, которые определяют судебную систему РФ будет не полным, однако даст некоторое фундаментальное представление о ней.

Статья 22.1 ГПК РФ — Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда

1. Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, подведомственные судам в соответствии с настоящим Кодексом, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные судам в соответствии с настоящим Кодексом:

1) споры, предусмотренные пунктом 4 части первой статьи 22 настоящего Кодекса;

2) споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

3) споры, возникающие из трудовых отношений;

4) споры, возникающие из наследственных отношений;

5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;

6) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

8) споры о выселении граждан из жилых помещений;

9) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;

10) иные споры в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

3. Споры между участником юридического лица и самим юридическим лицом и споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом, если у участников юридического лица есть право на подачу такого иска в соответствии с федеральным законом, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда в соответствии с частью четвертой настоящей статьи только в случае, если это юридическое лицо, все его участники, а также иные лица, которые являются истцом или ответчиком в указанных спорах, заключили арбитражное соглашение о передаче в третейский суд указанных споров.

4. Указанные в части третьей настоящей статьи споры могут рассматриваться третейским судом только при передаче указанных споров на рассмотрение третейского суда с местом арбитража на территории Российской Федерации, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, утвердившим и опубликовавшим специальные правила разбирательства корпоративных споров в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Вопрос 1Кто стороны спора?

В России две системы судов: суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Чтобы определить, в какой суд обращаться, сначала нужно понять, кто стороны спора.

В арбитражных судах судятся организации и индивидуальные предприниматели по экономическим спорам.

Если хотя бы одна из сторон — физическое лицо, дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции. Исключение — банкротство физического лица. Банкротные дела всегда рассматриваются арбитражными судами.

Например, предприниматель Петров В. П. не вернул два кредита: один — на развитие бизнеса, другой — потребительский на покупку нового телевизора. В первом случае банк подаст на него иск в арбитражный суд, а во втором — в суд общей юрисдикции.

Высшее звено судов общей юрисдикции

Высшее звено — это Верховный суд РФ.

    1. Пленум (не обладает полномочиями по осуществлению правосудия);
    2. Президиум (высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
    3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам  и Военной коллегией);
    4. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
    5. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. — то же));
    6. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

Подробнее

    1. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
    2. утверждает по представлению Председателя Верховного суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ;
    3. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ;
    4. рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы;
    5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного суда РФ и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного суда РФ о деятельности коллегий;
    6. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

    • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам  и Военной коллегией;
    • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
    1. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    2. обобщают судебную практику;
    3. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Правосудие, судебная власть и организация судебной системы

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на разрешение споров о праве, то есть решение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предполагаемым нарушением норм права. Оно осуществляется специальными государственными органами — судами, от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и иных дел. Видом государственной власти, обладающей полномочиями на осуществление правосудия, является судебная власть. Правовой основой осуществления правосудия в РФ является Конституция РФ (гл. 7), а также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система представляет собой упорядоченное построение судов с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Судебная система РФ включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ (рис. 2.1).

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ и районные суды, образующие систему судов общей юрисдикции, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, военные и иные специализированные суды.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, составляет звено судебной системы.

Конституционный Суд РФ является однозвенным и функционирует в масштабе всей Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции состоят из трех звеньев: основное звено — районные суды; среднее звено — суды субъектов РФ; высшее звено — Верховный Суд РФ. Аналогичным образом подразделяются специализированные (арбитражные и военные) суды: основное звено, соответственно, — суды армий, соединений и гарнизонов, а также и арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено — суды военных округов и флотов, а также арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); высшее звено — Коллегия по делам военнослужащих и Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Подсудность — это определяемое признаками юридического дела свойство, в зависимости от которого дело рассматривается тем или иным судом. Например, умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, квалифицируемое по ч. 1 ст. 105 УК РФ, подлежит рассмотрению районным (городским) судом; в то же время умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), рассматривается судом субъекта РФ.

Инстанция — это судебный орган (суд), управомоченный на выполнение определенных функций по осуществлению правосудия, то есть принятию решений по существу дела и проверке законности и обоснованности этих решений.

Выделяют суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о признании (непризнании) подсудимого виновным и о применении (неприменении) к нему уголовного наказания. По гражданским делам это разрешение вопроса о доказанности (недоказанности) гражданского иска и принятие в этой связи судебного решения об его удовлетворении (или отказе). В зависимости от подсудности судом первой инстанции может быть любое звено судебной системы.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции приговора (решения), не вступившего в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции для судов общей юрисдикции может выступать только вышестоящий суд по отношению к суду, вынесшему обжалуемый приговор (решение).

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке апелляции. Полномочиями судов надзорной инстанции обладают только суды среднего и высшего звена.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в установленном законом порядке формируются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества в России является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и входящими в его систему органами. Руководитель Судебного департамента при ВС РФ назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Дополнительный комментарий к ст. 23 ГПК РФ

Под подсудностью в гражданском процессуальном праве понимается институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел к ведению конкретных судов судебной системы Российской Федерации для рассмотрения по первой инстанции.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев: районные суды — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов — Верховный Суд РФ. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят также военные суды, создаваемые по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Военные суды гарнизонов приравниваются к районным судам, а флотов и округов — к областным и соответствующим им судам.

Значение института подсудности возросло с принятием действующей Конституции РФ, в которой в качестве одного из основных прав человека и гражданина зафиксировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом .

Это конституционное положение означает, что правила подсудности должны быть четко закреплены в федеральном законе. Законом субъекта Российской Федерации эти правила устанавливаться не могут, поскольку в силу ст. 71 Конституции РФ судоустройство и судопроизводство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Нарушение этих правил, произвольное изменение подсудности дела является основанием к отмене решения суда.

Гражданские дела рассматриваются по первой инстанции либо мировыми судьями, либо федеральными районными судами (гарнизонными военными судами), либо верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов (окружными, флотскими военными судами), либо Верховным Судом РФ.

Подсудность конкретных категорий гражданских дел судам определенного звена судебной системы является родовой. Правила родовой подсудности содержатся в ст. ст. 23 — ГПК РФ.

Другой вид подсудности — территориальная подсудность, правила которой распределяют гражданские дела между судами одного уровня, т.е. между мировыми судьями, между федеральными районными судами, между верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономных областей, автономных округов. Правила территориальной подсудности не распространяются на Верховный Суд РФ, поскольку он один.

Территориальная подсудность имеет несколько подвидов: общая (ст. ГПК), альтернативная (ст. ГПК), исключительная (ст. 30 ГПК), договорная (ст. ГПК), подсудность по связи дел (ст. гпк).

В ст. 23 ГПК РФ в действующей редакции перечислены дела, подсудные мировому судье. Эта статья воспроизводит, с некоторыми редакционными уточнениями, положения ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела о выдаче судебного приказа. Нормы гл. 11 Кодекса не связывают возможность выдачи судебного приказа по перечисленным в ст. 122 ГПК требованиям с их размером в отличие от требований по имущественным спорам, дела по которым рассматриваются и разрешаются в исковом порядке и подсудны мировым судьям при условии, что их размер (цена иска) не превышает 50000 руб., установленных законом на момент подачи заявления.

Это объясняется тем, что судебный приказ может быть вынесен и выдан взыскателю лишь по требованию, которое при подаче заявления не свидетельствует о наличии спора о праве и не вызывает возражения должника (п. 4 ч. 1 ст. 125, ст. 130). Поэтому размер требований для решения вопроса о возможности вынесения и выдачи судебного приказа значения не имеет.

Следовательно, если к мировому судье поступит заявление о вынесении судебного приказа на взыскание денежной суммы, превышающей 50000 р., установленных законом на момент подачи заявления, например, по требованию, основанному на нотариально удостоверенной сделке, то — при отсутствии оснований для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, мировой судья выносит судебный приказ.

Из ст. 23 ГПК РФ в действующей редакции вытекает, что мировому судье подсудны дела о расторжении брака, при отсутствии спора о детях.

Полномочия апелляционного суда

Дела в апелляционном суде рассматриваются в несколько этапов, и решения по ним могут быть вынесены в рамках полномочий, ограничивающих деятельность суда. Так, согласно законодательству, апелляционная инстанция может:

  • Оставить решение предыдущей инстанции без изменений. В том случае, если доводы стороны обращения оказались недостаточно убедительными.
  • Отменить решение, вынесенное до апелляционного обращения частично или полностью. В связи с этим дело пересматривается, выносится новое решение для сторон и выходит соответствующее постановление.
  • Полная отмена решения, в связи с которым была подана апелляционная жалоба на решение суда. В данном случае дело полностью закрывается, а изначально поданное исковое заявление остается без рассмотрения.
  • Оставить апелляционную жалобу в суд без рассмотрения, если она была подана с нарушением, установленных законодательством сроков.

Для того, чтобы апелляционный пересмотр по делу все-таки состоялся необходимо пройти несколько обязательных этапов, который установлены законодательством РФ. Так, пересмотр решения проходит в 4 обязательных этапа:

  • Подача жалобы в апелляционный суд. Сторона дела, которая не согласна с вынесенным решением должна направить заявление с возражениями в апелляционную инстанцию (как правило, это делается через канцелярию судебного органа, вынесшего решение, и далее направляется в соответствующий судебный орган).
  • Назначение даты рассмотрения дела. На данном этапе рассматривается заявление и принимается решение о его соответствии/несоответствии установленной законодательством формы. Если канцелярия видит, что всё в порядке – заявление со всеми необходимыми документами направляется в апелляционный суд. А участники дела уведомляются о назначении даты слушания.
  • Рассмотрение дела в судебном порядке. На данном этапе происходит изучение доводов сторон, рассмотрение деталей дела и прения обеих сторон.
  • Вынесение решения. Это заключительный этап, в который происходит принятие и вынесение окончательного заключения по рассматриваемому делу, которое служит итого судебного производства.

Результаты апелляционной жалобы оформляются в официальный документ установленного образца. В него включаются детали рассматриваемого дела, информация о сторонах, выводы к которым пришел судья и размер судебных издержек, которые понесут обе стороны. Данное решение вступает в законную силу со дня его принятия.

***

Определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав. В связи с тем, что на практике этого недостаточно, Илья Федотов предложил закрепить в АПК РФ критерии отнесения дел к подведомственности арбитражному суду. По его словам, можно пытаться определить экономический характер спора через его связь с видами хозяйственной деятельности участников, например, указанными в ОКВЭД, или через направленность требований на защиту коммерческих интересов сторон и извлечение прибыли. Однако, как уже было указано ранее, не все юристы разделяют эту точку зрения. Так, по мнению Юлии Карповой, дополнительное законодательное регулирование вопроса подведомственности является излишним, поскольку предусмотреть все многообразие споров не представляется возможным. Кроме того, некоторые эксперты предлагают разрешать в арбитражном суде еще и споры о распределении общего имущества супругов с участием банкрота. Например, руководитель экспертного совета при Российском Союзе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Эдуард Олевинский считает, что это позволит существенно сэкономить сроки проведения процедур банкротства и предотвратить явные злоупотребления, в случаях, когда должнику присуждают огромные суммы алиментов, явно несоразмерные разумной потребности его иждивенцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector