Инструкция для новой редакции пбу 18/02 «учет расчетов по налогу на прибыль организаций», которую необходимо применять с 2020 года

Нулевая ставка по налогу на прибыль: нововведения с 2020 года

С 2020 года введены дополнительные категории плательщиков, могущих претендовать на использование нулевой ставки по налогу на прибыль.
При соблюдении ряда условий юридическое лицо вправе воспользоваться данной льготой, если организация является региональным оператором в части обращения и переработки ТБО (твердых бытовых отходов)

Правом на данную льготную налоговую ставку теперь могут воспользоваться также муниципальные и региональные музейные, библиотечные организации и театры.

Обратите внимание! Доход от основного вида деятельности данных организаций, претендующих на нулевую ставку, обязательно должен составлять 90% и выше от всех поступлений. Регламентируются условия, обязательные к соблюдению для применения ставки 0% статьей 284.8 НК РФ.
Есть и еще один нюанс: применение льготной ставки для вышеперечисленных категорий налогоплательщиков станет возможным при принятии соответствующего решения о предоставлении ее на региональном уровне

В этом случае, согласно Федерального закона от 26 июля 2019 года № 211-ФЗ, налоговая ставка в федеральный бюджет с 2020 года составит 0%.

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%). 

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Порядок расчета


Последовательность действий при расчете налога на прибыль в 2020 году кардинально не меняется:

  1. Определяется сумма валового дохода. При этом стоит помнить, что в состав выручки не включают поступления в виде авансов, залога или задатка, НДС, вкладов в уставный фонд, излишков, выявленных по результатам инвентаризации, а также средства и имущество, полученные по договору комиссии, поручения или ответственного хранения.
  2. Группируются расходы. Организация должна доказать не только их связь с хозяйственной деятельностью, потребуется подтверждение первичной документацией (чеки, накладные, акты).
  3. Положительная разница между этими двумя показателями уменьшается на величину налогового вычета, если организация имеет на него право. Чаще всего, вычет применяется при окончательном расчете по итогам года.
  4. Уточненная величина налогооблагаемой базы умножается на ставку налога на прибыль для выбранной организации (от 0% до 20%).

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества  и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В  том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

20%

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Какими бывают авансовые платежи по налогу на прибыль?

Увеличение лимита позволило большему числу организаций рассчитывать авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам квартала. Чем это хорошо для налогоплательщиков — рассмотрим на примере, но сначала вспомним, какими бывают авансовые платежи по налогу на прибыль.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют и уплачивают авансовые платежи одним из способов:

  • по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев, а также авансовыми платежами в каждом месяце следующего квартала, рассчитанными с учетом прибыли за предыдущий квартал (п. 2 ст. 286 НК РФ). Подходит компаниям, у которых за предыдущие четыре квартала средняя выручка превысила 15 млн рублей;
  • можно добровольно перейти на ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактической прибыли (п.2 и 3 ст. 286 НК РФ). Подходит компаниям, у которых за предыдущие четыре квартала средняя выручка превысила 15 млн рублей;
  • по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Этот способ п. 3 ст. 286 НК РФ разрешено применять только организациям, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превысила в среднем 15 млн рублей за каждый квартал.

В 2021 году законодатель устанавливал лимит по выручке в среднем 25 млн рублей за каждый квартал (ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ). В 2021 году, если пандемия не внесет свои корректировки, вернут прежний лимит — 15 млн рублей.О переходе на ежемесячные авансовые платежи с фактической прибыли нужно уведомить налоговый орган до 31 декабря предыдущего года. Уведомление можно подать в свободной форме или использовать бланк, рекомендованный в Письме ФНС от 22.04.2020 № СД-4-3/6802. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Посчитаем для условного ООО «Ананасы в шампанском» авансовые платежи каждым из способов, а затем сравним результаты. Доходы и расходы в целях налогообложения определяются методом начисления. Налоговая база по налогу на прибыль представлена нарастающим итогом с начала года в поквартальном и помесячном разрезе.

Период 2020 год 2021 год
Налоговая база по налогу на прибыль Налоговая база по налогу на прибыль
1 квартал 160 тыс. руб.

(1 месяц: 50 тыс. руб.;

2 месяц: 100 тыс. руб.;

3 месяц: 160 тыс. руб.)

90 тыс. руб.

(1 месяц: 30 тыс. руб.;

2 месяц: 60 тыс. руб.;

3 месяц: 90 тыс. руб.)

2 квартал 350 тыс. руб.

(4 месяц: 230 тыс. руб.;

5 месяц: 300 тыс. руб.;

6 месяц: 350 тыс. руб.)

50 тыс. руб.

(4 месяц: 70 тыс. руб.;

5 месяц: 60 тыс. руб.;

6 месяц: 50 тыс. руб.)

3 квартал 620 тыс. руб.

(7 месяцев: 400 тыс. руб.;

8 месяцев: 500 тыс. руб.;

9 месяцев: 620 тыс. руб.)

150 тыс. руб.

(7 месяцев: 80 тыс. руб.;

8 месяцев: 120 тыс. руб.;

9 месяцев: 150 тыс. руб.)

4 квартал 900 тыс. руб.

(10 месяцев: 700 тыс. руб.;

11 месяцев: 800 тыс. руб.;

12 месяцев: 900 тыс. руб.)

370 тыс. руб.

(10 месяцев: 230 тыс. руб.;

11 месяцев: 300 тыс. руб.;

12 месяцев: 370 тыс. руб.)

О подтверждении расходов по налогу на прибыль

В письме от 29.04.2019 № 03-03-06/1/31506 Минфин России разъяснил, при каких условиях первичные документы, составленные иностранным контрагентом, подтверждают расходы организации*.

Примечание:

Об особенностях расходов на благоустройство офисов и позициях судов см. подробнее в статье «Красиво жить не запретишь: как обосновать расходы на обустройство «богатого» офиса».

Так, первичные документы, оформленные по правилам делового оборота иностранного государства, нужно обязательно перевести на русский язык.

Обусловлено это тем, что именно русский язык является языком, на котором ведется официальное делопроизводство в Российской Федерации (ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1).

Вместе с тем НК РФ не устанавливает порядок перевода с иностранного языка на русский, а значит, организация может выбрать его по своему усмотрению. Перевод может быть выполнен как сотрудником такой организации, так и сторонним переводчиком.

Кроме того, по мнению Минфина России, первичные документы, составленные на иностранном языке по типовой форме, не обязательно каждый раз переводить целиком. Достаточно один раз перевести на русский язык постоянные показатели типовой формы, а в дальнейшем, при необходимости, переводить изменяющиеся показатели такого первичного документа.  

От редакции. 27.02.2019 в 1С:Лектории состоялась лекция «Налог на прибыль: актуальные вопросы, практика правоприменения

На что обратить внимание при подготовке отчетности за 2019 год. Изменения 2020 года» с участием О

Д. Хорошего (Минфин России) и экспертов 1С. С видеозаписью можно ознакомиться на сайте 1С:ИТС на странице .

Эффективная ставка налога на прибыль

Это общее усредненное значение, которое отражает суммарное число налогов со всех доходов организации. Называется она так, потому что помогает оценить эффективность работы и доходности организации любого рода, независимо от выбранной деятельности. Ее может использовать даже физическое лицо, чтобы посчитать сколько налогов в общей сложности платит по отношению к доходам.

Она представляет собой дробь:

  • в числителе — сумма налога;
  • в знаменателе — суммарный доход.

Где ЭСПН — эффективная ставка Н/П, УНП — уплаченный Н/П, (Д — Р) — доход уменьшенный на расход — выручка.

Приведем пример расчета.

ООО «Созвездие» получило доход за период в сумме 700 000 рублей. Расходы по налоговому учету составили 350 000 рублей. Но фактических расходов у организации было больше, поэтому в бухгалтерском учете сумма другая — 450 000 рублей. Налог на прибыль рассчитывается так:

А эффективная ставка считается с учетом реальной прибыли, а не налоговой. В знаменателе указывают расход по бухгалтерскому учету — 450 000 рублей вместо 350 000 рублей.

ЭСНП ООО «Созвездие» равна 0,28 или 28%. Тогда как налоговая — 20%.

При расчете эффективной ставки чем больше окажется процент — тем хуже для организации. Это значит, что она платит больше налогов. На примере по расчету ЭСНП видно, что в реальности налоговая нагрузка ООО «Созвездие» на 8% выше, чем отражается в налоговом учете. Это происходит из за расходов, которые организация не смогла учесть при налогообложении.

Оценив налоговую нагрузку по факту при помощи ЭСНП, организация учтет это превышение по итогу в следующем периоде и оптимизирует расходы.

Функции налога

Налогоплательщиками данного налога, согласно российскому законодательству, являются коммерческие, а также некоммерческие субъекты предпринимательства. Налогообложение прибыли компаний регулируется Налоговым Кодексом.

Существует несколько функций данного налога:

  1. Фискальная. Позволяет государству сформировать бюджет под различные нужды и создать материальную базу для полноценного развития.
  2. Регулирующая. Необходима для влияния на экономические процессы, регулирования доходов населения и принятия антикризисных мер. Инструментами регулирования является льготное налогообложение и система платежей, позволяющие влиять на различные сферы экономики.
  3. Контролирующая. Дает возможность отследить темпы развития экономики и оценить эффективность налогообложения.
  4. Социальная. Обеспечивает предоставление помощи малообеспеченным категориям граждан путем взимания платежей с более обеспеченных.

Понятие «налог на прибыль» включает ряд элементов:

  • Субъекты – таковыми являются налогоплательщики, которые подпадают под налогообложение.
  • Объект – прибыль, полученная в процессе осуществления деятельности компании.
  • Ставка налога – определенный процент, который применяется к сумме полученного дохода.

Еще одно важное значение – налоговый период – промежуток времени, на протяжении которого формируется основная налоговая база и уплачивается налог

Ставка налога на прибыль в 2021 году

Основная ставка на прибыль в 2021 году останется прежней — 20%.

Распределение прибыли на федеральную и региональную части на следующее:

  • 3% налога зачисляются в федеральный бюджет;
  • 17% налога зачисляются в бюджет субъекта РФ (региональный).

Для отдельных категорий организаций ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, законами субъектов РФ может быть снижена.

Особенности налога на прибыль

Были снижены процентные ставки по налогам для отдельных категорий граждан. Теперь они равняется 12,5 процентов.

А вот налог на прибыль, который зависит от вида получения дохода, никак не изменится. Пятнадцать процентов будет составлять процентная ставка для лиц, которые получают доход с облигаций. А компании, которые отвечают за инфраструктуру на Дальнем Востоке, получат хорошие налоговые льготы.

Изменения с распределение налога направлены на реализацию экономического роста. Несмотря на то, что большее количество денег уходит в федеральный бюджет, чиновники заявляют, что региональные власти также имеют доступ к немалым денежным средствам.

Регионы на сегодняшний день показывают положительную динамику, поэтому там, как никогда важно развивать экономику. А если регион продолжает демонстрировать свою эффективность в работе государство сможет предоставить ему специальный кредит или дотации

Изменения в налоге на прибыль в 2021: новые расходы на оплату труда

Еще с 1 января 2019 года действует расширенный перечень расходов на оплату труда, учитываемых в целях налога на прибыль . Работодатели смогут включить в расходы затраты на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России для работников и членов их семей (родителей, супругов и детей до 18 лет или детей до 24 лет, обучающихся по очной форме). К таким расходам будет относиться стоимость услуг, оказанных по договору, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

  • услуги по перевозке туристов по территории РФ воздушным, водным, автомобильным и/или железнодорожным транспортом до места отдыха и обратно;
  • услуги проживания туристов в гостинице, объектах санаторно-курортного лечения и отдыха, включая услуги питания (при условии, что они предоставляются в комплексе с услугами проживания);
  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
  • экскурсионные услуги.

Если работодатель заключит договор непосредственно с санаторием (пансионатом) или самостоятельно организует путешествие работников, оплатив гостиницу, проезд, экскурсовода и т.п., такие расходы не будут относиться к расходам, учитываемым в целях налогообложения. Минфин РФ разъяснил, что расходы на оплату услуг по договорам, заключенным непосредственно с исполнителями услуг не могут учитываться в составе расходов на оплату труда.

Также, при при ликвидации организации доходы приравниваются к дивидендам.

Экономическая реальность

Случившийся экономический кризис реально показал проблемы в структуре экономики страны. ВВП перестал расти в связи с обращением цен на нефтяном рынке и завышении кредитных ставок. Но, даже несмотря на то, что кризис закончился, экономике страны необходимы реформы и новшества. Для привлечения инвесторов чиновники решили модернизировать и налоговую сферу, чтобы сделать её более привлекательной для новых инвестиций.

Федеральный бюджет не наполняется, да и ситуация в регионах продолжает ухудшаться. Большинство региональных бюджетов остаются дефицитными и финансируют себя только за счет государственных дотаций. Если ситуация продолжит развиваться в этом духе многие регионы станут «недееспособными», а это может привести к дефолту.

Если реформировать налоговую систему это поднимет её конкурентоспособность. По словам чиновников, планируется пересмотреть политику налоговых льгот и улучшить финансовую помощь.

Налоговая реформа может коснуться и налога на прибыль. В первую очередь это повлечет за собой пересмотр финансирования бюджетов. Федеральному бюджету будет отведено больше отчислений. Из-за этого региональным бюджетам придется повышать свою работоспособность, чтобы находить денежные средства и продолжать оставаться на плаву.

По мнению экспертов, реформа также поможет простимулировать развитие предпринимательской деятельности.

Перенос убытков на будущее

Согласно НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

При этом положения данного пункта не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его прибыли по ставке 0 % в случаях, установленных следующими пунктами ст. 284 НК РФ:

  • п. 1.1 (для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность);

  • п. 1.3 (для сельхозпроизводителей, реализующих сельхозпродукцию);

  • п. 1.9 (для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан);

  • п. 5 (для прибыли, полученной ЦБ РФ);

  • п. 5.1 (для прибыли организаций – участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральными законами от 28.09.2010 № 244-ФЗ и 29.07.2017 № 216-ФЗ).

С 01.01.2020 в этот список добавится п. 1.12. Таким образом, с названной даты не будут переноситься на будущее убытки, полученные организациями, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом 24.06.1998 № 89-ФЗ в период налогообложения их прибыли по ставке 0%.

Согласно НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 данной статьи. В нем говорится, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.

Законом № 325-ФЗ это ограничение продлено еще на год –по 31.12.2021.

Еще одно изменение касается НК РФ, где говорится, что в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены данной статьей, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

С 01.01.2020 п. 5 будет дополнен предложением следующего содержания: положения данного пункта не применяются, если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Что определяет величину нагрузки по НДС

Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:

  • Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
  • Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.

Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.

На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:

  • Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
  • Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
  • Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.

На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:

  • Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
  • Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.

О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».

Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:

  • Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
  • Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
  • Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
  • Наличием СМР, приводящих к росту базы.
  • Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.

Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.

Рассчитать налоговую нагрузку можно с помощью калькулятора на сайте ФНС, о котором мы рассказывали здесь.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Объекты налогообложения

Объектом в нашем случае служит прибыль предприятия.

Для отечественных компаний – это сумма полученного дохода от осуществления субъектом хозяйственной деятельности, уменьшенная на сумму учитываемых расходов.

Что касается иностранных организаций с постоянными представительствами, то учитывают весь полученный доход.

Налогооблагаемой базой для иностранных предприятий с источниками, расположенными на нашей территории, как правило, являются проценты по обязательствам или дивиденды.

Относительно консолидированных групп берется во внимание сумма дохода по всем участникам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector