Регистрация ано (автономной некоммерческой организации)
Содержание:
- Требования к уставу НКО
- Формы реорганизации некоммерческих организаций
- Особенности функционирования АНО
- Пошаговая инструкция по регистрации
- Отказ в регистрации НКО
- Оформление сотрудников НКО
- Процесс создания
- Этап 3. Формирование пакета документов для регистрации:
- Процедура выпуска ЭЦП для НКО
- Процедура подачи документов на регистрацию через Госуслуги
Требования к уставу НКО
Начинать необходимо с устава НКО, поскольку это самый главный документ для НКО, регулирующий ее деятельность.
Требования к уставу НКО определены в ст. 14 ФЗ 7 «О НКО», однако нужно учитывать, что для каждой организационно-правовой формы НКО и разного направления деятельности может существовать дополнительные условия, которые содержатся либо в отдельных статьях ГК РФ, либо в специальных законах, например: ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», ФЗ № 82 «Об общественных объединениях», ФЗ № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ФЗ № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ № 5 «О ветеранах», ФЗ № 100 «О добровольной пожарной охране» и это только часть законов, которые регулирует социальную сферу, предназначенную для НКО.
Но существует достаточно много общих положений, которые находятся в каждом уставе, независимо от формы НКО. Их не так мало, но мы постараемся максимально перечислить все общие правила. И так, в каждом уставе НКО должны содержаться:
- организационно-правовая форма НКО
- полное название НКО и при наличии сокращенное наименование НКО
- цели, предмет, виды деятельности НКО
- сведения о символике НКО – описание эмблемы, гербов, гимнов, флагов
- права и обязанности членов или участников НКО;
- условия и порядок приема в члены или в участники НКО и порядок выхода из нее
- сведения о представительствах, филиалах или отделениях НКО
- структура НКО и ее органы управления
- порядок формирования органов управления НКО, их компетенция, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов или единогласно
- источники формирования имущества НКО
- порядок изменения устава НКО
- порядок реорганизации НКО
- порядок ликвидации НКО и распределение ее имущества после ликвидации НКО.
Я думаю, что на каждой особенности нет необходимости останавливаться, но некоторые мы выделим и расскажем о них более подробно.
В частности, для будущей деятельности НКО весомое значение играет правильно подобранные цели и предмет, соответствующие ее характеру деятельности, вынесенному в полное наименование НКО. Очень ценно прописать цели и предмет деятельности объемно и понятно.
Если этого не сделать грамотно, негативные последствия повлияют не только на деятельность НКО, но и на ее имидж и авторитет. Для полного понимания возможных последствий в случае осуществления неуставной деятельности, т.е. при реализации направлений, не указанных в уставе — это возможность вынесения Минюстом решения о приостановке деятельности НКО до устранения замечаний и даже принудительная ликвидации НКО через суд.
Помимо целей и предмета в уставе указываются виды деятельности НКО и деятельность, приносящая доход, которые опять же должны соответствовать целям создания НКО
И тут снова возникает тонкость, которую предпочтительно учитывать при написании данного раздела устава. Если деятельность, приносящая доход — это право для НКО, то виды деятельности — обязательное условие Минюста, и хотим обратить внимание, что речь идет не об ОКВЭДах (экономических видах деятельности по Российскому классификатору), а о том, чем организация будет заниматься
Символика НКО
Думаю, отдельно стоит остановиться еще и на описании символики НКО, так как о ней практически нигде не прописана информация с рекомендациями и пояснениями. В законе сказано только то, что описание эмблемы, герба, флага указывается в уставе НКО. Мы же вам советуем включать в устав не только описание, но и их изображение. Подробнее с требованиями к ее описанию вы можете ознакомиться в статье Символика НКО. Ведь если вы этого не сделаете, ваше графическое изображение будет юридически не защищены, а значит, его могут использовать и другие организации, причем на законных основания. Особенно, если их впишут себе в учредительные документы ранее вас. А в случае если вы вообще не пропишите символику, то не сможете нанести изображение на печать, документы и использовать ее в своей деятельности, поэтому к данному вопросу необходимо подойти более тщательно. А то, что изображение эмблемы, герба, флага уникально в своем роде, и ни в коем случае, не пересекается с государственной символикой, полагаю, вам и так известно.
Формы реорганизации некоммерческих организаций
Изменить свой правовой статус некоммерческая организация вправе различными способами.
В результате реорганизации некоммерческая организация прекращает свою деятельность. Реорганизация отличается от ликвидации наличием правопреемства. Это значит, что при реорганизации права и обязанности реорганизуемой некоммерческой организации переходят к другим лицам.
В зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации выделяют особенности правопреемства.
Наравне с стандартными моментами осуществления реорганизации, которые применяются одинаково для всех юридических лиц, самую большую трудность в отношении некоммерческой организации составляет проблема возможных видов реорганизации.
Документы на регистрацию некоммерческой организации подаются в Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок проведения реорганизации некоммерческих организаций определяет Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», и другие федеральные законы (так называемые специальные законы для определенных Некоммерческих организаций). К примеру, Федеральный закон «Об общественных объединениях» гласит, что реорганизация общественной организации, или иного общественного объединения осуществляют на основании решения съезда или конференции (для Межрегиональной общественной организации и Общероссийской общественной организации) или на основании решения Общего собрания членов (для Местной общественной организации и Региональной общественной организации). Имущество общественной организации, которая зарегистрирована в качестве юридического лица, переходит после ее реорганизации к вновь возникшему юридическому лицу в порядке, который предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законодательство установило конкретные виды реорганизации Некоммерческих организаций:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- выделение;
- преобразование.
Приведенный выше перечень представляет собой исчерпывающий перечень. Законодательство провело различия, руководствуясь критерием правопреемства.
Слияние некоммерческих организаций
Когда происходит слияние организаций, то права и обязанности каждого переходят к новому возникшему юридическому лицу на основании специального документа — передаточного акта. В передаточный акт включаются абсолютно все обязательства юридического лица. Обязательства юридического лица включаются в передаточный акт даже в том случае, если руководящие органы юридического лица не согласны с какими-либо обязательствами. Передаточный акт представляет собой приложение к договору. Он составляется на основании тех же принципов, что и большинство подобных документов.
В самом акте должны содержаться сведения об органе управления организации, который утвердил данный акт. Также указывается дата принятого решения и номер документа. Также в акте должны содержаться сведения об основном договоре, содержаться информация об организации-правопреемнике.
Присоединение, преобразование некоммерческих организаций, разделение и выделение НКО
Когда происходит присоединение одной организации к другой организации, то к последней переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.
Когда происходит преобразовании организации из одного вида в другой вид (изменение организационно-правовой формы юридического лица) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» содержит в себе сведения об особенностях преобразования некоммерческих организаций.
Когда происходит раздел организации, то её права и обязанности переходят к вновь созданной организации в соответствии с разделительным балансом.
Если происходит выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, то к каждому из таких юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Особенности функционирования АНО
По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия.
Так, деятельность АНО не основана на членстве (как, например, в случае с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами).
По целевой направленности АНО имеет различие с фондами.
Создание АНО, прежде всего, предполагает предоставление услуг физическим и юридическим лицам (образовательные, медицинские, спортивные и иные услуги). Целью создания благотворительного фонда является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) помощь гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях. Такая помощь может быть оказана в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии с ГК РФ имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО (в отличие от учреждений). При этом учредители АНО не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО. И наоборот. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей (решение АС Калужской области от 28.01.2016 г. №А23-7121/2015, постановление АС Центрального округа от 22.09.2015 г. №А35-9176/2014).
То есть учредитель АНО теряет право собственности на переданное в АНО имущество.
В случае ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана. А учредители при ликвидации АНО не получают даже части ее имущества.
АНО может быть ликвидирована в том же порядке, что и «обычная» некоммерческая организация (в отличие от фонда).
Например, в части религиозных организаций не на все имущество может быть наложено взыскание. В отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения) действует иммунитет. В отношении имущества АНО такого иммунитета нет.
Законом выдвинуты определенные требования к содержанию устава АНО (ст.123.24 ГК РФ).
Устав АНО должен содержать сведения:
-
о наименовании АНО (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»);
-
о месте нахождения;
-
о предмете;
-
о цели деятельности;
-
о составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
-
иные предусмотренные законом сведения.
Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями (п.3 ст.26 Закона №№7-ФЗ).
Пошаговая инструкция по регистрации
После госрегистрации НКО наделяется правами юридического лица. Она может осуществлять хозяйственную деятельность и обязана отчитываться по ее результатам. Вопросы учета находятся в компетенции территориальных отделений министерства юстиции РФ. Также данная структура занимается проблемами реорганизации и ликвидации.
Данная организация вправе вносить изменения в уставные бумаги некоммерческого объединения, включать сведения об НКО в Единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Процедура регистрации НКО включает несколько этапов.
Шаг 1. Определение направления и целей работы
Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.
Шаг 2. Определение юридического адреса
По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.
Пример. Подтверждение адреса НКО. Юридический адрес объединения может подтверждаться гарантийным письмом собственника помещения следующего содержания:
Гарантийное письмо И. И. Иванов гарантирует предоставление помещение для работы постояннодействующего исполнительного собрания НКО «Темп». Оно находится по адресу г. Москва, ул. Кременчугская, 55. Помещение принадлежит мне на праве собственности: свидетельство I – ОБ № 123547 от 18.05.2007. Приложение: копия свидетельства I – ОБ № 123547 от 18.05.07. Дата Подпись |
Шаг 3. Выбор наименования для НКО
По законодательству РФ название НКО должно содержать ссылку на правовую модель и вид деятельности. Главным является соответствие формы НКО и направления деятельности. Правильное указание этих данных влияет на положительное решение о постановке объединения на учет.
Шаг 4. Составление Устава организации
Данный документ должен содержать следующие сведения:
- Наименование НКО;
- Местонахождение;
- Управляющую структуру;
- Порядок вступления и выхода учредителей;
- О филиалах;
- Источники образования имущества и распоряжение им;
- Порядок внесения поправок в учредительные бумаги;
- Обстоятельства реорганизации и закрытия;
- Схему созыва и проведения собраний участников;
- Иную информацию.
Шаг 5. Подача заявления для регистрации
Документ имеет типовую форму Р11001. Бланк есть в интернете, можно воспользоваться специальной программой на сайте налоговой. Заявление пишется в двух экземплярах, один из которых заверяется у нотариуса. Копии регистрирующий орган не принимает. Затем заявление передается в уполномоченный орган. При наличии ошибок и неточностей в регистрации откажут.
Шаг 6. Оплата государственной пошлины
По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. Ее размеры для разных форм НКО приведены в таблице.
НКО | Сумма, рублей |
Некоммерческие организации | 4 000 |
Политические партии и их региональные отделения | 3 500 |
Общероссийские организации инвалидов и их подразделения | 1 400 |
Внесение данных в госреестр саморегулируемых организаций | 6 500 |
Внесение данных в госреестр микрофинансовых организаций | 1 500 |
Пошлину можно оплатить в любом банке. Реквизиты есть в Минюсте или на его официальном сайте. В квитанции на уплату пошлины должны фигурировать данные того лица, которое будет подавать документы на регистрацию.
Последующие шаги выглядят так:
- Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе.
- Получение свидетельства.
- Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.
- Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.
- Изготовление печати.
- Открытие счета. Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.
Отказ в регистрации НКО
Причины отказа
Самые распространенные причины, по которым может быть отказано в регистрации НКО:
- учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
- ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием
- наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан
- необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган
- если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом
- в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.
Что делать в случае отказа
В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.
Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не запрещает повторно подавать документы для госрегистрации при условии, что устранены основания, вызвавшие отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О некоммерческих организациях».
Оформление сотрудников НКО
Для того, чтобы реализовать задуманные программы и проекты Некоммерческим организациям необходимы люди. Бывает, что для этого достаточно волонтеров, а иногда необходимо привлечь к работе высококвалифицированного специалиста, труд которого должен оплачиваться соответствующим образом. Как только Некоммерческая организация получила денежную выплату от государства на реализацию своего проекта она начинает устраивать к себе на работу многочисленное количество сотрудников.
Ошибки при трудоустройстве в НКО
Оформляя в Некоммерческую организацию нового сотрудника по бессрочному трудовому договору нужно не забывать о том, что после завершения проекта сотрудник останется в НКО, его необходимо будет обеспечить работой и заработной платой.
Так как множество НКО получает финансирование нестабильно, то возникают проблемы, которые связаны с нарушением трудовых прав сотрудника.
Наиболее частой ошибкой при трудоустройстве в НКО является прием на работу сотрудника на основании бессрочных трудовых договоров на период действия проекта. В таком случае работодателю рекомендуется заключать срочный трудовой договор, так как Некоммерческие организации обязаны соблюдать все требования действующего законодательства, которые касаются трудоустройства сотрудников и ведения кадровой документации.
Процесс создания
Перед вами пошаговая инструкция, как зарегистрировать некоммерческую организацию в Министерстве юстиции.
Шаг 1. Определение направления деятельности, названия, адреса
Основатели на общем собрании определяют цель работы общественной организации, род ее деятельности по статье 24 Федерального закона № 7-ФЗ, дают наименование и подбирают юридический адрес.
Шаг 2. Составление устава
В устав общественной организации включают обязательные пункты:
- полное название;
- цель и род деятельности;
- юридический адрес;
- органы управления;
- территория деятельности;
- членство;
- срок полномочий руководителей;
- порядок изменения устава;
- источники финансирования и способ контроля средств;
- порядок реорганизации и ликвидации.
Шаг 3. Сбор документов
Для регистрации объединения подаются такие документы:
- заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме Р11001 (утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/);
- устав (три экземпляра);
- сведения об учредителях;
- квитанция оплаты госпошлины (4000 рублей);
- сведения об адресе общественной организации;
- протокол учредительного собрания;
- заявление о включении объединения в реестр некоммерческих организаций (при необходимости).
Шаг 4. Передача данных в Минюст
Регистрацию производит уполномоченный орган государственной власти — Министерство юстиции. Чтобы зарегистрировать устав в Минюсте, учредители обязаны подать документы на регистрацию не позже трех месяцев со дня проведения учредительного собрания. Передают пакет документации лично или через портал госуслуг.
Шаг 5. Свидетельство об открытии
При позитивном исходе заявитель получает Свидетельство о государственной регистрации. В нем указывается:
- название НКО;
- регистрационный номер;
- юридический адрес общественной организации.
Форма свидетельства утверждена Приказом Минюста № 244 от 03.08.2009.
Этап 3. Формирование пакета документов для регистрации:
3.1) решение (протокол, выписка из протокола) уполномоченного органа НКО о внесении изменений в учредительные документы и (или) о внесении изменений в сведения, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ НКО.
При этом в протоколе (выписке из протокола) заседания органа управления (высшего руководящего органа) НКО должны быть отражены:
— дата и место проведения заседания;
— в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) — сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления НКО на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава НКО в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления;
— суть принятых решений и результаты голосования по ним;
— ФИО и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
Представляется в 2 экземплярах, один из которых подлинник;
3.2) Устав НКО.
Учредительными документами НКО являются:
— для фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения — устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества);
— для ассоциации или союза — учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных НКО вправе заключить учредительный договор.
Учредительные документы НКО предоставляются в трех подлинных экземплярах, два из которых должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Процедура выпуска ЭЦП для НКО
Итак, давайте рассмотрим, как проходит сам процесс предоставления услуги. Если Вы уже подготовили пакет документов, например, для регистрации новой НКО это будет: устав, заявление Р11001, выписка из ЕГРН/ свидетельство о праве собственности, протокол/ решение и т.д., и все документы в порядке, и Вы лишь ищите способ отправить их на регистрацию и Вас заинтересовал электронный способ подачи документов на регистрацию НКО, то мы с радостью предоставим Вам услугу подачи документов. Данная услуга у нас предоставляется в двух видах:
- первый вид это выпуск ЭЦП + подача документов в Минюст без правовой экспертизы документов, стоимость данной услуги составит 4900 рублей.
- Если же у вас есть сомнения по поводу корректности составленных вами документов необходимых для регистрации НКО, то мы готовы предоставить Вам второй вид услуги электронной подачи документов с их правовой экспертизой (кроме устава), выпуском ЭЦП, подачей. Стоимость данной услуги составит 7900 рублей. Такая услуга как правовая экспертиза устава предоставляется у нас отдельно, стоимость ее составляет 5000 рублей (до нахождения 10 ошибок, далее предоставляем рекомендации).
Вы присылаете нам документы в любом удобном для Вас формате (PDF/JPG/DOC и т.д.), мы переводим эти документы под требования Минюста. Формируем контейнер для подачи на портале ГОСУСЛУГИ, особенность этого контейнера состоит в том, что он формируется через программу подготовки документов Минюста, которую можно скачать на сайте ГОСУСЛУГ. По итогу все документы в контейнере должны быть подписаны ЭЦП и предельный вес данного контейнера должен составлять не более 5 МБ.
Если у Вас уже есть ЭЦП, то для подписания документов можно воспользоваться Вашей подписью. Если нет, то мы выпускаем ЭЦП для подачи документов в Минюст в рамках наших услуг Для выпуска ЭЦП мы запросим у Вас следующие документы:
- паспорт (разворот и страница с пропиской);
- СНИЛС;
- ИНН;
- контактный номер телефона и емейл, которые можно будет использовать для выпуска ЭЦП;
- Селфи с раскрытым паспортом в руках.
После предоставления нам всех перечисленных документов мы составляем необходимый пакет документов для выпуска ЭЦП (договор, доверенность, заявление), их необходимо будет подписать и выслать нам. Эти документы мы направляем в Удостоверяющий Центр, который предоставляет нам право на выпуск ЭЦП для вас.
Процедура подачи документов на регистрацию через Госуслуги
Итак, когда ЭЦП готова, все документы сформированы в контейнер под требования Минюста и подписаны, происходит их непосредственная подача на сайте ГОСУСЛУГ, здесь мы предоставляем нашим клиентам два возможных варианта работы.
- Мы присылаем Вам сформированный и подписанный контейнер с документами, который полностью соответствует всем требованиям сайта Госуслуг, и инструкции, необходимые для самостоятельной подачи документов. Также наш специалист по телефону ответит вам на вопросы, которые могут возникнуть в процессе самостоятельной подачи.
- Вы предоставляете нам доступ к вашему личному кабинету на сайте ГОСУСЛУГ. И наш специалист подает все документы самостоятельно, после чего Вы меняете пароль в личном кабинете.
По факту предоставления данной услуги Вы получите уведомление на ГОСУСЛУГАХ о том, что Вам предоставлена услуга по электронной подаче документов на регистрацию некоммерческой организации.
На практике время ожидания результатов регистрации при подаче заявления в электронном виде оказывается существенно короче, чем при подаче непосредственно в сам Минюст в бумажном виде. Но необходимо отметить, что по закону независимо от выбранной формы подачи документов у Минюста есть 30 дней на рассмотрение документов.
При положительном решении о регистрации Вашей некоммерческой организации, все уставные документы Вы сможете, как и прежде получить в Минюсте на бумаге с живыми печатями и подписью.
Если Вас заинтересовала данная услуга или остались еще вопросы, обращайтесь к нам по телефону или задавайте вопросы в чат на нашем сайте.
Остались вопросы?
Пишите или Звоните!
8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).
Вам также может быть интересно: