Договор оказания транспортно-экспедиционных услуг

Содержание:

Содержание договора

В Гражданском Кодексе прописано, что экспедитор на основе заключенных договорных отношениях за счет заказчика организует качественное выполнение услуг, которые связаны с перевозкой того или иного груза.

Обычно текст стандартного договора на оказание экспедиторских услуг состоит из нескольких пунктов, основными из которых являются:

  • предмет договора;
  • условия грузоперевозки, где обычно прописывают основные характеристики груза;
  • права обеих сторон;
  • обязанности обеих сторон;
  • порядок проведения расчетов;
  • претензии;
  • реквизиты сторон.

Если сторонам договора кажется, что данных пунктов недостаточно, то можно внести дополнительные пункты. В договоре экспедиторы достаточно часто включают пункт о том, что за компанией закрепляется право не отдавать груз получателю, пока услуга не будет оплачена в полном объеме.

Главные аспекты

Во избежание неприятных ситуаций при составлении соглашения следует обращаться к законодательству, и, опираясь на его базу, формировать собственный документ, который в последующем сможет представлять законные интересы сторон, и при необходимости доказывать и защищать их права.

Что это такое

Для начала хотелось бы остановиться на значении данного соглашения. С его помощью перевозится груз, с учетом всех условий, которые будут внесены в документ.

Все эти субъекты согласно договору имеют определенные обязанностям, благодаря которым груз будет отгружен в нужном количестве, в соответствии с качеством, перевезти груз по ранее утвержденному маршруту, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В зависимости от особенностей составления данное соглашение должно организовывать весь процесс, связанный с перевозкой, начиная с документов, отгрузки и подсчетов, и заканчивая выдачей груза получателю.

Чаще всего, организации самостоятельно не занимаются перевозками собственной продукции от пункта А до Б, и предпочитают пользоваться услугами экспедиторов.

Экспедитор – это сторона соглашения, которая занимается транспортировкой, сопровождением грузов, и другими необходимыми делами за определенную плату. Бывают случаи, когда водителям поручается данная обязанность.

Какова его роль

Многие люди могут задаться вопросом, зачем же нужен подобный договор. Все дело в том, что груз представляет большую ценность, поэтому должен быть человек, который будет ответственный за операции, которые обеспечат бесперебойную транспортировку и перевозку.

А вот если, например, груз отправляется из России в Казахстан, каждая из сторон должна иметь гарантии и уверенность, поэтому без составления подобного договора просто не обойтись.

В любом случае, каждая из сторон должна быть прописана в договоре для выяснения ответственности за проведение определенного отрезка работ, а услуга оплачена.

Основные обязанности экспедитора:

  1. Организовать перевозку по указанному маршруту или собственному.
  2. Заключать договора по перевозке.
  3. Обеспечивать контроль за погрузкой и отправкой груза, а также за успешным получением.

К дополнительным услугам могут входить:

  1. Оформление необходимой документации для перевозки, оплата госпошлин, и таможенных вопросов.
  2. Контроль за сохранностью груза, его надлежащим качеством и объемом;
  3. А также другие операции, которые буду прописаны договором.
  4. Иные операции и услуги, предусмотренные договором.

Законные основания (ГК РФ)

ГК РФ описывает нормы закона и особенности договора экспедиции:

Ст. 801 Раскрывает понятие соглашения
Ст. 802 Регламентирует требования к форме составления документа
Ст. 803 Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
Ст. 804 Содержит обязательные документы, которые должны даваться экспедитору для осуществления своих обязанностей

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Ответственность за нарушение обязательств

Обязанности с ответственностью возлагаются на перевозчика при заключении соглашения с третьим лицом, указании имени экспедитора на документах. Главное – что эта ответственность имеет строгие ограничения, установленные на законодательном уровне.

Если при заключении соглашений в документах стоит имя экспедитора – значит, он контрагент по отношению к перевозчику. Тогда перед клиентами ответственными считаются экспедиторы. Либо обязанности с них снимаются. В зависимости от того, как прошли судебные разбирательства, удалось ли доказать, что виновником произошедшего стал перевозчик.

Есть и дополнительные ограничения, которые накладываются именно на экспедиторов, когда речь идет об их ответственности. К примеру, в ситуациях с пострадавшим грузом возмещается только реальная часть ущерба. Возмещение происходит только, если удалось доказать, что обстоятельства могли быть предсказаны и обойдены.

Иногда можно указать требование по возврату вознаграждения, уплаченного ранее. Например, с размером, зависящим в пропорции от товара, которого не хватает либо который поврежден. Но тогда клиент тоже имеет право на возмещение только, если доказана прямая вина экспедитора.

Законодательство в текущей версии имеет ссылку и на обязательность применения претензионного порядка для рассмотрения любых споров. До того момента пока экспедиторы сами не отвечают на направленную претензию, клиенты просто не могут обращаться в суд. Срок исковой давности сокращается, когда речь идет о подобных требованиях.

Стороны договора транспортной экспедиции

Сторонами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентом может быть любой субъект гражданско-правовых отношений. Однако положения законодательства конкретизируют таких субъектов следующим образом: они должны быть грузоотправителями или грузополучателями. Есть случаи, когда клиентами выступают физические лица. Они приобретают экспедиторские услуги для удовлетворения личных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Тогда отношения по договору транспортной экспедиции применяются к ним в части, не противоречащей ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и положениям Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор представляет собой лицо, которое выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных конкретным договором транспортной экспедиции. Каких-то специальных требований к таким лицам в законодательстве не содержится. Сейчас для занятия экспедиторской деятельностью не требуется лицензия, поэтому она доступна для любого субъекта без специального разрешения.

Однако отдельные операции, которые входят в состав экспедиторских услуг, относятся к числу лицензируемых. Например, погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов на железнодорожном транспорте, в морских портах и на внутреннем водном транспорте.

Ответственность экспедитора

Мера ответственности выглядит следующим образом:

  • за потерю, недостачу вверенного товара – в денежном эквиваленте согласно заявленной клиентом стоимости груза, пропорционально недостающей его доле;
  • если изначально базовая стоимость не была официально заявлена – экспедитор оплачивает недостающий объем товара по его фактической цене, указанной в накладных документах;
  • помимо погашения недостачи, экспедитор в случае выявления нарушений договора, которые привели к факту нехватки вверенных ему ценностей, обязан компенсировать заказчику его упущенную прибыль и вернуть полученное ранее материальное вознаграждение за свою работу;
  • на экспедитора может лечь так же возмещение финансовых убытков клиента, если они стали результатом утраты товаром функциональности, внешнего вида по его вине.

При этом сумма материальной ответственности имеет законодательные ограничения. Так, например, неустойка по вине работника назначается в размере 3%, но не больше чем 80% от общей величины заработной платы за транспортную экспедицию.

Кроме того, в случаях, приведших к масштабным нарушениям условий соглашения и достаточно больших материальных убытков, к лицу, виновному в данном факте, может быть применена не только административная, но и уголовная ответственность.

В данном видео представлена информация по оплате перевозке и вознаграждению экспедитора.

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.07.08Иностранные организацииРезидент и нерезидент РФ: кто это и чем отличаются
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку

Порядок расчетов

Данный пункт заключенного договора может быть указан либо в тексте самого документа на оказание услуг, либо вынесен в отдельное приложение к документу. Оплата исполнителя может быть прописана в нескольких вариантах:

  • фиксированная сумма;
  • определенный процент от определенной суммы;
  • тариф, который устанавливает экспедитор.

В стоимость оплаты услуг также включаются все расходы, которые так или иначе связаны выполнением своих обязательств перед заказчиком.

Чаще всего оплата происходит следующим образом. Исполнитель выставляет клиенту счет. Тот в свою очередь знакомиться с ним и если его устраивает сумма, то оплачивает. Оплата поступает на счет в течение 3-5дней.

Некоторые экспедиторы требуют предоплаты, которая обычно составляет не более 30% от общей суммы договора. Однако, стоит сразу отметить, что такого рода требования многие заказчики воспринимают в штыки.

Страхование грузов и ответственности

Сохранность грузов – зона интересов, которая касается экспедиторов напрямую. Когда заключается договор страхования, экспедитор становится адресатом для желаемой защиты имущества от убытков, которые способны возникнуть из-за повреждений, либо по вине третьих лиц. Из круга которых не исключаются и сами перевозчики.

Страховые договоры способствуют защите следующих разновидностей интересов:

  • Риск того, что определенное имущество будет утрачено, повреждено. Либо получено в недостаточном количестве.
  • Ответственность в связи с обязательствами из-за того, что наносят ущерб имуществу, жизни и здоровью других лиц.

При необходимости страхуют и ответственность, возникающую из-за договоров. Тогда все попадает под определение риска гражданской ответственности.

При этом отсутствует правило, которое бы запрещало сам факт составления соглашений со сторонними компаниями, занимающимися страхованием. Если соответствующее условие прописывается в начальном договоре, то расходы могут быть отнесены на экспедиторский счет.

Образование доходов и налог на прибыль при этом не зависят от данной группы по расходам. Данную задачу решают либо сами клиенты, либо экспедиторы – в зависимости от того, как прописан договор. Стороны сами выбирают вариант, который кажется наиболее удобным.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Смешанный договор с экспедитором на перевозку грузов

Главные обязанности перевозчика:

  • соблюсти сроки доставки;
  • сохранить груз;
  • выдать товар получателю в конечном пункте.

Ключевой обязанностью экспедитора является услуга по организации перевозки груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Если в тексте не будет прописано это условие, договор можно считать незаключенным.

Существует мнение, что транспортная экспедиция вторична по отношению к договорам перевозок, так как экспедиция не может осуществляться без перевозки. В связи с этим нередки случаи, когда функции экспедитора берет на себя перевозчик (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае с клиентом заключается либо две отдельных сделки (на перевозку и экспедиторство), либо один смешанный договор. Контракт при этом подпадает под юрисдикцию сразу двух видов норм: о перевозке и о транспортной экспедиции.

Образец смешанного договора перевозки и транспортной экспедиции можно скачать ниже:

Скачать образец

Общие аспекты

Каждый из рассматриваемых типов соглашений содержит в себе различные особенности, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Что нужно знать

Соглашение о перевозки подписывается между владельцем груза и транспортной компанией (частным предпринимателем либо иным лицом), которая возьмет на себя обязанность по транспортировке в указанное место.

За предоставление услуг по транспортировке отправитель либо получатель груза вносит установленный договором платеж.

Подписание соглашения на транспортировку груза может осуществляться в форме:

Товарно-транспортной накладной Либо иной документации согласно российскому законодательству
Билетом в случае транспортировки пассажиров Либо письменам соглашением по вопросу предоставления услуг не конкретным лицам, а компании

Перевозчик обязан доставить груз в указанное место и период, причем именно он несет ответственность за возможную порчу.

При подписании соглашения транспорта одна сторона, именуемая как фрахтовщик, должна представить противоположной стороне (фрахтователю) ТС с экипажем с целью дальнейшей транспортировки.

Соглашение о транспортной экспедиции подлежит заключению между частными лицами либо компаниями, которые за определенную сумму берет на себя обязательство по транспортировке груза, право собственности на которое есть у отправителя/получателя.

Экспедиторская компания обязательно должна иметь в наличии лицензия на предоставление подобных услуг.

За установленную плату дополнительно может быть предоставлено:

  • сбор необходимой сопроводительной документации;
  • контроль погрузки и отгрузки.

Договор экспедиции может подразделяться на несколько подвидов:

  • поручения;
  • комиссии;
  • агентский.

По результатам свое деятельности экспедитор берет на себя обязательства по предоставлению отчетов о выполненной работе, приложив дополнительно копию соглашения и подтверждения понесенных финансовых затрат.

К соглашению экспедиции нужно дополнительно оформить:

Поручение Оформляется заказчиком услуг экспедитору
Экспедиторскую расписку Подтверждает факт предоставления посреднических услуг
Складскую расписку Подтверждает факт сохранности груза до периода отправки

О данных нюансах нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Стороны соглашений

Для договора перевозки предусмотрено только несколько сторон:

  • заказчик — клиент;
  • и исполнитель – транспортная компания.

Для договора экспедиции предусмотрено 3 стороны:

  • заказчик;
  • посредник;
  • и исполнитель.

Участниками сделки могут быть любые лица, у которых есть все необходимые документы для предоставления рассматриваемых услуг.

Необходимо помнить — от имени заказчика либо исполнителя могут действовать доверенные лица при наличии соответствующей нотариальной доверенности.

Действующие нормативы (ГК РФ)

Подробно о подписании и исполнении соглашения перевозки регулируется 40 главой Гражданского Кодекса России, 41 главой ГК РФ – договор транспортной экспедиции.

Указанные нормы Гражданского Кодекса России предоставляют возможность:

  • подробно разъяснить понятия обоих видов соглашения;
  • разъяснить подробно права и обязанность каждого участника сделки;
  • дать подробное объяснение иным немаловажным моментам.

Рекомендуется ознакомиться с указанными главами Гражданского Кодекса для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

О характеристике образцов договора транспортной экспедиции

Законодательство указывает на следующие характеристики, появляющиеся у договоров по экспедиции:

  • участие двух сторон в отношениях
  • возмездность
  • публичность

Типовой договор

В Гражданском Договоре есть ссылка на понятие публичности – таковыми признаются соглашения, заключаемые с коммерческими организациями. И при установлении обязанности одной стороны произвести услуги или товар, выполнить работу. Такие действия компания должна выполнять по отношению к каждому, кто к ней обращается.

Соглашение признается двухсторонним, поскольку каждый из участников наделяется правами и обязанностями по отношению к другому. Возмездность означает, что экспедиторы берут плату за услуги. Вознаграждение передается исполнителям за счет клиентов. Он же отвечает за возмещение любых сопутствующих расходов.

Реальность или консенсуальность договоров определяется тем, в каком объеме есть обязательства у экспедиторов. Последнее определение означает, что соглашение заключается в тот же момент, когда отправляется груз.

Страхование груза по договору транспортной экспедиции.

По общему правилу имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества (ч. 1 ст. 930 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Это является единственным ограничением страхования по договору транспортной экспедиции, в связи с чем, во всех остальных случаях экспедитор вправе самостоятельно заключить договор как от своего имени, так и в случае если договором прямо предусмотрена возможность заключить такой договор (от имени клиента).

Как именно заключается договор?

Законодательство не выставляет отдельных требований к тому, какого порядка надо придерживаться при оформлении соглашений. Допустимо поэтому опираться на общие правила, касающиеся письменных форм соглашения. Кроме того, им стороны могут обменяться путем телефонной или электронной, почтовой связи. Или любого другого канала, если будет понятно, от кого посылается оригинал документа.

В таком случае необходимо сказать о решении в тексте самого договора. Не стоит забывать о ссылке на предоставление оригинала. И в самой заявке, которая направляется по факсу, нужно четко указать цель – заключение соглашения по транспортной экспедиции.

Транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю

Предмет заключения подобных соглашений – обеспечение экспедитором всего транспортного процесса для груза. Который касается любых этапов в перемещении товаров, первый – это принятие, а последний – передача третьему лицу. Выбор маршрута, рекомендованного к передвижению – обязанность клиента, либо экспедитора, в зависимости от договоренности.

Клиентами могут стать не только те, кто отправляют, но и те, кто получают грузы. Экспедиторы принимают на себя несколько обязанностей, когда начинают распоряжаться транспортными средствами:

  1. Выдать получателю посылку, когда она окажется в конечном пункте.
  2. Осуществлять транспортировку с соблюдением предусмотренного маршрута, и обеспечением сопровождения, охраны в пути.
  3. Принять отправление со стороны клиентов.

Тогда экспедиторы в одном лице объединяют роли отправителя и перевозчиков. Сама перевозка грузов становится лишь одной из граней в обязанностях.

Ответственность возлагается не только в этой части, но и в других положениях ГК РФ, с более общим характером. Недопустимо тогда приведение ссылок по ограничениям, на которые могут рассчитывать перевозчики.

Можно указать, что не сама непосредственная доставка груза считается фактом исполнения обязательств. А то, что от имени клиента был заключен контракт с другими перевозчиками. Главное – чтобы условия соответствовали первоначальному договору.

Если задачи трудно выполнимы, экспедиторы имеют право прибегнуть к услугам сторонних фирм. Если они работают там, где находится получатель груза. Далее переходят только к оформлению соответствующего договора.

Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

Фактор Договор перевозки Договор экспедиции
Цель документа Осуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначения Организация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договора Перевозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное время Оказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договора Заказчик – исполнитель
Договор является основанием для перевозки
Заказчик – посредник – исполнитель
Договор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителя Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения без повреждений Экспедитор обязан:

  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю

Предмет заключения подобных соглашений – обеспечение экспедитором всего транспортного процесса для груза. Который касается любых этапов в перемещении товаров, первый – это принятие, а последний – передача третьему лицу. Выбор маршрута, рекомендованного к передвижению – обязанность клиента, либо экспедитора, в зависимости от договоренности.

Клиентами могут стать не только те, кто отправляют, но и те, кто получают грузы. Экспедиторы принимают на себя несколько обязанностей, когда начинают распоряжаться транспортными средствами:

Логистическая компания

  1. Выдать получателю посылку, когда она окажется в конечном пункте.
  2. Осуществлять транспортировку с соблюдением предусмотренного маршрута, и обеспечением сопровождения, охраны в пути.
  3. Принять отправление со стороны клиентов.

Тогда экспедиторы в одном лице объединяют роли отправителя и перевозчиков. Сама перевозка грузов становится лишь одной из граней в обязанностях. Ответственность возлагается не только в этой части, но и в других положениях ГК РФ, с более общим характером. Недопустимо тогда приведение ссылок по ограничениям, на которые могут рассчитывать перевозчики.

Можно указать, что не сама непосредственная доставка груза считается фактом исполнения обязательств. А то, что от имени клиента был заключен контракт с другими перевозчиками. Главное – чтобы условия соответствовали первоначальному договору.

Если задачи трудно выполнимы, экспедиторы имеют право прибегнуть к услугам сторонних фирм. Если они работают там, где находится получатель груза. Далее переходят только к оформлению соответствующего договора.

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления  экспедиторских услуг

Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного  имущества.

Важно! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ). 

Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции

Права и обязанности экспедитора и клиента составляют содержание транспортно-экспедиционного обязательства. Главная обязанность экспедитора заключается в организации выполнения или выполнение услуг, определенных договором транспортной экспедиции. Также в обязанности экспедитора входят:

  • представление клиенту экспедиторских документов во время приема груза, а также оригиналов договоров, которые он заключил от имени клиента согласно договору транспортной экспедиции;
  • информирование клиента о недостатках в полученной от него информации, а если информация неполная — запрос у клиента дополнительных сведений;
  • предоставление по требованию клиента, который приобретает услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, информации о защите прав потребителей.

Экспедитор имеет право:

  1. отступить от указаний клиента, если это совершается в интересах клиента и если он не мог получить указания клиента;
  2. в интересах клиента выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность его перевозки разными видами транспорта (если иное не устанавливает сам договор);
  3. удерживать у себя груз до момента уплаты вознаграждения и возмещения расходов, которые понесены им в интересах клиента (если это прямо предусмотрено в договоре);
  4. не начинать выполнение сделки до представления клиентом нужных документов;
  5. проверить достоверность представленных клиентом нужных документов и информации о грузе.

Обязанности клиента определяет Закон № 87-фз. Клиент обязан:

  1. уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы;
  2. своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию и документы, необходимые для таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

Клиент имеет следующие права:

  • выбирать вид транспорта и маршрут следования груза;
  • потребовать у экспедитора предоставить информацию о ходе перевозки груза;
  • давать экспедитору указания в соответствии с заключенным договором.

Заполненный образец

Бланк договора транспортной экспедиции имеет стандартную форму, утвержденную нормативно-правовыми регламентирующими актами и состоит из следующих разделов, обязательных к заполнению:

  1. Наименование и номер документа, день, месяц, год его подписания.
  2. Наименование организации-заказчика с указанием формы деятельности и личные данные экспедитора (Фамилия, Имя, Отчество).
  3. Предмет договора – прописывается суть документа, состоящая в оказании услуг по перевозке грузов на согласованных условиях, одной стороной, и материальной компенсацией за полученную услугу, другой стороной.
  4. Порядок оказания работ – подробно расписывается задание клиента, отражается информация о сроках перевозки, условиях транспортировки и хранения груза, маршруте движения, создании условий для выполнения задания. В этом же разделе расшифровывается мера персональной ответственности экспедитора за несоблюдение вышеуказанных пунктов настоящего договора. Согласовывается стоимость работы и порядок ее возмещения.
  5. Взаимные обязательства – экспедитор должен выполнить работу в срок и в надлежащем качестве. Если это указано в договоре, в его обязанности входит складская приемка товара, организация загрузки или выгрузки, перегрузка на сторонние виды транспортных средств, участвующих в процессе доставки груза. Клиент со своей стороны обязуется предоставить груз своевременно и обеспечить условия, от него зависящие, к выполнению задания экспедитором. Оговаривают все свои требования относительно графика, маршрута и сроков доставки. Если по какой-либо причине клиент отказывается от услуг экспедитора, он обязан компенсировать ту часть расходов, которые работник успел совершить.
  6. Порядок взаиморасчетов – за проделанный труд заказчик платит работнику оговоренную настоящим документом сумму в безналичной форме оплаты с перечислением на его расчетный счет.
  7. Ответственность – за неисполнение взаимных обязательств, срыв сроков поставки груза.
  8. Форс-мажор – обстоятельства, независимые от обеих сторон и, соответственно, непреодолимые.
  9. Срок действия.
  10. Реквизиты и личные подписи.

Понятия предмета

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.

Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.

Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.

К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств. 

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора. 

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector