Забудьте про наличные! антиотмывочный закон станет жестче

Содержание статьи

Любой держатель банковского счета рискует заинтересовать госорганы, ответственные за исполнение Федерального закона №115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Закон, ставший в последние пять лет настоящим кошмаром предпринимателей, был принят еще 20 лет назад. Никто толком и не знал о его существовании, но в 2016 резко изменилась практика применения ФЗ-115, действие которого касается очень многих сфер деятельности — от обналички до использования налоговых схем.

Любой банк, в котором вы обслуживаетесь, может счесть какую-нибудь операцию по счету сомнительной. Тогда он вправе заблокировать операцию вплоть до момента, когда рассмотрит ваши объяснения и сочтет их убедительными.

Нередко заблокированным оказывается, помимо самой операции, еще и доступ к банку-онлайн, а то и полностью счет. А это уже очень серьезная проблема. После блокировки счета невозможно открыть новый в другом банке. Да и новое юридическое лицо зарегистрировать не получится.

Что делать, если банки обратили на вас внимание в плохом смысле?

Придётся предоставить банку документы, которые свидетельствуют о законности операции. Это могут быть договоры возмездного оказания услуг, купли-продажи, подряда, аренды, долговые расписки, расчётные листы о зачислении заработной платы и т.д. Можно привезти их лично, можно отправить скан-копии. Лучше уточнить этот вопрос в самом банке. Но что делать, если сделка малозначительна, и документов нет? Объяснить банку эту ситуацию.

Сбербанк также советует как можно меньше снимать наличные с карт.

Если банк запрашивает у вас информацию, то нужно отвечать. Молчание будет истолковано против вас.

Глава 1 «Общие положения»

Основные понятия ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Из статьи 2 ФЗ-115 иностранные граждане узнают основные термины, которые используются в миграционной среде. С ними обязательно стоит ознакомиться, чтобы не попасть в неловкую ситуацию в будущем, когда будете оформлять документы. В статье описаны такие понятия, как приглашение на въезд, миграционная карта, разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание, вид на жительство. Здесь же разъясняется, кого в России называют временно пребывающим, временно проживающим и постоянно проживающим.

Временное пребывание

Статья 5 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» рассказывает об условиях временного пребывания иностранцев в России. В статье говорится, сколько времени могут находиться в стране иностранцы, прибывшие по визе и без визы, на каких условиях можно проживать в РФ, в каких случаях можно увеличить срок нахождения в стране и в каких ситуациях эти сроки, наоборот, сокращаются. В статье также рассказывается, на какой период в Россию могут приехать студенты и высококвалифицированные специалисты.

Про РВП

Статьи 6 и 7 Закона полезны иностранцам, планирующим остаться в России на длительное время и получить разрешение на временное проживание в стране. В Статьях 6 и 6.1 описан порядок выдачи РВП визовым и безвизовым иностранцам. В них рассказываются все правила: в какие сроки оформляется документ, кому для его выдачи нужна квота, какие документы нужно собрать и куда их нести.

Статья 7 перечисляет все причины, по которым иностранец может получить отказ в выдаче разрешения на временное проживание.

Про ВНЖ

Статья 8 рассказывает все о виде на жительство и отвечает на самые популярные вопросы, с ним связанные:

  • Сколько нужно прожить в России, прежде чем подавать документы на ВНЖ?
  • Кому не нужно получать РВП перед ВНЖ?
  • Сколько действует вид на жительство и в каких случаях его нужно менять?
  • Куда нужно нести документы на ВНЖ?
  • Что представляет собой документ и какие данные содержит?

Статья 9 посвящена основаниям отказа в выдаче ВНЖ. Также там перечислены причины аннулирования действующего документа.

Проживание в России, права и обязанности

Три следующие Статьи посвящены правилам нахождения на территории России. В Статьях 10 и 10.1 перечислены все способы установления личности иностранца, перечислены документы, которые можно для этого использовать.

Статья 11 рассказывает о правилах передвижения по стране. Статья 12 отвечает на вопрос об избирательных правах иностранца.

Про работу в России

Статья 13.2 посвящена отдельно высококвалифицированным иностранным специалистам, а статья 13.4 — иностранцам, прибывшим из безвизовых стран и трудящихся по патенту.

Статья 14 перечисляет основные сферы деятельности, которые закрыты для мигрантов, а Статья 15 рассказывает, при каких условиях иностранцы могут стать военнослужащими в России.

Статья 15.1 посвящена сдаче иностранцем экзамена на знание русского языка, истории России и законодательства Российской Федерации. В ней перечислено, кому нужно это тестирование, а кто от него освобождается.

Суть 115 ФЗ

ФЗ 115 о противодействии легализации доходов был принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, а Советом Федерации одобрен 20 июля 2001 года. Последние изменения в него ввели 29 июля 2017 года. Закон содержит 5 глав и 17 статей. Создан он для регулирования и контроля доходов, защиты прав граждан и безопасности против лиц, финансирующих терроризм или получающих доход незаконным, преступным путем.

Содержание ФЗ 115:

Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, защита граждан от незаконных доходов и терроризма. Описано в какой сфере закон может быть применен, он распространяется на организации, все филиалы и дочерние компании страны, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Написаны термины и понятия, использующиеся в законе и даны их определения, что такое доходы, операции, организации, идентификация клиента, блокирование и т. д.;

Во второй главе описаны способы и меры предупреждения преступного получения доходов и финансирования терроризма

Описана система мер предосторожности и безопасности, оформлены организации, осуществляющие контроль и регулировку, описан процесс и виды операций и мероприятий. Подробно оформлены права, обязанности и полномочия организаций, граждан, сторонних лиц;

В третьей оформлены меры и процессы, с помощью которых происходит противодействие уже совершившимся незаконным действиям

Какие уполномоченные органы имеют право на противодействие и какими полномочиями обладают. Обязанность граждан предоставлять документы и информацию по первому требованию сотрудников уполномоченных органов;
Согласно четвертой гл. страны помогают друг другу бороться с преступностью в этой сфере. Тут описаны ситуации и способы помощи и поддержки стран, обмен информацией. Обязанность признавать правомерными решения судебных органов других стран и высылку преступников для заключения на родину;
В пятой г. оформлены заключительные положения и дополнительные условия закона. Описана ответственность сотрудников органов в случаях невыполнения обязанностей или несоблюдения условий, ответственность нарушителей закона. Контроль прокуроров и официальное обжалование действий сотрудников органов, форма заявления на подачу жалобы.

По просьбе сотрудников органов организации, филиалы или компании обязаны предоставить информацию о сделке, клиенте и выдать копии документов. Операции проводятся для защиты граждан и безопасности населения. также полезно будет узнать актуальную информацию о деятельности ЦБ. Подробности тут:

Какие проблемы решают данные поправки?

Отчет Росфинмониторинга за 2019 год демонстрирует снижение объемов обналичивания средств: если еще несколько лет этот показатель достигал 1,2 трлн руб., то в 2019 году сумма снизилась до 326 млрд руб. Законодатели уверены, что что большая часть наличных денег выводится по «серым» схемам. Вывести бизнес из тени — вот главная задача новых поправок, по мнению председателя комитета ГД по финансовому рынку Анатолия Аксакова.

Политик уверен, что улучшение механизмов контроля, приведение их к общемировой практике позволит оперативно получать информацию не только о разовых операциях, но и «подозрительной совокупности» подобных финансовых процедур. При этом в Госдуме считают, что честным предпринимателям, ведущим «прозрачный бизнес», бояться изменений не стоит.

Аксаков также подчеркнул, что государство не ставит знак равенства между подозрительными операциями и теми, что попадают под контроль. Причиной блокировки снятие крупной суммы наличных не станет, если банк или контролирующие органы не заподозрят отмывание доходов или финансирование террористических организаций. А чтобы этого не произошло, чиновник рекомендует плотнее общаться с банком и при необходимости предоставлять финансовому учреждению обоснования любых операций с наличностью.

Как узнать о блокировке. Проведение контроля

О блокировании проведения расчетов по конкретной операции банк сообщит, скорее всего, в электронном виде или вы увидите статус платежного документа «ошибка», «заблокировано», «приостановлено», «требуется подтверждение» и т.п. в зависимости от используемого приложения и конкретного банка. Вам также могут выслать обычное письмо, сообщение на электронную почту, смс.

Кстати! Не всегда приходит оповещение о непроведенной операции, банк может просто ее заблокировать и передать сведения в Росфинмониторинг, а отслеживать ее исполнение вам придется самостоятельно.

О блокировке счета иногда становится известно только при попытке попасть в систему интернет-банкинга. Придется связаться с колл-центром и уточнить причину. Вам могут приостановить только ДБО (дистанционное банковское обслуживание), а операции в отделении (оплата по бумажным платежкам, получение наличных по чекам) и использование корпоративной карты продолжится.

Список документов, необходимых для прохождения контроля, предоставляет банк. Если система ДБО доступна, то копии (сканы) можно переслать через нее. Однако менеджер банка может:

  1. Попросить явиться в отделение лично руководителя или представителя для дачи пояснений.
  2. Выехать в офис, на место ведения деятельности (стройплощадка, склад, торговая точка и т.д.).

Консультанты и работники службы безопасности вам не враги – прислушайтесь к их рекомендациям, уточните сроки явки, попросите о пролонгации периода предоставления документов, если не успеваете подготовить все сразу.

Лучший исход – разблокировка и продолжение работы, но если вам отказали в проведении платежей, в разблокировании или даже в обслуживании вообще, то нужно разобраться, что пошло не так и можно ли исправить ситуацию.

Что будет после блокировки счета и карты?

В случае обнаружения сотрудниками специальной службы комплайенс-контроля банка подозрительной, по их мнению, операции, банк может:

  • заблокировать счет и операции по карте до выяснения обстоятельств. В этом случае с клиента банк потребует принести ворох бумажных документов;
  • отключить доступ к счету через Интернет (так называемый сервис — банк-клиент);
  • проводить все операции по счетам клиента только в офисе и с согласия банка. Да-да, это старинное и уже почти забытое современными бухгалтерами «хождение в банк ногами с бумажной платежкой»;
  • отказать в снятии или переводе средств;
  • отказать в открытии счета или выпуске (перевыпуске) карты.

В этом случае клиенту необходимо обратиться в отделение банка. Операционисты, сидящие в зале, не принимают решения о блокировках. Этими проблемами в ряде банков занимается специальное подразделение. А в других банках блокировка вводится алгоритмической программой (например, при частых однотипных переводах на одну и тут же сумму и на один и тот же счет).

Как в этом случае можно снять деньги с карты? В текущем банке, если после того, как клиент написал заявление на разблокировку счета и представил все запрошенные банком документы, и они удовлетворили банк, счет разблокируют. Правда, времени на это уходит от недели до бесконечности. Если банку будет что-то не нравиться, он будет запрашивать все новые документы. Некоторые ИП жалуются, что им приходится таскать в банк сотни килограммов документов, которые потом никто не читает.

Согласно требованиям 115 ФЗ банку запрещено сообщать клиенту о принимаемых мерах. И правда. зачем террористу в лицо говорить о том, что он террорист? Поэтому никаких четких разъяснений сотрудники банка давать не станут.

Самое худшее последствие подобной ситуации — в банке предложат закрыть карту и счет и расторгнуть договор. И пойти поискать себе банк «посговорчивее», чтобы перевести туда деньги. Самое неприятное для клиента, что за перевод денег в другой банк может быть веден довольно грабительский процент штрафа — до 10%.

Банк может заблокировать счет и карту по любому подозрению
К счастью для физ. лиц, по подозрению в отмывании денег и финансированию терроризма, карты обычных граждан блокируют довольно редко. Если вдруг банк требует объяснения всех «условно последних» операций по заблокированной карте, то проще и дешевле будет объясниться, чем качать свои права.

Да еще и в отделении, а не переводом. Так этот человек привык делать еще до того, как завел счет ИП и карту в Тинькоффе. Но в итоге диплом, в котором значилась специализация — маркетинг, он банку предоставил, и счет и карта были разблокированы.

Как избежать блокировки карты по признакам, описанным в 115 ФЗ? Спросите юриста

Дифференцированный подход в отношении представления сведений о контролируемых операциях

Если ранее содержание п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие перечни контролируемых операций, по которым требуется представление сведений, установлены для:

  • кредитных организаций;

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • операторов инвестиционных платформ;

  • страховых организаций (за исключением страховых медорганизаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере ОМС) и страховых брокеров;

  • лизинговых компаний;

  • организаций федеральной почтовой связи;

  • ломбардов;

  • организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

  • организаторов азартных игр;

  • операторов лотерей;

  • управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ;

  • операторов по приему платежей;

  • коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

  • кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных;

  • микрофинансовых организаций;

  • обществ взаимного страхования;

  • негосударственных пенсионных фондов;

  • операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги связи по передаче данных.

Например, кредитные организации должны подавать сведения по равным или превышающим 600 тыс. руб. операциям с денежными средствами в наличной форме, по банковским счетам и вкладам, по предоставлению юрлицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов, а также по операциям с наличными или безналичными денежными средствами в рамках сделок с недвижимостью при сумме операции 3 млн руб. и более, по получению физлицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты, операциям на сумму 600 тыс. руб. и выше по зачислению денежных средств на счет или их списанию со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды и т. п. А страховые организации – по операциям о зачислении или переводе на счет денежных средств, предоставлении или получении кредита (займа), операциям с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физлицо или юрлицо, зарегистрированное в государстве, не выполняющем рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), операциям по выплате физлицу или юрлицу страхового возмещения или получению от них страховой премии по установленным видам страхования, операциям по получению НКО денежных средств или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по их расходованию при сумме операций 100 тыс. руб. и более. Им же необходимо отчитываться по операциям с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или к распространению оружия массового уничтожения.

Отметим, в своем Письме от 11 сентября 2020 г. № 12-4-4/3908 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ» Банк России напоминает, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю. «В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Законом № 115-ФЗ», – указывается в документе.

Законодательное регулирование

Заблокировать счет могут не только банки, но и ФНС, приставы, а также суды, поэтому, кроме 115-ФЗ, есть еще несколько документов, регулирующих этот процесс:

  • Налоговый кодекс в статье 76 предусматривает приостановление операций при наличии непогашенной вовремя недоимки по налогам и взносам, непредставлении декларации в течение 10 дней после окончания срока ее подачи и отсутствия подтверждения приема требования ИФНС (в тот же срок).
  • Закон об исполнительном производстве в статье 68 в качестве принудительных мер указывает обращение взыскания на денежные средства, в том числе на счетах и их арест. Последний возможен по решению суда (). Если сумма к взысканию крупная, то фактически использование банковского счета будет невозможно.
  • Другие документы: указания, инструкции, внутренние положения кредитных организаций.

Банки в любом случае обязаны безусловно подчиняться требованиям направленного им документа, будь то решение ФНС или исполнительный лист. Бесполезно приходить в отделение, звонить по телефону и доказывать собственную правоту. Если произошла ошибка, выяснять отношения надо с источником. По-другому обстоит дело со 115-ФЗ, здесь как раз сам банк производит блокировку.

Обзор документа

Рассматривая предложения по внесению изменений в Закон о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Банк России разъяснил, что они сопряжены с существенными правовыми и репутационными рисками для кредитных организаций по надлежащему выполнению ими всего спектра требований «противолегализационного» законодательства.

Антиотмывочное законодательство не запрещает использовать электронные средства связи для получения сведений и документов, необходимых для идентификации клиента, и заверять их простой электронной подписью клиента.

Порядок идентификации клиента разрабатывается каждой кредитной организацией самостоятельно.

Дополнительно Банк России обращает внимание на подходы ФАТФ к вопросу делегирования полномочий по проведению идентификации сторонними организациями. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Важное о 115-ФЗ в 2021 году

Федеральный закон №115 хоть и увидел свет 20 лет назад, но всегда остается актуальным. Чуть ли не каждый год к нему принимаются «омолаживающие» поправки.

Налоговики и Центробанк давно стараются взять под контроль наличку, которая ходит в бизнесе. Но до последнего времени все усилия были тщетны. При возникших подозрениях начиналась долгая и не всегда результативная переписка между ведомствами — запросы, ответы, новые запросы. За это время грамотный обнальщик успевал прокрутить деньги и закрыть фирму.

В 2021 году государство пошло по простому и эффективному пути — по сути, упразднило для банков налоговую тайну, а для налоговиков — банковскую. Теперь взаимообмен интересующей информацией между ЦБ и ФНС происходит без лишних сложностей — моментально. Даже запрос писать не нужно.

Изменения 2018-2021 года

В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

  • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
  • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
  • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
  • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
  • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

В марте текущего года вступила в силу 57 последняя редакция закона. Внесённые изменения затрагивают организации, входящие в банковскую группу или в банковский холдинг, а также адвокатов, нотариусов и других, которые оказывают услуги юридического и бухгалтерского характера. Все они, имея соответствующее распоряжение от своего клиента, совершают операции с денежными средствами, порой довольно крупными суммами.

Для организаций, которые входят в банковские объединения или холдинги, данные изменения носят исключительно положительный характер. В отношении остальных есть несколько негативных моментов. В частности, они теперь также могут применять меры по блокировке счёта своего клиента. Данные поправки вступили в силу уже через 18 дней после того, как были вынесены на обсуждение. Адвокаты, нотариусы и прочие, не успели к ним подготовиться, что привело к неудобствам именно для них.

То есть, для этих субъектов до сих пор нет ясности, как им исполнять новые обязанности, а также фиксировать факт их выполнения. Поэтому всем вновь описанным субъектам необходимо:

  • пройти обучение в разумные сроки, либо провести внеплановый инструктаж в трёхдневный срок. То есть, до 21 марта пройти обучение по новым правилам должны были уполномоченные сотрудники организаций, входящих в банковские объединения и холдинги;
  • все адвокаты, нотариусы и прочие, должны обновить свои правила внутреннего распорядка. Сделать это нужно было до 18. 04. Текущего года. То есть, им был дан всего месяц.

Если субъект участвует в программе «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», то ему рекомендуется:

  • обновить свой личный кабинет в соответствии с полученными изменениями;
  • пройти дополнительное обучение;
  • полученные знания нужно будет использовать при заполнении отчета о результатах внутреннего контроля. Соответствующий раздел есть в Личном кабинете.

По мнению многих, кто по роду деятельности связаны с Законом № 115-ФЗ и имеет соответствующую практику, принятые изменения являются лишними и избыточными.

Письмо Банка России от 2 июля 2021 г. № 12-4-2/3275 “О проекте изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ (идентификация с привлечением партнера)”

16 июля 2021

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», направленные письмом Ассоциации российских банков от 15.06.2021 N А-02/5-158, и сообщает следующее.

Указанные предложения носят концептуальный характер, предоставляя кредитным организация право привлекать к реализации базового принципа функционирования системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — «Знай своего клиента» — фактически любое физическое лицо на основе договора гражданско-правового характера.

Считаем, что реализация данного предложения сопряжена с существенными правовыми и репутационными рисками для кредитных организаций по надлежащему выполнению ими всего спектра требований «противолегализационного» законодательства, начиная от идентификации клиентов и иных лиц, заканчивая применением мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и представлению сведений в уполномоченный орган.

Изложенный в письме АРБ тезис о том, что действующая модель идентификации кредитными организациями своих клиентов и иных лиц сопряжена с «существенными дополнительными материальными расходами, обусловленной необходимостью присутствия работников кредитной организации во всех без исключения населенных пунктах, где предлагаются кредитные услуги», напрямую не связан с действующим регулированием.

Так, Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятые в соответствии с ним нормативные акты Банка России не содержат запрета на использование электронных средств связи для получения сведений и документов, необходимых для идентификации клиента, и заверение таких сведений и документов простой электронной подписью клиента.

При этом согласно Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» порядок идентификации клиента, в том числе сбора необходимых сведений и документов, разрабатывается каждой кредитной организацией самостоятельно с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых кредитной организацией клиентам, и включается в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Дополнительно обращаем внимание на подходы ФАТФ к вопросу делегирования полномочий по проведению идентификации сторонними организациями. Так, рекомендации ФАТФ предписывают финансовым учреждениям при реализации мер надлежащей проверки клиентов, включая их идентификацию, применять риск-ориентированный подход

В соответствии с рекомендацией 17 («Доверие мерам третьих сторон») в рамках использования института делегирования проведения надлежащей проверки клиентов сторонним организациям необходимо обеспечить соблюдение ряда критериев, в том числе следующего — «финансовое учреждение, полагающееся на стороннюю организацию, должно убедиться в том, что деятельность сторонней организации регулируется, в отношении нее осуществляется надзор или мониторинг и что эта третья сторона принимает меры по выполнению требований надлежащей проверки клиентов и хранения данных в соответствии с Рекомендациями 10 и 11 («Хранение данных»)».

И.о. директораДепартамента финансовогомониторинга и валютного контроля Е.В. Шакина

——————————

1 Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Что вызовет у банков подозрение

Неактивный счет. Банки считают, что правильный предприниматель обязательно должен пользоваться счетом хотя бы раз в три месяца. Большие перерывы в работе вызывают интерес контролирующих органов.

Отсутствие налоговых платежей

Счет, который не используется для оплаты налогов или налоговые отчисления с которого выглядят подозрительно маленькими, привлекает внимание банка.

Десятитысячный уставной капитал. Стандартные 10 тысяч рублей в графе «уставной капитал» — сигнальная ракета для банка

Маловато будет.

Искусственно заниженный НДФЛ. На эти цифры банковские служащие обращают особое внимание.

Совмещаемые должности. Допустим, директор и бухгалтер — одно и то же лицо. А если оно еще и учредитель — совсем плохо.

Случай, когда предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и множество других. Ну и что, что это офисный центр. Все равно государственная машина обратит на это внимание.

Всплеск финансовой активности. Особенно если накануне поменялся учредитель или название организации.

Операции транзита. Одна и та же сумма утром пришла, вечером ушла, и так каждое второе число каждого месяца. Добро пожаловать с объяснениями.

Выводы

«Антиотмывочный» закон №115-ФЗ вынудил коммерческие банки превратиться в следственные отделы. Банки, повинуясь закону и требования ЦБ РФ (а что делать? При неповиновении ЦБ отберёт лицензию) вынуждены контролировать и анализировать движение денег по счетам клиентов.

При работе закона возникают проблемы. От них страдают люди, не имеющие отношения ни к отмыванию преступных денег, ни, тем более, к терроризму.

Центробанк старается контролировать движение максимального количества денег. Этим и вызвана рекомендация Сбербанка снимать со счетов как можно меньше наличных и проводить операции по безналу. Когда человек переводит деньги по безналу, банк знает, кому и за что они идут. Когда человек тратит наличные, банк не знает, на что они будут потрачены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector