Страхование грузов

Содержание:

Страхование ответственности экспедитора

Минфином России разъяснено, что страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций (письмо Минфина России от 16.02.2010 N 03-03-06/1/71).

Также отметим, что ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» не предусматривают возможности страхования ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Часто суды считают договор страхования ответственности экспедитора ничтожным и отказывают страхователю в выплате страхового возмещения (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КГ-А40/13164-08 и от 29.12.2008 N КГ-А40/12015-08; ФАС Уральского округа от 06.07.2009 N Ф09-4760/09-С5 и от 01.12.2008 N Ф09-8955/08-С5).

Однако в некоторых случаях суды допускают заключения подобных договоров, считая их заключенными на основании ст. 931 ГК РФ и, соответственно, квалифицируя их как договоры страхования ответственности за причинение вреда (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 12.03.2009 N КГ-А40/1283-09; ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 N А12-16611/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 N А43-27008/2008).

Таким образом, законодательство не предусматривает обязанность экспедитора страховать свою гражданскую ответственность, более того, такой договор может быть признан ничтожным. Поэтому расходы на такое страхование не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на имущественное страхование;

— Вопрос: Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов организации на страхование ответственности за имущество, принятое на складское хранение (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);

— Какие расходы на страхование рисков можно признавать в налоговом учете, а какие нет (О.А. Лаврова, «Российский налоговый курьер», N 20, октябрь 2012 г.);

— Калькулятор суммы страховой премии, признаваемой при налогообложении прибыли (подготовлен экспертами компании ГАРАНТ);

— Страховка добровольная — ИФНС недовольная (А. Веселов, журнал «Практическая бухгалтерия», N 2, февраль 2021 г.);

— Вопрос: Если договором транспортной экспедиции предусмотрено страхование ответственности экспедитора, то входят ли такие расходы в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли? («Финансовая газета», N 41, октябрь 2012 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

26 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Что собой представляет страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом и что оно дает

Любой грузоперевозчик, в том числе занимающийся перевозкой автомобильным транспортом, несет ответственность за сохранность товара в течение всего периода перевозки. В этот промежуток времени входит момент приема груза, погрузка, транспортировка, разгрузка, хранение до того времени, когда товар будет доставлен получателю.

Автотранспортировка не случайно считается самым рискованным видом перевозки грузов, поэтому особое внимание уделяется страховке именно такого вида транспортировки товара. При заключении договора учитываются риски при страховании грузов, которые могут произойти во время поездки: дорожно-транспортные происшествия, кража товара и прочие ситуации

Защита грузов путем страхования ответственности перевозчика позволяет получить компенсацию за полученный ущерб. Обычно стоимость ущерба в десятки раз превышает стоимость самой страховки, поэтому не стоит пренебрегать этим видом защиты.

Во время оформления страховки груз подвергается тщательной проверке на целостность. Товар, имеющий дефекты или повреждения, не может быть застрахован. По ФЗ РФ, объектами страхования могут выступать любые виды крупно- и мелкогабаритных предметов из любого материала. Также можно застраховать и уплату налогов, пени, таможенные расходы, охрану в период перевозки и т. д.

Стоит различать понятия «страхование груза» и «страхование ответственности перевозчика». Первый термин подразумевает под собой защиту перевозимого товара и возврат владельцу компенсации в размере полученного ущерба, второй – защищает интересы компании, осуществляющей транспортировку товара и компенсирует ущерб, полученный по вине перевозчика.

Важная информация о страховании груза

Заключение договора на страхование можно только перед началом транспортировки. При выставлении условий, к сведению принимается тип грузов, маршрут и т.д. Все пункты прописывают в договоре.

Страховые компании, осуществляющие легальную деятельность, имеют лицензию, которую выдает государство, а также специальный документ с правилами на страхование. Он составляется самой фирмой. В правилах содержится информация:

  • о типах договоров с подробным описанием каждого;
  • о страхуемых рисках для каждого типа договора;
  • о порядке возмещения ущерба, понесенного страхователем.

Страховки в зависимости от типа предусматривают определенные риски, соответственно и ответственность страховщиков:

  • за все рисковые случаи. Страховщики восполняют ущерб при различных ситуациях, спровоцировавших ущерб повреждениями, гибелью продукции в любом объеме;
  • за частные аварийные случаи. Страховщиками выплачивается сумма ущерба в случае порчи или повреждений в любом объеме транспортируемой продукции, вследствие какого — либо стихийного бедствия, автомобильной аварии или пропажи судна без вести. Некоторыми страховщиками включается случай, предусматривающий кражу (хищение);
  • без ответственности за порчу, за исключением случаев с крушением. Страхователь сможет получить сумму ущерба, если весь или часть груза была повреждена из-за стихийного бедствия, аварии или пропажи транспорта, осуществляющего транспортировку.

В связи с нестабильными политическими условиями в ряде стран, актуальным среди страховщиков стало введение пункта на сопутствующие риски. Согласно правилам, страхующее лицо получит компенсацию ущерба, вызванного политическими или иными событиями, возникшими при транспортировке, если произойдет изменение стоимости грузов или он не дойдет до места назначения. В данном случае, оформление страховки достаточно дорогостоящее мероприятие и оценивать его целесообразность, предстоит лицам в частном порядке.

Правила страхования грузов

Каждая страховая компания составляет свод правил, на которых и строится взаимодействие страховщика с собственником грузов. В них оговариваются страхуемые риски, порядок выплаты возмещения, а также те случаи, наступление которых не является поводом для выплаты компенсации.

На последние-то условия многие страхователи и закрывают глаза. А, между прочим, нужно знать, когда не стоит надеяться на страховую.

Правила большинства страховых компаний исключают из покрытия следующие риски:

  • Военные действия на территории доставки грузов;
  • Нахождение водителя в алкогольном опьянении или под действием сильнодействующих средств;
  • Нарушение правил движения водителем (по незнанию или намеренно);
  • Умышленные действия собственника груза ради получения денег от страховой компании;
  • Неисправность транспортного средства перед поездкой (если собственник имущества знал об этом и скрыл данный факт от страховщика);
  • Изъятие груза на таможне или во время пути сотрудниками правоохранительных органов;
  • Повреждение товаров вследствие воздействия насекомых, грызунов, плесени;
  • Разрушительное влияние температуры на грузы;
  • Возгорание пожароопасных грузов при разгрузке или погрузке (если об этом не был осведомлён страховщик);
  • Неисправность упаковки, послужившая причиной потери части груза;
  • Ядерный взрыв;
  • Косвенные убытки (потеря прибыли в результате низкой скорости транспортировки и падения цен).

В правилах также оговариваются особенности заключаемого договора.

В него обязательно должны быть включены следующие условия:

  • Перечень страхуемых объектов (их наименование, количество, стоимость, подтверждаемые документами на собственность);
  • Список страховых случаев, при наступлении которых страхователь может рассчитывать на компенсацию затрат;
  • Величину покрытия;
  • Срок, на который заключён договор.

Не забывайте и о правилах страхования, которые будут установлены между вашей компанией и перевозчиком. Необходимо установить, кто из вас будет выгодоприобретателем, то есть, кому будет выплачено возмещение при наступлении страхового случая. От этого зависит учёт НДС в бухгалтерии предприятия.

ТОП-4 ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении

Поскольку в РФ страхование грузов – практика относительно новая, не все страхователи до конца понимают природу и механизмы защиты рисков. Чтобы обезопасить свои интересы, клиентам следует избегать типичных ошибок транспортного страхования.

Ошибка 1. Невнимательное заполнение заявления

Такая ошибка особенно актуальна для частных лиц, занимающихся грузоперевозками. Если в документе допущена неточность при внесении официальных данных относительно груза или личности страхователя, компания вправе отказать в выплатах по такому договору.

Вывод: заполняя заявление, данные надо проверять и перепроверять по несколько раз. Невнимательность при составлении договора чревата финансовыми потерями.

Ошибка 2. Несвоевременное уведомление страховой компании о наступлении страхового случая

У каждой компании – свой регламент. Согласно договору, страхователю отводится от 24 часов до 5 суток для уведомления представителей фирмы о том, что с грузом произошёл страховой случай. Сообщить о происшествии клиент имеет право по телефону, письмом, через интернет-каналы.

Ошибка 3. Предоставление неполного пакета документов в страховую компанию

Страховая ситуация должна быть зафиксирована по всем правилам. Если страхователь предъявил неполный пакет документов или не предоставил реальных доказательств происшествия, агенты вправе отказать в составлении страхового акта и выплате компенсации.

Ошибка 4. Некорректное указание рисков, которые покрываются договором страхования

В любом документе перечислены риски, которые страхователь соглашается или НЕ соглашается включить в окончательный вариант договора. Если риски указаны некорректно или нужные пункты вовсе отсутствуют, то никакого возмещения вы не получите.

Например, если груз во время морской перевозки пострадал от грызунов, а в договор включены любые другие ситуации, кроме указанной, за ущерб будет отвечать сам страхователь.

Рекомендую к просмотру видеоролик по теме страхования железнодорожных грузов.

Если застрахована ответственность перевозчика

Пример № 1

Владелец груза повел себя халатно и не упаковал груз как следует, или же он выбрал неподходящий для конкретного груза транспорт, а возможно, даже указал
неверные данные о грузе. Дальше происходит то, что должно произойти: груз при перевозке портится или задерживается. В этом случае ответственность полностью
лежит на владельце груза, но никак не на перевозчике.

Пример № 2

Произошел форс-мажор или на автомобиль с грузом напали криминальные элементы. В этом случае перевозчик мог бы повлиять на сохранность груза путем установки
запорных механизмов, осуществления остановок только на постах ГАИ, ночевок на платных парковках и прочее. Соответственно страховщик будет должен оплатить
размер убытка, так как на лицо виновность перевозчика в недоставке товара по причине его хищения.

Виды страхования грузов.

Виды страхования делятся на несколько категорий. Их можно сгруппировать по следующим критериям:

1. По способу перевозки:

  • Автотранспорт
  • Железнодорожный транспорт
  • Авиатранспорт
  • Водный транспорт
  • Смешанный транспорт (включает несколько видов перевозки грузов)

2. По объему перевозок:

  • Оформление полиса на разовую транспортировку.
  • Оформления генерального полиса (долгосрочного договора).

3. По территориальному признаку:

  • Внутренние (в пределах одной страны)
  • Международные (с перевозкой в другую страну или страны)

4. По страхованию рисков:

  • Полное страхование (максимальное покрытие полученного ущерба).
  • Конкретные риски (в договоре прописываются точные страховые случаи).
  • Только на случай крушения или аварии транспортного средства.

Страхование грузов:кому это может быть интересно

Ситуации бывают разные, и никто не даст гарантию, что по пути следования не случится никаких непредвиденных событий. Для того, чтобы быть уверенным, что если уж не сам товар, то хотя бы его денежный эквивалент сохранится, и была создана данная услуга.

Страхование груза – это вид имущественного страхования, направленный на защиту интересов владельца перемещаемого объекта при транспортировке последнего.

 Оно преследует следующие цели:

Защита посылаемых ценностей в пути.

Соблюдение интересов хозяев товара.

Создание условий для обязательной компенсации потерь при повреждении или утрате карго, возникших по независящим от страхователя причинам.

В нашей стране это необязательная процедура. Однако все больше предпринимателей, чей бизнес связан с перевозками к ней прибегают. Кроме того, сами транспортные компании могут отказаться заключать договор, если отсутствует соответствующий полис, защищающий товар в пути. Надо понимать, что договор с фирмой, занимающейся грузоперевозкой, не подразумевает ее полную ответственность за сохранность вещей в дороге. Российским и международным законодательством предусмотрены случаи, когда перевозчики полностью освобождаются от необходимости возмещать ущерб. Поэтому ставить знак равенства между таким договором и актом страхования будет в корне неверно.

Оформить страховку может как посылающая сторона, так и получатель. Чаще всего этим занимается тот, кто владеет грузом на момент отправления.

В полисе можно учитывать следующие виды рисков:

природные катастрофы (ураганы, наводнения, землетрясения и пр.);

пожар;

умышленные противоправные действия третьих лиц;

повреждения по вине перевозчика;

пропажа товара без вести;

другие.

На усмотрение страхователя можно включить все возможные ситуации или выбрать только некоторые, наиболее вероятные, по мнению обратившегося. Кроме того, есть возможность оговорить, что возмещение будет только в случае полного разрушения перевозимого товара. К этому чаще всего прибегают при доставке подержанной электроники, чтобы финансовая компания сняла с себя обязательства по уже имеющимся неполадкам.

Как оформить страхование грузов?

Оформление страховки груза является стандартной процедурой, напоминающей страхование автомобиля или имущества. Однако, при первом заключении договора могут быть упущены ключевые моменты. Коротко пройдемся по основным стадиям:

1. Выбрать страховую компанию.

Определиться с конкретной страховой – это первый и важнейший шаг. От правильного выбора зависит успех Вашего дела и целесообразность самого страхования, как такового. Ряд компаний уклоняются от исполнения своих обязательств или используют всевозможные виды мошенничества. А вот клиенты несут большие убытки из-за отказов в выплатах. Поэтому в качестве потенциальных партнеров по страхованию лучше принимать решение в сторону опытных и платежеспособных организаций. За долгие годы работы на рынке они доказали свой профессионализм и способность нести ответственность. К списку надежных компаний можно отнести:

  • АльфаСтрахование
  • Ингосстрах
  • Пари
  • ПСК
  • Ренессанс Страхование
  • РЕСО-Гарантия

2. Оцените возможные риски

Выбрав тип перевозки, можно составить список рисков утраты или повреждения груза. Из них стоит выбрать наиболее вероятные и существенные. Поскольку, сумма договора будет зависеть от перечня страховых случаев, то их выбор должен быть осознанным и разумным. Чем больше список, тем выше цена полиса.

3. Узнайте правила страхования и подготовьте документы.

Предварительно созвонитесь с сотрудниками выбранной компании. Узнайте время работы, порядок заключения договоров и список требуемых бумаг. Как правило страховые компания запрашивают у клиентов следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Подтверждение права собственности или распоряжения грузом.
  • Грузовые документы: квитанции, накладные.
  • Заполненная анкета с информацией о грузе, его охране или сопровождении.
  • Бухгалтерские документы.

4. Изучите условия договора.

Прежде чем подписывать договор, внимательно прочтите его содержание. Если какие-то пункты в нем не понятны, попросите разъяснить сотрудника страховой компании

Важно знать, на что распространяется страховка, сумму возмещения, а также продолжительность действия договора

5. Заключите договор и произведите оплату.

Если все условия договора устраивают, его можно смело подписывать. В указанные страховщиком сроки необходимо произвести оплату. Это может быть, как поэтапное внесение страховой премии, так и единовременный взнос. После совершения платежа страхователь получит на руки свой экземпляр договора и подтверждение об оплате. Как правило, договор вступает в силу со следующего дня, после подписания его сторонами.

Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом – 5 простых шагов

Страхование автоперевозок – самый популярный вид имущественной защиты грузов. Только полноценное и грамотное страхование покроет все убытки, если страховая ситуация всё же произойдёт.

Чтобы не волноваться за безопасность груза, его нужно застраховать по всем правилам. О том, как это сделать, я сейчас расскажу.

Шаг 1. Выбираем страховую компанию

В мире и в России сотни компаний, занимающихся страхованием грузов. Выбрать действительно надёжного и платежеспособного страховщика – целая наука.

Эксперты советуют оценивать уровень страховой компании по следующим критериям:

  • наличие опыта;
  • финансовая стабильность (размер уставного капитала, сумма страховых выплат за истекший отчетный период);
  • количество филиалов в разных городах;
  • общее число клиентов компании;
  • наличие удобного и функционального сайта;
  • рейтинг от независимых агентств;
  • информационная открытость.

Добропорядочные и ответственные страховщики дорожат своей репутацией и стараются урегулировать страховые происшествия быстро и в пользу клиента.

Шаг 2. Выбираем тариф страхования

Выбрать и рассчитать тариф вам помогут в офисе компании. Можно сделать это на сайте страховщика, воспользовавшись онлайн-калькулятором.

На стоимость услуг влияют следующие факторы:

  • характер груза и вероятность его повреждения (страховка на хрупкий, ценный или скоропортящийся товар стоит дороже);
  • качество упаковки;
  • вид транспорта;
  • расстояние;
  • состояние пути (территория, через которую везут груз).

Кроме того, у каждой компании – свои условия страхования и свои расценки.

Шаг 3. Собираем необходимые документы

Понадобятся документы, удостоверяющие статус (или личность) страхователя, а также бумаги, подтверждающие стоимость груза и право на владение собственностью.

Страховым фирмам нужна максимально полная информация о характере груза:

  • официальное наименование продукта;
  • данные об упаковке, габаритах, весе;
  • количество единиц и партий груза;
  • сведения о наиболее вероятных рисках, связанных с этим видом имущества.

Компания имеет право на осмотр и собственную оценку стоимости груза.

Шаг 4. Изучаем условия договора

Условия договора соответствуют принятым международным или внутренним правилам страхования груза. В документе указаны все разновидности страховых ситуаций и виды нестраховых случаев.

Если страхователя интересует полное покрытие рисков, он выбирает самый дорогой полис, куда входит максимальное количество ситуаций, способных повлиять на сохранность и свойства перевозимого имущества.

Обычно при страховании грузов коммерческими структурами за процедуру отвечают профессиональные юристы, поэтому вероятность подписания «липового» или неправильно составленного договора низкая.

Каждый документ имеет свой срок действия. Если страховая ситуация произошла после окончания этого периода, ни о каком возмещении речи не идёт. Трудности возникают и в том случае, если страхователь при возникновении происшествия обратился в страховую компанию позже предусмотренного договором срока.

Шаг 5. Подписываем бумаги

После оплаты счета страховщик предъявит вам 2 экземпляра договора. Контракт подписывают обе стороны, участвующие в соглашении. Документ скрепляется печатью – один экземпляр забирает страхователь, другой остаётся в конторе.

Особенности страхования груза при международных перевозках

Экономические отношения между государствами предполагают постоянный обмен грузами в ходе торговых операций. Международные перевозки сопряжены с высокими рисками. По пути грузу приходится преодолевать по-крайней мере одну государственную границу.

Имущество может пострадать в результате недопонимания между сторонами, спорами, разбирательствами и задержками. По этой причине международное страхование перевозок пользуется устойчивой популярностью.

Чаще всего при страховании интернациональных грузов используется такая схема: каждая страна обеспечивает юридическую защиту собственности на своей территории. Как только груз пересекает границу, субъект страхования меняется.

Кому и зачем нужно страховать груз?

Каждый день из одной географической точки в другую перемещается тысячи грузов. Перевозки совершаются внутри одного города, между регионами, между разными странами, с одного континента – на другой.

В процессе перемещения из пункта «А» в пункт «Б» груз подвергается огромному количеству рисков. Транспорт – сухопутный, морской, воздушный – может потерпеть крушение, затонуть, попасть в ДТП. Груз может намокнуть, испортиться, его могут похитить, задержать на таможне и конфисковать.

Чтобы получить компенсацию за поврежденное или полностью утраченное имущество, груз нужно предварительно застраховать, обезопасив тем самым от возможных рисков.

Основные цели страхования грузов:

  • обеспечение защиты имущества;
  • защита интересов собственников груза;
  • контроль страховых ситуаций;
  • урегулирование страховых происшествий – возмещение убытков владельцев груза при возникновении страховых ситуаций.

Согласно существующему законодательству, защита грузов в страховых компаниях, не выступает обязательным условием перевозок. Никто не принуждает владельцев страховать свои грузы: процедура оформления полиса – дело сугубо добровольное.

Однако многие транспортные компании просто отказываются заключать договоры на перевозки, если клиент не желает страховать груз.

Более того, транспортные фирмы тесно сотрудничают со страховыми организациями: полис страхования груза можно оформить прямо в офисе или на сайте перевозчика – что называется, не отходя от кассы.

Владельцам грузов страхование имущества тоже выгодно: заплатив за полис, они могут быть относительно спокойны за судьбу своего груза. В случае непредвиденной ситуации страховщик готов оплатить убытки в полном объёме.

Страховая сумма при страховании карго не может превышать реальной стоимости груза. Однако в эту сумму часто входят и расходы на транспортировку, и ожидаемая прибыль от реализации товаров, и таможенные расходы.

В список стандартных рисков при карго-страховании входят:

  • стихийные бедствия (тайфуны, ураганы, землетрясения, удары молнии, наводнения и т.п.);
  • техногенные катастрофы;
  • пожары;
  • аварии;
  • злонамеренные действия третьих лиц (грабёж, похищение, разбой, пиратство, вандализм);
  • риски, связанные с обстоятельствами транспортировки – несоблюдение температурного режима, лом, повреждение, загрязнение);
  • пропажа транспортного средства без вести.

Страхователь имеет право выбрать все риски из предложенного компанией списка или их часть.

Имущественные интересы имеются и у получателя, и у отправителя груза – кто из них возьмёт на себя расходы на приобретение полиса, они решают между собой. Обычно ответственность за страхование ложится на того, кто владеет грузом на текущий момент.

Субъектами страхования карго выступают: страхователь (физлицо или юридический субъект), страховщик, выгодоприобретатель (он же – бенефициар) – лицо, в пользу которого заключен договор страховой защиты.

Для полного понимания механизмов и сущности вопроса рекомендую прочесть статью «Что такое страхование».

Договор страхования груза

Нормативной базой при составлении договора страхования являются лицензия, выданная страховщику государством и внутренние правила компании. О последнем документе не следует забывать ни при каких обстоятельствах: несмотря на то, что внутренние правила и, как следствие, договора у большинства компаний весьма схожи, в них все равно могут быть незначительные отличия, которые при определенных обстоятельствах способны сыграть с грузоперевозчиком злую шутку. В этой связи мы рекомендуем тщательно изучать договор: лучше всего, если это сделает опытный юрист.

Обращаем ваше внимание: договор страхования может быть заключен только до начала осуществления перевозки. В том случае, если это правило не выполнено, договор не имеет юридической силы

Роль страхования грузоперевозок

Организация и осуществление грузоперевозок независимо от типа транспорта всегда сопряжено с немалыми коммерческими рисками. При этом причины этих рисков могут быть разными: это и неисправность транспорта, и ДТП, и действия злоумышленников и даже тривиальный дождь, который в ряде случаев может привести к порче части груза.

Безусловно, грамотная организация рабочих процессов способна отчасти снизить многие риски, однако предусмотреть все возможные ситуации в таком бизнесе, как осуществление грузоперевозок невозможно. В этой связи страхование грузоперевозок представляет собой великолепный способ минимизации рисков, единственным недостатком которого являются дополнительные затраты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector