Окраина

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п

Понятие оценки воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, помогающим заказчику планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

  1. выявление потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности ЮЛ и ИП;
  2. разработка мер по предупреждению указанного вреда.

Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия (обоснования) хозяйственного, управленческого и иного решения (в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды), то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований (соответствие последствий деятельности требованиям в области охраны окружающей среды).

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер, позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащим оценке воздействия на окружающую среду. Действующее Положение основывается на следующем: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Это — обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду и др. В данной разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.

Требования ОВОС

Важным является соответствие степени детализации ОВОС характеру намечаемой деятельности и ее возможному вреду. Такая степень определяется заказчиком документации.

Участие общественности в процедуре – детализация гарантированных конституционных экологических прав. В судебной практике встречаются случаи, когда суд прямо указывает, что в отношении планируемой экономической деятельности проводится ОВОС. Причем такой род оценки осуществляется независимо от форм собственности субъектов экономической деятельности.

Согласно судебно-процессуальным нормам, сторона, требующая признания факта несогласования с общественностью или непроведения вообще ОВОС, должна представить на этот счет доказательства. Подобные случаи встречаются  практике внесения в суд протест работниками прокуратуры.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. 

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе.

— Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

— Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

— Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности,
которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм
собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст.32 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В течение этого процесса определяются вероятные неблагоприятные воздействия и возможные экологические последствия,
а также разрабатываются меры по их предотвращению или уменьшению. В основу проведения ОВОС положен принцип вероятности
потенциальной экологической угрозы какой-либо хозяйственной или другой деятельности. Обязательна оценка каждого этапа
документации проводимых работ, до её подачи на государственную экологическую экспертизу.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий,
строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду,
осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия
по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов,
обеспечению экологической безопасности (ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

ОВОС предоставляет сведения о размерах и характере воздействия на природную среду территории предполагаемых работ,
выявляет реакцию общественности на проведение намеченной деятельности, даёт оценку последствий экологического и
социально-экономического характера, разрабатывает пути минимизации негативных влияний. Данные сведения фиксируются в документах,
сопровождающих процедуру ОВОС и являются частью материалов, отправляемых на Государственную экологическую экспертизу.

Ответственность за отсутствие проекта ОВОС.

Ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании,
планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции,
вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального
строительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы,
финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе
и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение
административного штрафа на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

На чем базируется проведение ОВОС – 7 главных принципов

Надежды экологов на то, что спад темпов производства, который отмечался в стране в последние годы, положительным образом скажется на экологии страны, не оправдались.

Некоторые руководители объектов хозяйствования, пытаясь минимизировать издержки, экономят как раз на сокращении финансирования природоохранных программ. Все это привело к тому, что ситуация не улучшилась, а по некоторым показателям даже ухудшилась.

Отношение к ОВОС как в нашей стране, так и во всем мире, далеко не однозначное. Большинство воспринимает эту процедуру как благо, которое стоит на пути решения проблем в области охраны окружающей среды.

Однако, есть и те, кто убежден, что ОВОС не что иное, как бюрократическая волокита, тормозящая любые прогрессивные начинания.

Чтобы разобраться и с этим вопросом, рассмотрим основные принципы ОВОС.

Принцип 1. Демократичность

Любому гражданину или общественной организации (объединению) гарантированно право на открытое участие в оценке на всех этапах ее проведения.

Своевременное информирование граждан обо всех изменениях экологической обстановки — основная задача органов власти всех уровней.

Принцип 2. Прозрачность

Все участники процесса проведения экспертизы имеют полный доступ ко всей информации на всех этапах мероприятия.

Кроме того, рядовые граждане и общественные организации должны иметь прямой доступ к результатам оценки и выводам компетентных органов.

Принцип 3. Определенность

Факторы, оказывающие существенное влияние на производственную деятельность в ходе проведения ее оценки, рассматриваются в общей взаимосвязи.

Выводы экспертной комиссии должны быть определёнными и однозначными.

Принцип 4. Надежность

Каждый исследуемый объект рассматривается как потенциально опасный, пока не будет доказано иное.

Оценка проводится поэтапно, исключительно на основе положений действующего законодательства. Любые отклонения недопустимы.

Принцип 5. Рентабельность

Стоимость проведения работ должна соответствовать сложности оцениваемого объекта. Любая необоснованная широкомасштабная и долгосрочная оценка за счет средств инициатора недопустима и противоречит действующему законодательству.

Как показывает практика, затраты на оценку воздействия на окружающую среду крайне редко превышает 1-3% от общей стоимости проектных работ.

Принцип 6. Гибкость

В ходе проведения ОВОС в обязательном порядке должны быть рассмотрены все возможные варианты дальнейшего направления развития деятельности, в том числе и альтернативные.

Если в ходе оценки принято решение о том, что деятельность или объект представляет потенциальную опасность для окружающей среды, то владельцу должна быть предоставлена возможность подкорректировать свою деятельность так, чтобы она не противоречила нормам законодательства о защите окружающей среды.

Принцип 7. Практическая применимость

При принятии окончательного решения выводы, полученные в ходе оценки, должны быть полностью учтены. Ответственные лица, в свою очередь, обязаны руководствоваться требованиями и рекомендациями ОВОС на всем протяжении осуществления своей деятельности.

Дадим краткое определение основных участников процесса ОВОС.

Прежде чем перейти непосредственно к этапам разработки проекта, рассмотрим основные функции участников оценки ОВОС.

Участники ОВОС и их основные функции:

Участник

Основные функции

1

Заказчик Готовит и в последующем утверждает проектную документацию, анализирует общественное мнение, контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства
2 Исполнитель Проводит оценку, координирует действия в рамках всех участников процесса, оформляет документы, выработанные в процессе оценки
3 Общественность Изучив проект, высказывает собственное мнение о возможном воздействии на экологию, организует общественные слушания, знакомится с окончательным решением
4 Органы власти Рассматривают предлагаемые заказчиком предложения с последующим принятием по ним решения, определяют границы района проведения оценки, организуют информационную работу с населением, выдают лицензии

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды

Административное законодательство выделяет два вида деятельности: контроль и надзор.

По мнению Бринчука, суть административного надзора в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил.

Анализ ст 65 Фз «Об охране окружающей среды» показывает, что законодатель на сегодняшний день рассматривает понятие надзора более широко, так как включает в него е экологический контроль. В Данном законе понятие контроля содержится в ст 1 ( это система мер, направленная на предотвращение, выявление, пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды). Обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в том числе и нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Контроль и надзор являются важнейшими правовыми мерами охраны окружающей среды.

Контроль и надзор выполняют функции:

  • информационную,
  • предупредительную,
  • карательную.

Государственный экологический надзор — понятие дается в ст 65 ФЗ «Об охране окружающей среды». Формы: проверки.

Органы в случае обнаружения нарушения должны принять меры в отношении нарушителей.

Учитывая комплексность природы, можно говорить о системе государственного экологического надзора. Выделяют: земельный надзор, в области охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области обращения с отходами и т д.

Осуществляется от он на федеральном и региональном уровнях.

Основной орган: Росприроднадзор. В ряде случаев надзор передается органам власти субъектов РФ ( например, Федеральный государственный охотничий надзор). Существенной особенностью государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства является то, что он осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами, которые уполномочены проводить строительный надзор в соответствии с градостроительным законодательством.

Производственный экологический контроль — предусмотрен ст 67 ФЗ «Об охране окружающей среды». Это одна из функций управления на каком-то конкретном предприятии. Этот вид контроля осуществляют экологические службы предприятия ( если они есть), либо эта обязанность может быть возложена на функциональны службы главного инженера или главного энергетика предприятия. Производственный контроль должен способствовать проведению государственного надзора. Проводится от с целью охраны природных требований на предприятиях.

Общественный экологический контроль — одна из форм участия общественности в охране окружающей среды, осуществляется в целях реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду. Основные права граждан и общественных объединений закреплены в ст 12 и 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми граждане и общественные объединения наделены правом обращаться в различные органы власти и организации в целях предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, о хозяйственной и иной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни и здоровью и имуществу граждан. Получив необходимые сведения и обнаружив при этом отклонения от требований в области охраны окружающей среды, граждане и общественные объединения наделены правом обращаться в органы государственной власти, ОМС, природоохранную прокуратуру с жалобами, заявлениями, исками, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать своевременные ответы.

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.

Заключение

Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector