Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году

Содержание:

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Иностранные организации в Реестре МСП

Возвращаясь к изменениям в порядке включения в реестр МСП: изменения также коснулись и поставщиков сведений, к которым, в том числе, относятся аудиторские организации. С ноября 2020 года подача сведений будет производиться с 1 по 5 число каждого месяца, что значительно ускорит получение статуса МСП организациями, учредителями которых являются иностранные компании.

Напомним, что начиная с 2019 года для российских организаций, соответствующих критериям малых и средний предприятий, учредителями которых являются иностранные юридические лица предусмотрена возможность включения в Реестр МСП.

Для включения в Реестр МСП иностранная материнская компания должна соответствовать требованиям, установленным абз. 2 пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ:

  • среднесписочная численность работников не превышает 250 человек;
  • сумма годового дохода не превышает 2 млрд. рублей.

При этом компания-учредитель не должна быть зарегистрирована на территории, включенной в перечень оффшорных зон.

В соответствии с п. 6.2 ч. 4.1 Закона № 209-ФЗ передача сведений о российских компаниях, учрежденных иностранными юридическими лицами, производится аудиторскими компаниями (внесенными в реестр аудиторов и аудиторских организаций в соответствии с Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ»).

Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» соответствует всем необходимым требованиям и предоставляет услуги по подтверждению соответствия иностранных компаний установленным критериям. Если Ваша компания имеет долю иностранного капитала свыше 49%, эксперты окажут поддержку в подтверждении соответствия критериям, обеспечат сопровождение процедуры включения в Реестр МСП и проведут:

  • анализ отчетности иностранной компании-учредителя;
  • анализ соответствия данных о доходах и численности работников иностранной компании критериям, согласно Федеральному закону № 209-ФЗ;
  • передачу сведений для включения в Реестр МСП в ФНС России и сопровождение всех контрольных мероприятий.

С учетом вступивших в силу поправок, получение статуса малого (среднего) предприятия возможно уже с декабря текущего года.

Нормативная регламентация

В нашей стране любая предпринимательская деятельность регламентируется десятками законодательных и нормативно-правовых актов. Самыми важными среди них являются:

  1. ГК, поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях.
  2. Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей, которым руководствуются надзорные органы.
  3. Налоговый кодекс, как один из ключевых документов.
  4. Закон о развитии предпринимательства.

Кроме них, необходимо следовать местным нормативным актам, работающим на той территории, где ведется бизнес. А значит крупным фирмам нередко приходится оглядываться на международные законы и правила. Чтобы соблюсти все нюансы, следует ввести в штатное расписание ставку юриста. Небольшим фирмам достаточно обращаться за помощью периодически, а средним и крупным нужен постоянно действующий договор.

Специальный правовой режим деятельности микропредприятий

Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП были предметом нашего анализа, посему позволим себе ограничиться некоторыми важными для рассматриваемой темы соображениями.

Так, ст. 7 Закона N 209-ФЗ не оговаривает специальных правил для микропредприятий, адресуя их всем малым предприятиям. Однако специальное законодательство, детально определяющее особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса, предусматривает специальные нормы для микропредприятий. В частности, установлены особые правила организации бухгалтерского учета, ведения кассовых операций (для индивидуальных предпринимателей), формирования статистической отчетности, проведения плановых выездных проверок.

Предусмотренные НК РФ специальные налоговые режимы — упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — по критериям перехода на них также ориентированы в первую очередь на микропредприятия. По данным аудиторов Счетной палаты РФ, более 90% субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, которые характеризуются относительно умеренной налоговой нагрузкой, наличием у налогоплательщиков права выбора наиболее комфортного режима налогообложения, зачастую упрощенным порядком осуществления бухгалтерского учета и формирования отчетности.

Известно, что в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. По сведениям СПС «Гарант» по состоянию на 1 марта 2018 г., «налоговые каникулы» для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, введены в 80 субъектах РФ, патентная система налогообложения — в 79 субъектах РФ.

Заметим, что благоприятный правовой режим привел к инициированию хозяйствующими субъектами изменения своей категории и росту количества микропредприятий (в ущерб средним предприятиям) за период 2010 — 2015 гг. на 9,4%.

Вместе с тем некоторые законодательные новеллы последних лет не способствуют увеличению числа субъектов микробизнеса. В частности, можно негативно оценить появление нормы о представлении налоговыми агентами ежеквартального отчета по налогу на доходы физических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ), регламентацию требований к работодателям-микропредприятиям новой гл. 48.1 ТК РФ и др.

Нами уже была обоснована позиция, согласно которой в отечественном законодательстве сформировался специальный режим деятельности субъектов МСП. Сегодня мы можем говорить и об отдельном специальном правовом режиме для микропредприятий, который в силу большой экономической и социальной значимости данных субъектов должен стимулировать активность как начинающих, так и продолжающих свою деятельность субъектов микробизнеса.

Основа успеха

Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.

Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.

Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.

Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.

Порядок заполнения отчета о финансовых результатах 2021

poryadok_zapolneniya_otcheta_o_finansovyh_rezultatah_2020.jpg

Отчет о финансовых результатах (ОФР) – второй по значимости отчет после баланса. С наступлением времени формирования и сдачи годовых отчетов актуальным становится вопрос правильности оформления ОФР. Напомним порядок заполнения отчета о финансовых результатах за 2021 год и критерии проверки внесенных значений.

ОФР заполняется по форме, утвержденной распоряжением Минфина РФ № 66н от 02.07.2010, и периодически обновляемой на основании соответствующих приказов. Для пакета отчетности за 2021 год документ следует оформить на бланке в редакции приказа № 41н от 06.03.2020. Скачать отчет о финансовых результатах 2021 года можно ниже или ресурсе ФНС.

ОФР за 2021 г. (как и отчет о финансовых результатах 2021 года) – привычная форма, имеющая два раздела: в первом приводятся общие сведения о компании, во втором – разграфленная таблица, вмещающая:

пояснения (указывается номер соответствующего пояснения к отчетности);

шифры строк (коды);

величины показателя за отчетный и прошлый периоды в сопоставимых единицах.

Отчет информирует пользователя, из каких источников формируются доходы фирмы, и какие расходы учитываются при исчислении чистой прибыли (ЧП).

Коды строк отчета о финансовых результатах 2021: расшифровка, содержание и формирование

Оформляя отчет, учитывают основные правила:

доходы/затраты указывают развернуто;

вычитаемое/отрицательное значение заключается в скобки;

незаполненные строки прочеркиваются.

Заполняют отчет, опираясь на данные общей оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) и развернутых оборотов по счетам 90, 91, 99.

Коды строк последнего актуального отчета не изменились в сравнении с предыдущими версиями формы, и значения в них формируются с учетом тех же критериев:

Как сдавать бухгалтерскую отчетность в 2021 году и что нового в ней – одни из самых частых вопросов конца года. Волнение бухгалтеров можно понять, ведь недавно были внесены поправки в Закон «О бухгалтерском учете» и касаются они как раз бухгалтерской отчетности. Однако беспокоиться пока совершенно не о чем.

О составе бухотчетности и способах ее представления можно прочесть в других материалах на нашем сайте.

Вводятся ли новые формы бухгалтерской отчетности в 2020 году

Последние изменения в Приказ Минфина, которым утверждены формы бухгалтерской отчетности, были внесены в марте 2021 года (Приказ Минфина от 06.03.2020 N 41н). И сказать, что из-за этого формы значительно преобразились, никак нельзя. Большинство поправок носили технический характер, а остальные имеют значение только для организаций государственного сектора и некоммерческих организаций (Информационное сообщение Минфина от 28.05.2020 N ИС-учет-11 ).

Так что составлять бухотчетность по итогам 2021 годам большинству компаний нужно будет по привычной форме.

О новом порядке представления отчетности, как говорится, кричат на каждом углу. Однако спешим уверить, что по новые правилам сдавать бухотчетность надо будет только с 2021 года. А в 2021 году представить ее нужно как и раньше – в ИФНС и в орган Росстата в прежний срок. То есть не позднее 01.04.2020, т.к. 31.03.2020 – это воскресенье (пп. 5 п. 1 ст. 23, п. 7 ст. 6.1 НК РФ, ч. 1,2 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ ).

С 2021 года бухгалтерскую отчетность нужно будет представлять только в налоговую инспекцию, причем в электронном виде через оператора электронного документооборота, подписанную электронной подписью. Только субъекты малого предпринимательства и только за 2020 год смогут сдать отчетность либо на бумаге, либо в электронном виде по своему выбору (пп. 1 п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 2 Закона от 28.11.2020 N 444-ФЗ ). Сроки для сдачи отчетности останутся прежними.

Обязанность организаций представлять экземпляр бухотчетности в территориальное отделение Госкомстата будет отменена. Но есть редкие исключения. К примеру, компании, чья годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, все же должен будут сдавать ее в орган статистики (п. 4 ст. 1 Закона от 28.11.2020 N 444-ФЗ ).

Форматы электронных документов – бухотчетности и аудиторского заключения – должна утвердить ФНС. В ее же компетенции будет ведение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как понятно из названия, это будет большая база, содержащая в себе сведения из бухотчетности всех отчитавшихся организаций.

Сведения из этого ресурса можно будет получить за плату. А в каких случаях и сколько она составит, должно определить Правительство РФ.

Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий

Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

Обязательная отчетность включает в себя:

  • Баланс.
  • Отчет о финансовых показателях.
  • Приложения.

В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

Налоги

Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться УСН и патентной системой оплаты налогов. Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по ЕНВД существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.

Перечень случаев обязательного аудита не ограничен

Изменилась структура ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Из нее исключили те положения, которые упоминаются в других законах, с оговоркой, что обязательный аудит проводится не только в случаях, установленных данной нормой, но и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Например, проведение обязательного аудита

  • акционерных обществ — предписывается п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»
  • в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и др.

Т.е. бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.

Таким образом, если компания имеет организационную форму АО, она обязана проводить аудит, даже если относится к субъектам малого предпринимательства и у нее не выполняются критерии для проведения обязательного аудита по доходам (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

Основные критерии малого предприятия

К субъектам малого бизнеса, согласно статье 4 закона №209, могут относиться:

  • ИП.
  • Хозяйственные субъекты.
  • Производственные кооперативы.
  • Акционерные общества, если ценные бумаги относятся к инновационному сегменту.
  • ЮЛ, занятые в проектах интеллектуального характера.

Какие существуют виды нематериальных административно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства?

Эти формы будут относиться к малым субъектам только тогда, когда они соответствуют заданным критериям. Последние установлены ФЗ от 24.07.2007 №209. Критериями считаются основные характеристики хозяйствующего субъекта: численность, доходность, состав уставного капитала.

Могут ли заменить административный штраф на предупреждение субъектам малого и среднего предпринимательства?

Нормативные акты

В 2021 году было принято Постановление Правительства от 04.04.20016 г. №265. Оно определило новый критерий для малого предпринимательства. В частности, теперь критерием вместо выручки от основной деятельности (продажа товаров, услуг) является доход за текущий календарный год, полученный от всех форм деятельности. Максимальная доходность теперь составляет 800 000 000 рублей. Если доходность предприятия превышает названную цифру, оно будет считаться средним. Нововведения вывели некоторые предприятия за рамки малого бизнеса. Это значит, что эти субъекты не смогут воспользоваться сопутствующими льготами. Прочие критерии остались неизменными.

Основные и добавочные критерии

Среднесписочная численность сотрудников равна 16-100 человек. Определяется она следующим образом:

  1. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях полной занятости.
  2. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях частичной занятости.

Добавочным критерием является общий процент членства прочих хозяйственных субъектов РФ в уставном фонде. Максимальный процент составляет 25%. Прочими субъектами могут являться муниципальные и общественные учреждения, благотворительные фонды. В фонде не должно быть более 49% общего процента участия прочих ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, и иностранных компаний.

Порядок определения статуса предприятия

Рассмотрим этапы определения статуса компании:

  1. Определение среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Для вычислений выполняются расчеты на основании данных, направляемых в налоговую инспекцию. Для малого бизнеса среднесписочный показатель варьируется от 16 до 100 сотрудников.
  2. Определение дохода от всей деятельности предприятия за прошедший год. Расчеты производятся на основании сведений, подаваемых в целях налогообложения. Если предприятие совмещает режимы, суммируется доход по всем декларациям. Максимальная доходность для субъектов малого бизнеса – 800 000 000 рублей.
  3. Определение процента участия прочих субъектов в уставном фонде. Максимальный процент участия государственных структур, ЮЛ РФ, которые относятся к малому бизнесу, составляет 25%. Максимальный процент участия для иностранных компаний и ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, составляет 49%.

От статуса предприятия зависит отчетность и налогообложение. Субъектам малого бизнеса предоставляются некоторые льготы.

Оценка эффективности

Главными показателями, по которым традиционно оценивается успешность функционирования того или иного предприятия, остаются рентабельность и доходность. Но есть и другие важные стороны, от которых зависит окончательный итог. Их можно разделить на 3 ключевые группы:

Коэффициент, характеризующий насколько хорошо окупаются издержки производства и инвестиционных вложений.

Параметр, выражающий общую прибыльность с продаж.

Показатели, определяющие доходность капитала.

Соотнести все коэффициенты в одну схему и вычислить реальную прибыль не так сложно, но процесс требует кропотливого труда. Если рентабельность ниже уровня, на который надеялась компания, следует внести какие-то изменения в работу.

Рассчитывать бюджет таким образом нужно несколько раз за год: в каждом квартале, а затем и итоговым отчетом. Большие и средние предприятия, кроме того, должны вести отдельный учет по каждому из своих офисов, чтобы видеть реальные изменения и слабые места.

Действующие меры поддержки

Мораторий на плановые проверки

Мораторий на проверки для малого и среднего бизнеса, который действовал в 2020 году, продлён до конца 2021 года. В список попадают даже начатые проверки. Исключение — объекты высокого и чрезвычайно высокого риска, по которым установлен режим постоянного госнадзора.

Автоматическое продление лицензий и разрешений

Принято новое правительства РФ, согласно которому срок действия лицензий и разрешений продлевается на один год. Это позволит сократить издержки бизнеса, связанные с прохождением разрешительных процедур.

Льготное кредитование на восстановление предпринимательской деятельности

В действие вступила программа «ФОТ 3.0». Оформить льготный кредит по ставке 3% можно с 9 марта 2021 года сроком до 12 месяцев. Расходовать средства можно на любые нужды, включая выплату зарплаты и платежей по кредитным договорам. При этом правило не распространяется на выплату дивидендов, покупку собственных акций, долей в уставном капитале и благотворительность.

Размер кредита определяется исходя из количества сотрудников (один МРОТ на сотрудника), лимит — 500 миллионов рублей. Главное условие программы — сохранить не менее 90% рабочих мест в течение действия кредитного договора. Порядок и условия получения льготных кредитов прописаны .

Снижение страховых взносов

Для всех компаний МСП предусмотрено снижение тарифов по страховым взносам с 30 до 15% в отношении выплат сверх МРОТ. Для ИП на патентной системе налогообложения взносы уменьшаются вдвое.

Налоговые каникулы для ИП

Вновь зарегистрированные ИП могут работать по нулевым налоговым ставкам до 2024 года. Согласно , льготой могут воспользоваться новые ИП, которые используют УСН (упрощённую систему налогообложения) или ПСН (патентную систему налогообложения), также работают в производственной, социальной, научной сферах и отрасли бытовых услуг.

Отсрочка по арендным платежам

Субъекты МСП отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, отсрочить арендные платежи за 2020 год и оплачивать их частями в течение двух лет, до 2023 года.

Материал по теме
Проверки для среднего и малого бизнеса: когда их ждать и как подготовиться

Прямое субсидирование субъектов МСП

Сейчас действует несколько программ прямого субсидирования бизнеса:

От Министерства экономики и развития. Деньги выделяют из федерального бюджета для поддержки малого и среднего бизнеса в регионах. Принять участие в конкурсе может любой предприниматель. Предпочтение отдаётся тем, кто развивает социальные проекты, программы экспорта, сельское хозяйство, народные промыслы, а также инвалидам и одиноким предпринимателям с детьми

Во внимание принимается уровень доходов заявителя. Сумма зависит от региона.

От Центра занятости

Субсидию выдают на открытие своего дела. Чтобы получить помощь, заявитель должен стоять на учёте в Центре занятости и иметь бизнес-план. Размер субсидии зависит от среднерыночных цен в регионе, где работает предприниматель. В среднем это 60 тысяч рублей. Если будут наёмные работники, аналогичная сумма выделяется на каждого из них. Деньги можно направить на покупку оборудования, сырья, ремонт помещения. Расходы проверяет комиссия. Также предусмотрена компенсация расходов по регистрации бизнеса до 20 тысяч рублей.

От Департамента развития и поддержки предпринимательства. Компании, работающие менее года, могут получить до 300 тысяч рублей на развитие. Нужно предоставить документы о ведении деятельности и детальный бизнес-план. Субсидию выдают на конкурсной основе, заявки принимают от тех, кто не имеет долгов по налогам и зарплате и может вложить не менее 50% собственных средств в реализацию проекта.

От Фонда содействия инновациям. Фонд предлагает несколько конкурсных программ, по которым предприниматели могут получить от полумиллиона до 25 миллионов рублей: «Умник», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Кооперация».

Поддержка сельского хозяйства

Предприниматели, которые работают в отрасли более двух лет и имеют бизнес-план по развитию, могут претендовать на компенсацию до 90% расходов в рамках полутора миллионов рублей. Плюс действует программа льготного кредитования фермеров: проценты по кредитам до пяти миллионов рублей в течение пяти лет гасятся за счёт бюджетных средств.

Мы описали федеральные меры поддержки, которые действуют во всех регионах. Местные власти правомочны дополнять их на своё усмотрение.

Кстати, даже в сложные времена при помощи простых инструментов можно не только решать важные задачи, но и неплохо экономить — время, деньги и нервы. Полезные и понятные сервисы для предпринимателей собраны на интернет-витрине «Твой Бизнес».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector