Открытие музея

Этап 3. Штат

Штат небольшого частного музея должен состоять минимум из 5 человек. Вторыми людьми после владельцев являются главные хранители. Этому человеку необходимо иметь знания в области фондов, он должен справляться с ведение учета, иметь точные сведения о местонахождении каждого из предметов, своевременно отдавать экспонаты на реставрацию.

Зачастую эти люди также выполняют функции кураторов на выставках и принимают решения о выставлении того или иного экспоната на всеобщий обзор.

Необходимо открыть вакансию сотрудника бухгалтерии и сотрудника по уборке помещений. Также иногда следует прибегать к найму:

  • Реставраторов;
  • Компьютерщиков (IT-специалистов) чтобы поддерживать используемую технику и своевременно обновлять информацию на web-портале музея;
  • Экскурсоводов (обязательным условием является владение иностранным языком);

Минимальный штат сотрудников – 5 человек.

Этап 4. Бюджет

В случае деятельности музея с использованием собственного помещения к основным ежемесячным расходам будут относиться следующие затраты:

  • Заработная плата сотрудников;
  • Оплата коммунальных платежей;
  • Затраты на реставрацию;
  • Создание и последующее сопровождение интернет-портала;
  • Услуги полиграфии (распечатка флаеров, афиш, брошюр, проспектов);

Расходы, связанные с приобретением новых экспонатов рассчитать не возможно. Однако, стоит учесть, что иногда экспонаты могут достаться частному музею даром: в таком случае дарителю приятно видеть его вещи в распоряжении музея.

Небезопасно распространять информацию о ценности и денежном эквиваленте коллекций, которые хранятся в музее. Человек может подумать о том, что музей принимаем презенты, и перепродает их по завышенной цене. В таких случаях целесообразно отказаться от предоставления услуг за деньги.

Прибыль музей получает от стоимости посещения выставки, стоимости экскурсий, от благотворительности, от подношений, и в очень редком случае частный музей может получить прибыль от гранта на какой-либо проект. Для того чтобы получать хорошую прибыль и выйти на окупаемость можно прибегнуть к сдаче помещений. Помещения подойдут для сдачи их под презентации либо иные специальные мероприятия.

Чтобы получить максимальную прибыль от содержания частного музея можно заняться сдачей помещений в аренду.

Доигрались

В числе первых негосударственных музеев России появились музеи игрушек. Так, в 1997 году на Петроградской стороне была открыта одна из крупнейших частных коллекций игрушек, доступная для массового посещения. Ее основали Мария Марченко и Дмитрий Багаев, долгие годы собиравшие старые и современные объекты со всех концов земного шара.

В настоящее время фонды музея насчитывают около 17 тыс. экспонатов, включая уникальные игрушки, созданные в V веке н. э. Общая площадь музея — около 220 м2, а годовой поток туристов составляет 12 тысяч человек. Зарабатывает музей не только за счет экскурсий, но и за счет мероприятий, издательской деятельности и небольшого магазинчика сувениров. Однако этого не хватает на содержание коллекции, и не так давно музейщикам пришлось продать часть экспозиции.

Другой пример — Петербургский музей кукол, открытый на Васильевском острове 20 лет назад под научно–методическим руководством Российского этнографического музея. Здесь в 12 залах собраны около 40 тыс. единиц хранения. Существует музей за счет салона–магазина «Петербургский подарок», реализующего оригинальные кукольные сувениры, а также за счет коммерческого проведения выставок, дней рождения и тематических мероприятий.

Культурный бизнес

В 2010 году на основе частной коллекции бизнесмена Аслана Чехоева был создан Новый музей. Он сформирован из произведений нонконформистского искусства советского периода и работ современных российских художников, купленных меценатом в галереях и на аукционах, в том числе Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s. Площадь музея составляет 500 м2, а инвестиции в проект на начальном этапе оценивались в $1 млн.

В отличие от большинства частных коллекций, собрание Чехоева основывалось не на субъективных пристрастиях, в его основе лежала некая картина развития современного искусства. После смерти отца–основателя музей продолжил работу, в том числе и в плоскости научной, выставочной деятельности и педагогики.

На Васильевском же острове находится один из крупнейших частных музеев современного искусства в России — «Эрарта». Проект посвящен русскому искусству XX и XXI веков. Он был основан Мариной Варвариной, вдовой убитого бизнесмена Дмитрия Варварина, владельца компании «Орими». Сегодня на площади 12 тыс. м2 находится более 2800 работ в постоянной экспозиции и в год проводится более 40 выставок. В коллекции музея работы более 300 художников.

По мнению аналитиков, в создание «Эрарты» 10 лет назад было инвестировано около $30 млн. Живет музей за счет продажи билетов, проведения массовых мероприятий, а также благодаря работе магазина Erarta Home, где реализуются сувениры, книги, предметы интерьера, репродукции и оригинальные работы современных российских художников. Также работают ресторан и кофейня.

Еще один пример — Музей Фаберже, открытый в 2013 году в отреставрированном дворце Шуваловых на набережной Фонтанки. Большая часть музейных экспонатов — шедевры ювелирного искусства, в том числе знаменитого Фаберже, созданные в период с 1885 по 1917 год. Всего на площади 4,7 тыс. м2 размещено 4 тыс. экспонатов. Музей считается одним из успешнейших проектов такого рода в России. Здесь с удовольствием экспонируются самые именитые художники современности, привлекающие тысячи посетителей в день.

Стойкие оловянные

В прошлом году на территории Суворовского музея был открыт первый в России Музей оловянного солдатика. Коллекция собиралась более 30 лет, и огромный вклад в ее формирование внесли меценаты. Так, петербургский предприниматель Мусса Экзеков подарил музею выкупленную у немецкого коллекционера миниатюру парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле, состоящую из 2,5 тыс. солдатиков. Финансирование музея ведется за счет госсредств.

Год назад в Гостином Дворе открылся частный Музей янтаря Александра Крылова. В Петербург была перевезена часть коллекции из Калининграда. Среди экспонатов — скульптуры, портреты, зеркала в янтарных рамах и даже скрипка из янтаря, на которой можно играть. Музей очень небольшой и существует за счет продажи декоративных изделий из этого самоцвета.

Два но

Бизнес активно интересуется сегментом музеев, так как потенциал его развития очевиден, но существуют два но. Массовому вовлечению частных инвестиций в данную сферу мешают неопределенные законодательные нормы и слабая коммерческая успешность музейных проектов. Решением проблемы могут стать государственно–частные партнерства, считают эксперты.

При этом за 2 года в Петербурге было закрыто около 15 частных музеев.

Команда

Сейчас в музее работает около 30 человек. Руководителей теперь четверо. Один из партнёров, Антон Шарыпов, уехал в Москву и часть своей доли отдал сотруднице, которая работала с нами практически с самого начала, — Инне Деркач. Она стала директором музея, выполняет функции менеджера и бухгалтера — очень хорошо понимает финансовую сторону.

Ольга Трапезион стала арт-директором. Она отвечает за то, как выглядит наш музей, за креативную составляющую. Мы с Антоном — оба учёные, поэтому занимаемся разработками, но стараемся браться за разные проекты. Переговоры с заказчиками тоже проводим мы. Ключевые решения принимаем коллегиально, проводим регулярные совещания.

Этап 5. Деятельность

Помимо оформлений постоянных экспозиций можно заняться проведением временных совместных выставок задействовав собственный фонд либо сотрудничая с нумизматами, собирателями и т.д. Также можно задействовать деятелей искусства. Это будет являться хорошим информационным поводом: анонс выставки будет попадать на афишу в средства массовой информации, что приведет к увеличению потока клиентов.

Примеры деятельности различных частных музеев:

  • В музее истории фотографий проводятся экспозиции, как отечественных, так и иностранных фотокорреспондентов и фотохудожников;
  • В частном кукольном музее организовываются экспозиции частных коллекционеров;
  • Также во многих музеях проводятся сольные вечера, чтение лекций, розыгрыши спектаклей;

Итог:

Расходы, связанные с ежемесячным содержанием частного музея с собственным помещением – от 2.000 до 5.000 условных единиц;

В расходы не входит закупка экспоната.

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Месторасположение и помещение для музея

Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей “Винзавод” в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.

Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов

Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства “Гараж” и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей “Космонавтики”, а рядом с зоопарком “Московский планетарий”

Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца)
и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.

Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.

Этап 2. Помещение

Следующим этапом является подбор помещения. Нюансом является то, что помещение следует приобрести и стать его собственником. Это позволит избежать возможных «скитаний», переездов с одного места в другое, увеличения стоимости арендной платы и других сложностей.

Также можно прибегнуть к поиску спонсоров, которые согласились бы на их территории разместить музей. Спонсорами могут быть крупные предприятия и другие учреждения. Помимо всего прочего существует возможность получения помещений в учреждениях культуры либо у городских или районных властей, которые бы могли предложить помещение по льготным условиям.

Лучше всего стать собственником помещения, а не брать в аренду.

Музей на свой вкус

По версии TripAdvisor, одного из самых популярных сайтов для путешествий, в Петербурге и пригородах насчитывается 483 музея, значительная часть которых — частные экспозиции. Мотивы финансирования музеев из частных средств чаще всего продиктованы личными интересами их основателей. Это может быть и увлечение фольклором (музей матрешки, музей игрушки, музей лаптей), и интерес к спорту (музей хоккея и футбольные экспозиции), и дополнение к собственному бизнесу (музей кирпича, музей специй, музей кофе), но самые знаковые экспозиции вырастают все же на основе частных коллекций.

«Есть художественные галереи, которые составляют львиную долю из вновь открытых. Это даже не музеи, а демонстрационные залы, выступающие каналом сбыта произведений искусства. Есть ведомственные музеи, которые открываются при действующих предприятиях или вузах, их главные задачи: PR, HR–продвижение и социальная ответственность или промышленный туризм. Монетизации здесь обычно нет, или она вторична», — рассуждает Наталия Белякова, доцент НИУ ВШЭ, партнер Центра территориального маркетинга.

Эксперт также выделяет «инстаграмные» музеи: «Это правильно организованное пространство для фото, в основе которого рекорды, нечто ужасное или прекрасное — все, что радует фотокамеры смартфона. Это довольно гибкий формат, почти поп–ап с коротким жизненным циклом. Строго говоря, это не музеи, а временные собрания, палаты диковин, но зато четко направленные на извлечение прибыли». Петербуржцы и иногородние туристы охотно разбавляют посещения титульных музеев города легким экспо–жанром.

Определение тематики

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

  • закрытые;
  • под открытым небом.

Открытие музея

Музей мы открыли в 2013 году и сделали это очень быстро. К тому моменту нашелся ещё один участник — Антон Шарыпов, тоже физик (всего основателей трое). Он вернулся в Красноярск из США, где работал в одном из научных центров, у него было около 300 тысяч ₽, и он, как и мы с Ольгой, «горел» идеей запустить такой музей.

Решили объединить усилия. Он тогда уже договорился с помещением и начал разрабатывать какие-то экспонаты. У меня на тот момент была готова шоу-программа, с которой мы ездили по школам. Оля, как дизайнер, наши идеи оформляла.

Изготовлением экспонатов мы занимались всё лето, а запустились 3 ноября. На это ушло около 400 тысяч ₽. Мы сильно сэкономили за счёт того, что всё делали своими руками: материалы закупили в строительных магазинах, что-то заказали из Китая и США.

Площадка располагалась там же, где и сейчас — на площади Мира, в самом центре Красноярска, в здании Музея современного искусства. Тогда мы сняли примерно 200 кв. метров, но постепенно расширялись и сейчас занимаем уже 500 кв. метров.

Расположением музея мы довольны. За аренду платим не фиксированную сумму, а процент от выручки (его размер — коммерческая тайна).

Наш интерактивный музей мы открыли во время акции «Музейная ночь». Она проходит дважды в году и собирает несколько тысяч человек. Мы не продавали билеты и пускали всех желающих. Показывали своё научное шоу, то есть те же самые уроки, с которыми я когда-то ездил по школам. Среди первых наших экспонатов были, например, «Маятник Ньютона» и «Ящик Вуда», которые иллюстрируют преобразование кинетической энергии в потенциальную (и наоборот) и образование вихрей.

После этой ночи заработало сарафанное радио: люди начали рассказывать друг другу о том, что появился новый интересный музей. А нам, между тем, пришлось закрыться на 2 недели, чтобы привести всё в порядок и кое-что в музее перестроить: наплыв людей выдержали не все экспонаты (ведь их можно трогать, крутить, вертеть и т. д.), и нам понадобилось многое скорректировать.

Как только открылись снова, люди к нам пошли, а мы начали продавать билеты. Сразу появились и выручка (около 10 миллионов₽ за первый год), и прибыль (около 500 000 ₽). Однако всё заработанное мы направляли на инвестиции в музей, на его дальнейшее развитие. Потом, чтобы расшириться, взяли небольшой кредит (500 000 ₽) и вложились в новую экспозицию. 

История и современное положение музеев нумизматики

Нумизматические коллекции относятся к числу самых распространенных, поэтому, интерес к этому направлению достаточно высок. Нумизматика – это и наука, даже, скорее, историческая наука, и, наверное, профессия, но прежде всего — страсть. 

Первые большие коллекции появились во времена Петра Первого, именно он приобретал нумизматические раритеты во время своих европейских поездок. Первый музей нумизматики был открыт в России в 1719 году – это «Кунсткамера». В Москве самые ценные экземпляры монет всегда попадали в Оружейную палату, здесь хранятся уникальные клады, найденные на территории Кремля. 

Могут ли музее нумизматики быть актуальными сегодня

Разумеется, экспозиции могут и должны быть разными, посвященные деньгам разных стран и историческим периодам. Классический вариант — создать экспозицию в духе «Истории денег», подобную той, что уже существует на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Но такой формат почти наверняка будет не очень интересен массовой аудитории, так как будет повторять экспозиции государственных музеев. Более уникальной может, например, стать экспозиция «История цен» с наглядным сравнением, какие предметы можно было купить на те или иные деньги в разные исторические периоды. В условиях нестабильности экономики тема обесценивания денег и инфляции сейчас очень актуальна и наверняка вызовет повышенный интерес. Возможно, выставка, посвященная, предположим, монетам с изображениями природы и животных мира, привлечет гораздо больше посетителей, чем рядовая “История нумизматики” с однообразными стендами, расставленными по принципу хронологии.

Набор монет «Красная книга России»

Дополнительный доход даст и создание при музее специализированного магазина (лавки), где можно будет продавать наборы памятных монет, магниты с изображением монет и банкнот, сувенирные тарелки с изображением редких монет; сувенирную продукцию с символикой музея, книги, посвященные нумизматике и бонистике, а также аксессуары, необходимые для коллекционирования. Также можно привлечь к сотрудничеству умельцев, которые занимаются чеканкой монет. Услуга оценки стоимости монет тоже будет нелишней и тоже обеспечит дополнительный доход. 

Организация бизнеса

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.

Минусы:

  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. “Международный музей и исследовательский центр НЛО” (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) – был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. “Музей Star Wars” – музей любителей и поклонников культового фильма “Звездные войны”.
  3. “Музей Советских игровых автоматов” – для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. “Музей плохого искусства” (США, штат Массачусетс) – собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. “Музей бокса” – ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу
: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д

Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector