Военные значки ссср

Другие довоенные выпуски

В предвоенный период самолеты на значках СССР встречались повсеместно

Это закономерно, ведь авиастроение в то время было флагманом технического прогресса, поэтому и внимание к нему было повышенное

В 30-40-е прошлого века заводы выпускали нагрудные знаки с летной техникой сотнями. Тираж каждого образца насчитывал миллионы экземпляров. В этот период появилось множество аксессуаров.

Московский комсомолец

Дизайн в форме самолета с размахом крыльев 6 см. Шасси обвиты ветками лавра, накладной винт окрашен красной эмалью. Над аппаратом видно 3 луча красной звезды. Они расположены на фоне кольца с аббревиатурой «МК ВЛКСМ». Надпись «Московский комсомолец» расположена на плоскостях.

10 лет Советской Армении

В молодом советском государстве авиационную технику часто использовали в оформлении юбилейной атрибутики. Тираж к 10-летнему юбилею Армении не стал исключением.

Аксессуар овальной формы, выпуклый, размеры – 5 х 4,2 см. На овале расположена красная звезда с серпом и молотом. Справа от ее верхнего луча размещен биплан. Слева – заводские трубы, красный факел, здания.

«Свободен от рукопожатий»

Необычное название этого жетона связано с эпидемией гриппа «испанки», охватившей планету в начале прошлого века. Вирус распространялся через рукопожатия, поэтому в Америке на законодательном уровне было запрещено здороваться за руку. В России организовался Союз упрощения приветствий, члены которого призывали отказаться от рукопожатий.

Массово печатались плакаты и листовки с призывом «Долой рукопожатия», а рабочим вручали нагрудные жетоны. Они были круглые, состояли из двух кругов: наружного белого и внутреннего синего или красного цвета. На внутреннем круге размещался летящий биплан и надпись «Свободен от рукопожатий».

Эпидемия прекратилась, но активные участники Союза упрощения продолжали носить жетоны на пиджаках практически до войны.

Правда

Этот аксессуар посвящен пятимоторному моноплану «Правда». Он выполнен как уменьшенное изображение летательного аппарата размерами 3,7 х 3 см. На кабине пилота написано слово «Правда». Сзади на фюзеляже – «СССР №1001». Знак изготавливался из посеребренного металла.

1 мая

Праздничную атрибутику, приуроченную к Международному дню трудящихся, тоже украшал красный летательный аппарат. Он располагался на выпуклом  земном шаре рядом с надписями «1 мая» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

За активную работу

В наградной иерархии общественных организаций этот знак котируется выше предыдущих. Решение о его вручении принимал президиум ВСНТО.  Кандидатов отбирали со всех республик и регионов. Аксессуар вручали вместе с удостоверением.

В 70-х годах прошлого века значок «За активную работу» выглядел как пятиугольник золотистого цвета с кругом по центру. Внутри круга – рельефные лучи, расходящиеся в разные стороны. На них наложены буквы «НТО», а сверху, над шляпкой буквы «Т» — аббревиатура «СССР».

Фигурная колодка напоминает красную ленту в обрамлении золотого канта. На красной эмали – фраза «За активную работу». Все буквы заглавные.

Каких ошибок стоит избегать при покупке советских значков

Лицам, заинтересованным в покупке или продаже советских значков, стоит знать некоторые нюансы, чтобы избегнуть разного рода ошибок.

Это следующие правила:

  1. Для оценки одного или целой коллекции значков лучше обратиться к специалисту. Если вы не уверены, что оценка будет достоверной, стоит проконсультироваться по этому вопросу у нескольких знатоков. Это позволит сравнить названные специалистами цены и определить свою.
  2. Перед продажей не стоит самостоятельно производить чистку изделий, даже если в этом есть необходимость. Случайно можно повредить значок, что приведёт к понижению цены за товар.
  3. При покупке стоит внимательно рассмотреть экземпляр. Желательно предварительно изучить историю производства. К сожалению, рынок переполнен подделками, выдаваемыми за особо ценные образцы значков.
  4. Изучайте условия продажи товара. Лучше потратить время на поиск информации и изучение отзывов о продавце (тем более, если это интернет-аукцион), чем разочароваться в изделии после покупки.
  5. Продумайте вопрос доставки, если значки приобретаются на расстоянии.

Видео: правила оценки советских значков

Фалеристика — коллекционирование значков — была очень популярна в эпоху СССР среди людей разного возраста. Значки выпускались, как правило, большими тиражами и на самые разные тематики. Коллекционером мог стать любой гражданин, т. к. стоимость изделий была низкой. Однако не все нагрудные знаки имели цену, некоторые создавались специально для награждения отличившихся граждан. Распад СССР способствовал повышению интереса к значкам той эпохи среди коллекционеров, что сказалось на стоимости изделий. Особый интерес вызывают редкие значки, которые выдавались советским гражданам за особые заслуги и произведённые до 1950 года.

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Отличник РККА

Завершает сегодняшний обзор еще один жетон, представляющий коллекционную ценность. Это «Отличник РККА», выпускавшийся в 1939-41 годах.

Его вручали лучшим красноармейцам, которых выделил Нарком обороны. Обычно награждения проходили в канун 23 февраля, 7 ноября и 1 мая. Особо отличившимся солдатам жетон вручали без привязки к праздничным датам. Запись о вручении вносили в личное дело.

Дизайн награды выполнен в форме золотистого овала, в верхней полуокружности его обрамляют листья дуба и лавра, в нижней части – пшеничные колосья.

В центре овала – фигура бойца с винтовкой. На заднем фоне видна Спасская башня Кремля. Под солдатской фигурой – красная лента полукругом, на ней написано «Отличник РККА».

Есть 3 варианта жетонов:

  1. В первом индивидуальным номер вырезан штихелем. Реверс плоский.
  2. Во втором – реверс плоский, но номера на нем нет.
  3. В третьем оборотная сторона контррельефная, тоже без номера.

Обладателями первых 200 экземпляров стали служащие дивизии им. Феликса Дзержинского в мае 1940-го. Общий тираж этого года составил 44 806 штук. В 41-ом он увеличился до 104 300 экземпляров.

Некоторые жетоны сохранились до наших дней в хорошем состоянии. Их средняя стоимость на аукционах – 6,5-8 тысяч рублей. Изделия в состоянии ниже среднего оцениваются в 1,7-2 тысячи рублей. На них тоже есть спрос.

Подчеркнуть качество

Что означает знак качества СССР? Он подчеркивал исключительное качество товаров. Этот знак также должен был обязательно находиться на всей сопровождающей документации, этикетках, ярлыках. Товары маркировались для того, чтобы подталкивать производителей к высоким стандартам продукции и к здоровой конкуренции между предприятиями, ведь все хотели заполучить такую отметку.

Для того чтобы решить, какую именно продукцию наградить знаком качества, собирали специальные аттестационные комиссии. В их состав входили:

  • научные организации;
  • представители покупателей;
  • министерства;
  • Государственный комитет стандартов.

«Отличный пожарник», 28 000 р

Знак «Отличный пожарник» появился согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 ноября 1944 года и вручался солдатам войск НКВД СССР. Получить его могли как рядовые бойцы, так и младший офицерский состав.

Кроме того, этот знак вручался пожарным из других ведомств. Чтобы заслужить его, необходимо было систематически доказывать отличное знание техники пожарной безопасности и владеть ею, вносить дельные предложения по улучшению пожарной охраны или делать полезные изобретения в этой области.

Он вручался вплоть до 1970 года, после чего его упразднили, заменив на знак «Отличник пожарной охраны» МВД СССР.

На заре авиации

Создание Совета по гражданской авиации инициировал Владимир Ленин. 9 февраля 1923 года этот орган появился, а после него были учреждены общества «Добролет», «Укрвоздухпуть», «Закавиа». Они и стали фундаментом для формирования и развития авиации молодой страны советов.

Через несколько лет все перечисленные общества объединили в единую структуру – ГВФ, в дальнейшем она была преобразована в Министерство гражданской авиации.

С появлением авиационных обществ стартовал выпуск нагрудных значков. Одним из первых был «Добролет».

Добролет

Нагрудный аксессуар выпускался в 1923-26 годах. Он выполнен в форме кольца размером 3,7 см. Это кольцо образуют шестерня и пшеничные колосья. В верхней части слева на колосья наложена аббревиатура «СССР».

По центру шестеренки – накладка в форме серпа и молота. На накладке – биплан, окрашенный красно-синей эмалью. Размах крыльев у биплана – 2 см. На нем – синие буквы «Д и Л», расположенные одна под другой.

Ниже, на серпе и молоте, расположено слово «Добролет». Для изготовления знаков использовалось серебро. Сегодня такие аксессуары – редкость, на аукционах они иногда встречаются, но стоимость стартует с 50-55 тысяч рублей.

Отличник Аэрофлота

Этот знак учрежден в 1937 году. С 5 ноября 1938-го вручался в качестве награды личному составу ГУ ГВФ. Для получения почетного аксессуара нужно было продемонстрировать особые результаты в работе, перевыполнить план, выиграть социалистическое соревнование.

Знак вручался с 1939 по 1973 годы. В первый год его получили всего 36 человек, а за все время – около 17 тысяч. Первым обладателем «Отличника Аэрофлота» стал герой Советского Союза Волкан Горанов. Это псевдоним военного летчика-истребителя Захария Захариева – сам он родом из Болгарии.

«Отличник Аэрофлота» оформлен как земной шар размерами 3,9 х 3,2 см, на который наложена эмблема Аэрофлота в обрамлении ветвей лавра. Вверху – государственный флаг Советского Союза и знамя летного ведомства. Внизу – лента, покрытая красной эмалью. На ней – название значка, расположенное в две строки.

Для изготовления аксессуаров использовались серебро или бронза. Серебряные аксессуары сегодня стоят 6-7 тысяч рублей, бронзовые – 500-600 рублей.

Авиация СССР

Интерес для коллекционеров представляют и этот серийный выпуск, охвативший период с 1923 по 1968 годы. На форумах его часто называют «Туполевским», так как больше половины аксессуаров, вошедших в него, посвящено самолетам ТУ разных лет выпуска.

Тираж выпускался с тремя фонами: синим, голубым, темно-синим. Изображения и надписи во всех трех вариациях идентичны. Серия состоит из 25-ти экземпляров.

Были и другие авиационные выпуски, приуроченные к определенным достижениям, перелетам, юбилейным датам, дню авиации. Отдельные выпуски посвящены тематике:

  • бомбардировщиков;
  • вертолетов;
  • истребителей;
  • гражданской авиации;
  • аэропортам в разных республиках и городах;
  • Аэрофлоту.

Выпуски, посвященные Аэрофлоту, тиражируются и сегодня. Эта компания, основанная в 1923 году, заслуженно считается одной из старейших в мире. После распада Советского Союза она успешно работает на рынке внутрироссийских и международных авиаперевозок и считается крупнейшей в РФ.

Отличный понтонер

Дизайн этого нагрудного жетона кардинально не отличается от остальных образцов в военной линейке. Как и другие, он выполнен в форме синего щита с наложением на дубовый венок. В центре – серп и молот на красном фоне, окруженном белым кантом. На канте – надпись: «Отличный понтонер». Ниже – скрещенный топор и якорь.

Аксессуар учрежден в апреле 43-го для вручения солдатам и сержантам понтонно-мостовых частей Красной армии. Эти подразделения:

Оперативно наводили мосты.
Организовывали паромные переправы для советских воинов.
Монтировали защитные заграждения.
Отвлекали внимание противника сооружением ложных мостов.
Маскировали переправы.
Искали выходы из сложных ситуаций на фронте в рамках своей компетенции.

С 1957 года жетон не вручается – он, как и другие экземпляры серии, утратил актуальность вследствие реорганизации Красной Армии. Однако стоимость «Отличного понтонера» остается высокой, коллекционеры предлагают за него 36-50 тысяч рублей.

История знака качества СССР

Такое понятие, как знак соответствия, в России появился в XIX веке. С 1824 года продукцию на царский двор имели права поставлять только купцы, которые имели звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Их торговые щиты были украшены гербом государства. Поставщики продукции для царского двора обязаны были участвовать в выставках и ярмарках. Торговцы, которые игнорировали эти мероприятия, не могли получить звание, каким бы качественным ни был их товар.

Государственный знак качества означал еще то, что производитель мог сделать 10% надбавку к цене. Знак поднимал имидж производителя, увеличивал спрос на товар. Вскоре все директора предприятий начали погоню за этим знаком. В итоге производили стали бороться не за качество, а за саму отметку. Это, естественно, отразилось на качестве товаров. Перед развалом СССР знак уже не играл большой роли, поскольку товары перестали соответствовать запросам покупателей.

Почетный член НТО

В 80-е годы первичные общественные организации поощряли своих почетных членов. Им вручали специальные нагрудные аксессуары. Они состояли из медальона и колодки.

Медальон выполнен в том же дизайне и тех же размерах, что и массовый знак. Разница – в цвете накладки, на которой расположена аббревиатура «НТО». В этом варианте она не светло-синяя, а черная.

Аксессуар изготовлен из алюминия. Медальон соединяется с колодкой с помощью кольца и ушка. Колодка прямоугольная, окантована золотистой каймой. На ней в две строки расположена надпись «Почетный член». Она выполнена золотистыми буквами на красном фоне.

Воин-спортсмен

Армейцы прозвали его «бегунком», потому что вручался нагрудный жетон по результатам военно-спортивной подготовки и сдачи нормативов. Комплекс, который предстояло сдать кандидатам, включал:

  • бег на дистанцию 3 км;
  • бег на дистанцию 100 м;
  • лыжную гонку длиной 5 км;
  • подтягивание на турнике;
  • прохождение полосы препятствий.

В 1964 году был утвержден значок «Воин-спортсмен» трех степеней. Высшей считалась первая степень. К каждому знаку выдавалось удостоверение.

Металлический аксессуар выглядел как пятиконечная звезда с наложением на нее пятиугольного щита. По краям щита – широкая окантовочная полоса, покрытая белой эмалью. На нижней окантовочной полосе – фраза «Воин-спортсмен».

В центре – цветная эмаль и на ее фоне бегущий солдат. Нижняя часть щита округлая, с выступающим треугольником. Фон треугольника тот же, что в центре значка:

  • у 1-й степени он вишнево-красный;
  • у 2-й – темно-синий;
  • у 3-й – зеленый.

В треугольнике под щитом римской цифрой обозначена степень знака римской цифрой. С левой стороны по внутреннему краю щита – лавровая ветвь.

Диаметр изделия — 28 мм, для его изготовления использовался алюминий. Особой коллекционной ценности этот армейский значок времен СССР не представляет, купить его можно за 50-70 рублей.

Самолеты Великой Отечественной войны

Эта серия значков СССР посвящена самолетам ВОВ. Все аксессуары, вошедшие в нее, выполнены в едином стиле.  Это квадрат со скошенными углами. Слева, справа и внизу – георгиевская лента. В центре нижней ленты – пятиконечная звезда. Красные звезды также изображены на крыльях техники, за что фалеристы называют серию «Со звездами».

В центре – круг синего цвета. На нем изображен самолет и его название. Вдоль окружности заглавными буквами написано «Самолеты Великой Отечественной войны».

В этот тираж вошли модели:

  • ПО-2 (1928);
  • И-16 (1933);
  • СБ (1935);
  • ПЕ-8 (1939);
  • ИЛ-2 (1939);
  • ПЕ-2 (1940);
  • МиГ-3 (1940);
  • И-153 (1940);
  • ЯК-1 (1940);
  • ЯК-7 (1941);
  • ЯК-3 (1943);
  • ТУ-2 (1943);
  • ЛА-7 (1943);
  • ЯК-9 (1943);
  • Ил-10 (1943).

Советские самолеты успешно участвовали в боевых вылетах, управлявшие ими летчики совершили немало героических поступков.

И-16 к началу войны состоял на вооружении советской армии как основной истребитель. У него был каркас из дерева, обшивка из фанеры, вооружение морально устарело и было откровенно слабым. Противостоять в боях новейшей немецкой технике И-16 было сложно. Но именно на этих истребителях звено советского летчика Ивана Иванова вступило в неравный бой с немецкими истребителями.

В бою летчики-красноармейцы быстро израсходовали боекомплект. Топлива оставалось мало. Тогда Иван Иванов пошел на воздушный таран, чтобы остановить врага. Это был первый воздушный таран в истории Великой Отечественной войны.

Як-9, разработанный специалистами конструкторского бюро Яковлева, не раз заставлял нервничать немецких летчиков. Советские пилоты ласково прозвали самолет «убийцей», так как он был маневренным, укомплектованным мощным вооружением. Як-9 обладал выдающимися летными характеристиками и стал самым массовым советским истребителем, настоящим символом победы.

Товары со знаком качества

Продукция, которая успешно прошла аттестацию, получала возможность «носить» государственный знак качества СССР в течение трех лет. Когда срок заканчивался, то приходилось снова проходить проверки, но, как правило, товары были отличными, и результаты не ухудшались.

Некоторая техника работает до сих пор, хоть и сильно морально устарела. Советскую оптику ищут на специализированных сайтах сегодня не как антикварные вещи, а как продукцию, которая не имеет аналогов по качеству во всем мире.

Одним из самых популярных товаров, который был награжден знаком качества СССР, был телевизор «Весна». В каждом пятом доме семья собиралась вечерами у его экрана. Только представьте себе: в СССР производили в год миллион советских пылесосов «Ракета», которые также удостоены пометки со звездой. Кухонный комбайн под названием «Марина» мог надоесть, но сломаться — никогда.

О некоторых товарах со знаком качества СССР мечтали не только советские люди, но и поляки и болгары. Ребята из дружественных стран просили у родителей мопеды «Верховина», которые производил львовский завод. В год предприятие выпускало около 50 тыс. экземпляров. Часто из них была экспортирована.

Еще одной культовой вещью со знаком качества СССР были часы «Победа». Продолжительное время эта модель была одной из самых популярных во всем мире. Советский концерн под названием «Электроника», также отмеченный этой маркировкой, предоставлял бухгалтерам возможность работать с отличными калькуляторами, а предприятия могли себе позволить качественные компьютерные системы.

А какой же фотолюбитель забудет фотоаппарат «Зенит-Е»? Все, кто имел какое-либо отношение к фотографии, мечтали о таком агрегате или копили на него деньги. Фотоаппарат был признан лучшим не только в советских странах, но и за рубежом. Он экспортировался во многие страны Европы.

А кто же не помнит вкуснейшую советскую колбасу и сосиски, сделанные исключительно по ГОСТу! Многие граждане, которые жили в СССР, наверное, много бы отдали сейчас, чтобы снова вкусить этот продукт высочайшего качества! Звездой маркировались также яйца, тушенка, сгущенка и много других продовольственных товаров. Практически все производители детского питания могли похвастаться знаком отличия!

Лауреат премии ВСНТО

Этот знак занимает высшее место в иерархии научно-технических обществ. Его вручали членам организаций, чьи рацпредложения и изобретения были признаны лучшими и удостоены премий.

Конкурсы проводились ежегодно на всесоюзном уровне. ВСНТО организовывало их совместно с профильными министерствами и государственными инспекциями, поэтому само участие в подобных мероприятиях считалось престижным.

Знак лауреатам выполнен в виде полого восьмиугольника с зубцами внутри. В центре – красный круг, на который наложен синий прямоугольник с серебристой полосой сверху. На синем фоне – аббревиатура «НТО», на сером – «СССР». Все буквы серебристые.

В нижней части восьмиугольника – ветка дуба. Она закреплена по диагонали. Колодка выполнена в форме правильного прямоугольника, обтянута красной муаровой лентой. Сзади – булавка для крепления к одежде.

Научно-технические структуры существовали до перестройки. В годы перестройки промышленность переживала не лучшие времена, приходила в упадок. Общественные организации постепенно прекратили свою деятельность, а затем распался и Советский Союз.

Стоимость и описание самых дорогих и редких значков СССР

В Советском Союзе было выпущено невероятное множество значков, но лишь немногие из них признаны особенно ценными. Самыми редкими изделиями, которые мечтает заполучить любой коллекционер, стали:

  • Отличник хозяйства Моссовета. Уникальный отличительный знак, выпущенный в 1940 году. В качестве основы использовалось серебро, которое подвергали оксидированию, покрывали эмалью и позолотой. На нем обычно изображали «Рабочего и Колхозницу», которые гордо стоят на фоне Мавзолея и Кремля. Сейчас изделие оценивается в 500000 рублей.

  • “За индустриализацию страны!” Граждане, вносившие значимый вклад в ту или иную отрасль промышленности, могли претендовать на особую награду. Она получила название «За индустриализацию страны» и сейчас оценивается в 600 тыс. рублей.

  • Общество друзей радио. Организации была основана в ответ на популяризацию радио за границей и занималась непосредственно развитием отрасли на территории СССР. Массово создавались различные радиокружки, выпускались газеты и журналы. Просуществовала организация с 1923 по 1933 годы, но особой ценностью пользуются значки, выпущенные на заре новой эпохи с 1923 по 1927 годы. Они присваивались людям, которые внесли особый вклад в развитие радиовещания, стоимость награды оценивается в 580000 рублей.

Добролет. На заре 1920-х годов появилась организация «Добролет», которая занималась развитием гражданского воздушного флота в СССР. Она перевозила грузы, открыла пассажирские линии и проводила аэросъемку. Просуществовала она всего 7 лет, а знаком «Добролет» были отмечены только самые выдающиеся участники. В настоящий момент стоимость одного из таких изделий доходит до 150 тыс. рублей.

Значок Добролет до 150 тыс. руб.

Лишь несколько видов значков действительно имеют особую ценность и стоят приличных денег. Большинство из них хранится в частных коллекциях или музеях.

История появления значков в СССР

Фалеристика очень популярна во многих странах. Она подразумевает коллекционирование орденов, медалей, значков, а также науку, занимающуюся изучением истории этих предметов. Термин впервые был использован в 1937 году чехословацким коллекционером наград О. Пильцем. В русский язык термин был введён в 1965 году благодаря статье «Фалеристика — сестра нумизматики» («Декоративное искусство СССР, 1965, № 8). Значки (и их предшественники — жетоны) пользовались популярностью в военных кругах ещё в царское время как особые знаки отличия.

В нашей стране значки вошли в обиход ещё в царское время

Однако именно в эпоху СССР производство значков вышло на новый уровень. Правительство было заинтересовано в производстве нагрудных знаков в качестве символов принадлежности к коммунистической партии. Школьники получали свои значки — пионерский и октябрятскую звёздочку. Знаками отличия награждались ударники труда, военнослужащие, инженерно-технические работники и представители других профессий за особые заслуги. Подобные изделия выпускались и в качестве сувениров на самые разнообразные тематики.

Для детей выпускались значки с изображёнными на них персонажами из советских мультфильмов

В период СССР существовали десятки предприятий, которые занимались выпуском подобных изделий.

Вот некоторые из них:

  • «Победа»;
  • «Русский сувенир»;
  • «Спортзнак»;
  • Монетные дворы (Москва, Ленинград) и пр.

Значки производились из самых разных материалов:

  • бронзы;
  • латуни;
  • серебра;
  • алюминия;
  • стекла;
  • самоцветов;
  • нержавеющей стали;
  • пластмассы и пр.

Делились же они на два типа:

  • знаки, которые были в свободной продаже (имели низкую цену);
  • знаки, которые выдавались за любые достижения (не имели цены).
  • знаменательная дата (в канун Олимпиады 1980 года было выпущено около 5 тыс. различных видов сувенирных значков, посвящённых олимпийским видам спорта);
  • в память о знаковых стройках (БАМ изображался на 10 тыс. значках);
  • в честь городов СССР;
  • на тему космических свершений;
  • за достижения в различных сферах (ими награждались конкретные лица, такие значки больше всего ценятся фалеристами);
  • значки, посвящённые местам отдыха (в т. ч. Золотому Кольцу);
  • военное дело (считались очень востребованными, их выпуск приурочивался к определённым датам; также обозначали воинское звание);
  • транспорт (все виды, имеющие место в стране);
  • спорт (значимые спортивные события сопровождались выпуском памятных значков, спортклубы также имели свой логотип и значок);
  • политические события (вступление в партию и пр.).

Пик коллекционирования значков приходится на 80-е годы.

Коллекционирование значков получило широкое распространение по ряду причин:

  • большой охват тем (каждый мог найти изделие в соответствии со своими интересами);
  • доступность (продавались в книжных магазинах, газетных киосках, почтовых отделениях);
  • низкая цена (те значки, что были доступны большинству граждан, стоили копейки);
  • наличие клубов по интересу (это способствовало обмену значками, общению между участниками, консультированию у опытных фалеристов).

Возрождение знака соответствия в РФ

В Российской Федерации после распада Союза на смену отметке о соответствии качества пришел знак ГОСТ Р (знак Ростеста).

Развивать идею возрождения начали в ноябре 2013 года. Минпромторг начал работать над системой сертификации для российских товаров, чтобы повысить спрос и доказать покупателю, что отечественные товары не хуже, а местами даже лучше многих импортных аналогов.

Минпромторг, перед тем как разработать логотип знака, провел конкурс. Свою символику предложили 500 участников. Победителем стал Дмитрий Мордвинцев. Над своим проектом он трудился вместе с Валерием Акоповым. Последний, в свою очередь, был одним из создателей государственного советского знака качества.

История

Общества создавались по отраслевому принципу. Первичные организации работали при заводах, фабриках, шахтах, предприятиях автомобильного транспорта, сельского хозяйства, НИИ, проектных бюро и других учреждениях и ведомствах.

На областном, краевом и республиканском уровнях действовали отраслевые и межотраслевые советы. Во главе всей структуры стоял Всесоюзный совет (ВСНТО).

До их появления в СССР действовали инженерно-технические общества. В 1954 году ЦК КПСС издал постановление об их реорганизации в массовые отраслевые НТО. В 1970-м в них уже числилось 4,5 миллиона человек, а еще через 3 года количество достигло 6 миллионов.

Идея не новая – ведущие инженеры и ученые озвучивали ее еще во второй половине 19-го столетия. Прототипом советской структуры можно считать Русское техническое общество, организованное в 1866 году, а следом за ним появлялись химическое, горное, металлургическое и другие.

Эти структуры привлекали в свои ряды научную интеллигенцию, поддерживали ее инициативы и содействовали в их реализации. Регулярно проходили съезды, конференции, собрания, на которых члены обществ обменивались тематической информацией.

В Советском Союзе НТО уделяли особое внимание вопросам автоматизации народного хозяйства, усовершенствованию организации труда, использованию вычислительной техники. Их авторитет был настолько высоким, что предложения, исходившие от них, рассматривали в профильных министерствах и включали в планы развития отраслей

Научные работы публиковали в популярном журнале «Наука и жизнь» и других изданиях.

Некоторые технические общества советского государства являлись членами международных институтов и комитетов. Среди них – Международный институт сварки, Всемирная федерация инженерных организаций и другие структуры.

История авиации СССР

К концу 30-х в СССР уже была сформирована мощная научно-производственная база для авиационной отрасли. Это позволило серьезно увеличить выпуск воздушной техники. За несколько лет до войны бюджет отрасли оценивался в 40% от всего военного бюджета Советского Союза.

К началу Великой Отечественной войны на заводах страны производилось в 1,5 раза больше летательной техники, чем в Германии. В сериях послевоенных лет прослеживается вся история авиации. Она охватывает образцы с 1924 по 1966 годы.

Значки, вошедшие в эту серию, выполнены в едином дизайне. Они ромбовидной формы, с голубым, зеленым, красным или оранжевым фоном. На цветном фоне изображен самолет, его название и год выпуска.

Внизу – надпись «История авиации» и аббревиатура «СССР» с пятиконечной звездой. На значках изображены разные модели:

  • АНТ;
  • Ил;
  • Ту;
  • Утка;
  • Миг.

У каждого самолета – своя история. «Уткой» образца 1945-го прозвали легкий экспериментальный аппарат МиГ-8. Его разрабатывали, чтобы проверить управляемость и устойчивость аэродинамической схемы «Утка». 13 августа 1945-го МиГ-8 совершил свой первый полет – управлял им летчик-испытатель Жуков. Испытания на устойчивость прошли успешно, после чего «Утку» отправили на завод. Там инженеры занялись ее усовершенствованием.

Есть своя история и у Ту-73 образца 1947 года. Советские конструкторы не раз пытались создать реактивный самолет – ничего не получалось из-за слабых двигателей.

Ту-73 задумывался как высотный фронтовой бомбардировщик. Государственных испытаний он не прошел, поэтому на вооружение принят не был. Но в исторической серии эта модель есть, так как стала первым шагом к созданию советских бомбардировщиков.

За активную работу (второй вариант)

В 80-х годах в Советском Союзе значок выпускался и в другом дизайне. Он состоял из двух частей – круглого диска и колодки.

Аксессуар изготавливали из белого сплава металлов. Выглядел он как незамкнутый круг, покрытый синей эмалью. По краю окружности – кант серебристого цвета. В верхней части – надпись «За активную работу» такого же цвета. Она расположена полукругом.

В нижней части – в месте, где не замкнулся круг – находится серебристая шестерня. Центр шестерни поделен на две части – синюю и красную. На синей половине – буквы «НТО», на красной половине – «СССР». Шестерня наложена на пятиугольник черного цвета. Он покрыт черной эмалью.

Колодка выполнена в форме правильного прямоугольника, она красного цвета.

Отличник ВВС

Минобороны Советского Союза учредило его 17 апреля 1957 года. Знак выполнен в форме щита, наложенного на дубовый венок. Листья венка окаймляют щит с двух сторон, ветви перевивает лента.

Вверху находится белый диск, в его центре – звезда с серпом и молотом. Звезда покрыта красной эмалью, серп и молот выполнены в золотистом цвете. Под звездой – 3 золотистых точки, над звездой – надпись: «Отличник ВВС».

Поверхность щита покрыта голубой эмалью, в его нижней части – золотистое изображение крыльев пропеллера. Размеры «Отличника ВВС» — 40 х 30 мм.

В общей сложности было 5 разновидностей аксессуаров:

  1. С 57-го года их производили из тяжелого металла, для декора использовали горячую эмаль, для крепления – винты или булавки.
  2. С 67-го выпускались армейские атрибуты только с булавочным креплением.
  3. С 69-го для производства использовался томпак, но уже были пробные партии из алюминия. Покрытие выполнялось синтетическими эмалями, крепление было винтовое.
  4. С 76-го тиражи выпускали из анодированного алюминия с булавочными замками.
  5. С 84-го аксессуары производили только из алюминия.

Популярные места продажи и покупки советских значков

На сегодняшний день существует немало мест, где можно приобрести или же продать значки, произведённые в СССР.

Самыми распространёнными считаются такие места:

  • российские и зарубежные интернет-аукционы (среди фалеристов и новичков такие площадки пользуются большой популярностью из-за широкого ассортимента товаров; помимо этого продавец вправе самостоятельно установить цену на изделие);
  • группы в соцсетях;
  • форумы и доски объявлений (немало фалеристов находят интересующий их образец именно через объявления);
  • антикварные магазины (в них помимо советских монет, марок и других изделий можно приобрести и значки, произведённые в СССР);
  • барахолки и блошиные рынки;
  • через скупщиков (этот способ подходит тем, кто имеет связи в этом направлении).

Если в вашей коллекции накопится большое количество значков, необходимо её правильно оформить. Существуют специальные альбомы для фалеристов, листы которых выполнены из поролона или обшитого тканью синтепона. Также для хранения значков можно использовать глубокие рамки с бархатной подложкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector