Статья 89.1 нк рф. особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков

Резюме по налоговым проверкам

Налоговые проверки – неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности, и как налогоплательщик, вы всегда будете находиться под контролем налоговых органов. Несмотря на то, что проверки, особенно выездные, могут иметь серьезные неблагоприятные последствия для вас, существует возможность значительно снизить их риск:

  • Своевременно и, по возможности, без ошибок сдавайте налоговую и бухгалтерскую (для организаций) отчетность.
  • В полном объеме и в нужные сроки выплачивайте налоги и авансовые платежи.
  • Не избегайте общения с налоговыми органами, если уж у них появились к вам претензии, надо в максимально быстрый срок дать свои объяснения. Неконструктивным поведением будет игнорирование исходящей от ФНС корреспонденции, попытки уклониться от вручения актов или решений. Письма от ФНС считаются врученными на шестой день после их отправления, поэтому ваши доводы о том, что вы не получали корреспонденцию, вряд ли будут приняты.
  • Ведите и храните все документы, относящиеся к предпринимательской деятельности, особенно те, которые подтверждают расходы.
  • Если вы не являетесь специалистом в области учета, то позаботьтесь о получении качественных бухгалтерских услуг.
  • Оцените свою деятельность с точки зрения критериев риска, указанных в Концепции.
  • Соблюдайте осмотрительность при выборе контрагентов.
  • В случае рисков серьезных сумм доначислений при проведении налоговых проверок рекомендуем обращаться к узким специалистам – налоговым юристам и консультантам, аутсорсерам качественных бухгалтерских услуг. 

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Скачать и посмотреть документы можно по ссылкам:

  1. Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2014-2016 годах, с учетом сформулированных в судебных
  2. Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок, решения по результатам проведения которых вступили в силу в 2017 году, с учетом сформулированных в судебных актах правовых позиций

Оправдательный приговор по 228

В статье Вы узнаете о моем участии в уголовном деле, возбужденном по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и закончившимся в суде вынесением оправдательного приговора.

Защита бизнеса. Результат — возврат следствием моему подзащитному, в рамках уголовного дела, продукции на 30 миллионов рублей.Я защищаю предпринимателя, которого обвиняют в незаконном использовании товарного знака Apple, причинившее крупный ущерб, в составе организованной группы.Летом 2020г., на его…

Октябрьский районный суд города Мурманска принял доводы защиты и ограничился предупреждением. Штрафы по этим статьям запредельные, начинаются от 400 тысяч рублей. Наказание штрафом сразу по пяти делам лишило бы возможности индивидуального предпринимателя дальше вести бизнес.

После направления уголовного дела в суд, имелась возможность для прекращения уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, однако потерпевший не собирался прибыть в суд, в связи с преклонным возрастом. Прекратить уголовное дело получилось в связи с явкой в суд представителя потерпевшего и подачей им заявления о прекращении уголовного дела.

Если эксперт обосновал в своём заключении вывод ссылкой на научную статью, то обратитесь к независимому судебно-медицинскому эксперту. Он проанализирует обоснованность/недостоверность такого вывода.

Какие бывают результаты психологического исследования, какие из них стоит указывать в заключении и почему.

Больше публикаций…

Меры ответственности за нарушение налогового законодательства РФ

Если было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то необходимо определить ее вид, в чем поможет состав правонарушения.

Законом определяется три вида ответственности, к которой может быть привлечен плательщик при выявлении в его работе нарушений НК РФ:

Налоговая.

Это нарушения Налогового кодекса РФ, ответственность за которые находится исключительно в компетенции ИФНС.

По результатам проверки, которые выступают основанием решения службы, лицу назначаются меры принуждения согласно ст. 101 НК РФ.

Освободиться от ответственности в этом случае можно только при истечении срока давности, либо установлении факта отсутствия вины.

Административная.

Этот вид применяется к должностным лицам и руководству компании, которая подвергалась проверке. То есть помимо налоговых мер принуждения, в соответствии с НК РФ и КоАП РФ конкретные лица в организации привлекаются к административной ответственности. Решение принимает либо вышестоящий налоговый орган, либо суд.

Уголовная.

В ситуации, когда действия лица имеют состав преступления, налоговая служба не может принять решение о привлечении его к ответственности. Потребуется передача материалов в правоохранительные органы, которые проведут проверку и возбудят уголовное дело в случае подтверждения нарушений.

Обстоятельства, которые вынуждают налоговый орган отказаться от мер ответственности

Первый вариант, как было указано выше, – срок давности, составляющий 3 года. Его исчисление осуществляется двумя способами:

  • с момента совершения правонарушения (для всех видов);
  • с первого дня налогового периода, следующего за тем, в котором было допущено нарушение (при уклонении от уплаты налогов или допущении грубых ошибок ведения отчетности).

Второй вариант – обстоятельства, который полностью исключают вину плательщика. Относят к ним следующее:

  • стихийное бедствие или иное форс-мажорное событие;
  • исполнение разъяснений контролирующих ведомств, направленных на неопределенный круг лиц или на конкретную организацию.

Санкции, предусмотренные за налоговые правонарушения, варьируют. Предусматривается денежное взыскание в сумме от 1 000 рублей до нескольких сотен тысяч. Наказание в виде штрафа установлено НК РФ и КоАП РФ.

Административная ответственность предусматривает более крупные суммы взысканий. По УК РФ налоговые преступления влекут за собой не только штрафы, но и иные виды наказаний: обязательные работы, арест, лишение свободы.

Изъятие документов, выемка (ст. 94 НК РФ)

В отличие от истребования подлинных документов, для выемки обязательно составление протокола выемки, так же как при осмотре. Для этого должно быть соответствующее постановление, которое утверждается обязательно руководителем (заместителем) налогового органа. Понятые при выемке тоже обязательны. Могут приглашаться специалисты. Если нужно изъять какие-то определенные документы, а бухгалтер не говорит, что это за документы, а их нужно изъять, придет какой-то специалист, который разбирается в этих документах. Тогда с участием специалиста они изымаются. При изъятии подлинных документов обязательно составляются копии этих документов, которые остаются у налогоплательщика. Налоговая инспекция должна заверить копии этих документов, оставить у налогоплательщика, чтобы они уже имели возможность потом использовать копии этих документов.

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка (п. 9 ст. 94 НК РФ).

Выемка производится в тех случаях, когда требуются подлинные документы для обоснования решения о привлечении к ответственности налогоплательщика. Потому что суды не устраивают документы в виде копий, они требуют подлинники. Поэтому налоговым органом производится изъятие подлинных документов, подтверждающих выявленное налоговое нарушение.

Все перечисленные действия по проверке налогоплательщика налоговая должна совершить в течение двух месяцев. Если проверяются одновременно филиалы, то по месяцу добавляется еще на каждый филиал. Филиалы могут проверяться самостоятельно. Не обязательно вместе с налогоплательщиком непосредственно.

Срок исчисляется с даты принятия решения до даты составления справки о проверке. Если раньше справка была предусмотрена в законодательстве, но не требовали ее вручения налогоплательщику, то теперь справка не только составляется налоговой, но и вручается налогоплательщику — справка о завершение проверки.

Доступ на территорию (ст. 91 НК РФ)

Два документа для доступа — это решение налогового органа и служебное удостоверение

К этим документам также необходимо внимание налогоплательщиков. Иногда приходят те проверяющие, которые не указаны в решении

В этих случаях налогоплательщик имеет право не пускать проверяющих на свою территорию. Или в решение иногда указывают одни периоды, а начинают проверять другие.

Если во время проверки отдельный сотрудник налоговой уволился, то в решение должны внести соответствующие изменения.

Если налогоплательщик имеет официальный юридический адрес, а фактически находится в другом месте, какие могут быть последствия?

Кондрашова Л.А. прокомментировала: в этой ситуации можно сказать, что у нас договор на аренду расторгнут. Нас попросили освободить помещение.

Или другая ситуация. Здание в собственности. На самом деле оно сдается в аренду.

Можно сказать, что у нас плохое экономическое состояние, мы решили свое помещение сдать в аренду. Все документы можем представить. Инвентаризацию ваших объектов проверяющие проведут. У них есть право проверять не только документы, но и объекты.

Это уже не налоговые последствия. Это последствия гражданско-правовые, которые реализует налоговый орган. Поэтому ее деятельность, как регистрирующего органа, за непредоставление достоверных сведений о местонахождении, т.е. правильных данных в реестр или несвоевременное предоставление, оно карается административными штрафами, которые есть в административном Кодексе. Если это делается заведомо с целью не платить налоги, то здесь может применяться к руководителю дисквалификация сроком до трех лет либо его могут лишить права быть руководителем, это ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Налоговые органы сейчас ведут реестр дисквалифицированных руководителей.

Период камеральной налоговой проверки

В ходе проверочных действий сотрудники ФНС анализируют декларации, представленные налогоплательщиками. Отчетность сопоставляется с данными, отраженными в иных документах, которые уже находятся в ФНС.

За какой период могут проверять при налоговой проверке деклараций? Может анализироваться только период, охватываемый предоставленной налогоплательщиком отчетностью. Например, подается декларация по налогу на прибыль за 2016 год. Налоговый орган может проверять только налоговый период 2016 года.

В случае, если плательщик налога по итогам проверки привлекается к ответственности за иной налоговый период – это нарушение закона. Имеется возможность оспорить акт проверки и решение о привлечении к ответственности путем подачи возражений и жалоб. По результатам рассмотрения жалобы решение о привлечении к ответственности должно быть отменено (в части, относящейся к периоду, не охваченному проверкой), а по результатам рассмотрения возражений из акта должны быть исключены суждения о допущенных нарушениях (также за период, который не должен был охватываться).

Комментарий к Ст. 89.2 НК РФ

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» часть первая НК РФ была дополнена ст. 89.2 об особенностях проведения выездной налоговой проверки новой категории налогоплательщиков — участник регионального инвестиционного проекта.

В соответствии с п. 1 ст. 89.2 НК РФ предметом выездной налоговой проверки, проводимой в отношении участника регионального инвестиционного проекта, являются:

а) правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ);

б) соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным Налоговым кодексом РФ и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 89.2 НК РФ).

Таким образом, предмет выездной налоговой проверки, проводимой в отношении участника регионального инвестиционного проекта, расширен по сравнению с тем предметом, в отношении которого проводятся выездные налоговые проверки обычных налогоплательщиков, не являющихся участниками региональных инвестиционных проектов.

В соответствии с п. 2 ст. 89.2 НК РФ если капитальные вложения в соответствии с региональным инвестиционным проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий 5 лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, то в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта может быть проверен период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Напомним, что по общему правилу глубина выездной налоговой проверки охватывается периодом в 3 года (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Отметим, что по общему правилу в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Из указанного можно сделать вывод, что данные положения пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов не распространяются и они должны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение 5 лет.

При этом отметим, что согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.

Однако и из указанного правила, установленного для налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов, п. 3 ст. 89.2 НК РФ установлено исключение.

Оно касается налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов, объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией которых не может быть менее 500 000 000 руб. при условии осуществления ими капитальных вложений в срок, не превышающий 5 лет со дня включения такой организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 3 ст. 89.2, абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ).

Так, согласно п. 3 ст. 89.2 НК РФ вышеуказанный налогоплательщик — участник регионального инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, предусмотренным абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ, обязан в течение 6 лет обеспечивать сохранность:

а) данных бухгалтерского и налогового учета;

б) других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации;

в) документов, подтверждающих соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) его участникам, установленным Налоговым кодексом РФ и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Какой бывает выездная налоговая проверка?

Выездная проверка назначается согласно сведениям, имеющимся у ФНС России, анализ которых позволяет разработать план контрольных мероприятий и определить их временные рамки. За основу берутся материалы камеральной и предыдущей работы на местах.

По характеру проведения и количеству проверяемых налогов, определяется несколько видов контрольных мероприятий по месту нахождения плательщика:

Плановая выездная проверка.

В данном случае надзорные меры принимаются согласно установленному ежеквартальному плану. Он утверждается руководством на основании ранее полученных сведений.

Внеплановая выездная поверка.

Здесь организация контрольных мероприятий осуществляется по инициативе вышестоящих или правоохранительных органов, то есть в исключительных случаях, когда ситуация требует провести анализ документации той или иной компании.

Комплексная.

В ходе такой проверки анализируется система уплаты и начисления всех налогов и сборов, которые компания должна уплачивать в связи со своей деятельностью. План мероприятий предусматривает общие формулировки, акцентируя внимания на такой цели проверки, как оценка правильности начисления и своевременной уплаты установленных платежей.

Тематическая.

Этот вид предусматривает конкретное определение проверяемых платежей. Выбор налогов и сборов осуществляется должностным лицом. План мероприятий в этом случае должен содержать четко определенный предмет. Например, «проверка правильности исчисления налога на прибыль организации, НДФЛ, единого социального налога».

П.5 ст.89 НК РФ

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение? Камеральная Выездная
Предмет проверки Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки 3 месяца после получения ФНС декларации 2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверки Нет Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверки Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется План проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документ Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт Составляется справка, а затем акт.

***

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Срок проверки

Период проверки обязательно указывается в решении. Срок проверки не должен превышать трех календарных лет, т.е. может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение проверки. Вопрос на самом деле очень интересный. Статью 89 НК РФ немного переформулировали. Раньше она говорила о том, что проверке подлежат три года, предшествующие году проведения проверки. Суды признавали правильным практику проверки текущего года. Можно было проверять три предыдущих и налоговые периоды текущего года. Теперь статья несколько по-другому звучит и говорит о том, что может быть проверен период, не превышающий трех лет, предшествующих году проверки. По смыслу проверять текущий период уже нельзя. Но на самом деле практика сохраняется. Судебной практики пока никакой не сложилось.

Если в решении указан срок проверки 2005 — 2006 гг., могут ли проверить еще 2007 г.?

Кондрашова Л.А. ответила: если потом внесут изменения. Но в этом случае можно уже будет настаивать на том, что это другая проверка. Потому что внесение изменения в решение — это уже другая проверка. А по законодательству теперь допускается не более двух проверок в год.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector