О методике
Содержание:
- Скорочтение для детей: методы, техника
- Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)
- Что мешает нам быстро читать
- Основные положения Скорочтения
- Основы техник быстрого чтения
- Тексты для скорочтения
- История человечества насчитывает много тысяч лет
- Не совершайте эти ошибки
- «Клиновидные таблицы»
- Упражнения для обучения
- Быстрое чтение. Концентрация
- Урок по таблицам Шульта
- Видеоинструкция
- Тренировка работы с таблицами
- Советы как научиться читать быстро
- Новый взгляд на книгу
- Главное от Питера Кампа
- Важные правила чтения книг
- Личный опыт
- Читайте слова наоборот (упражнение на концентрацию мыслей)
- Подготовка
- Какое образование нужно нам, стране, обществу, миру?
- 5 правил скорочтения
- Ключевые навыки для высокой скорости чтения
- Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
Скорочтение для детей: методы, техника
Время и частоту занятий мы немного затронули. Лучше занимайтесь с ребенком часто, но не очень долго. Начинать нужно с занятий по 5 минут. В дальнейшем это время увеличивается. Учитывайте возраст ребенка. С дошколятами и школьниками младших классов и вовсе нужно сократить число занятий до 2-4 раз в неделю. Но даже взрослый ученик не должен тратить больше 20 минут на обучение.
Основная схема любой методики
Разминка, что состоит из чтения. В пределах разумного – не более 100 слов. Основная задача – активировать работу мозга, заставить его думать и запоминать. После чтения обязательно задаете ребенку наводящие вопросы. Подобные упражнения помогут увеличить словарный запас малыша. Ниже мы еще рассмотрим некоторые упрощенные варианты разминки.
Работа на расширение поля зрения. Для этого используют квадрат с цифрами или, как он еще называется, таблица Шульте
Цифры должны стоять в произвольном порядке — это важное условие. Именно в этом и заключается развитие скорости нахождения нужного числа:
для детей возрастом до 7 лет достаточно будет 9 цифр;
с 7 до 10 увеличивается квадрат до 25 цифр, разбавляя их буквами;
старше 10 лет уже требуют около 35 цифр и 20 букв.
Еще одно упражнение, что тренирует зрительную память и повышает внимательность малыша – это поврежденный текст! То есть, убираются или переставляются некоторые буквы в словах
Ниже мы вернемся к подобным упражнениям, поскольку они имеют несколько вариантов.
Дальше идет целый комплекс упражнений, которые включают подавление артикуляции и устранение регрессии. На этом этапе также не помешает работа в паре с взрослыми. Это повысит скорость чтения самого текста и улучшит понимание прочитанного.
Заключительная часть основана логического мышления. Но учитывайте, что малыш может уже устать к этому времени, поэтому переключайтесь на математический материал или вообще возьмите за основу рисование. То есть, попросите малыша нарисовать рисунок на тему прочитанного текста.
Закрепите пройденный материал с помощью рисунка
Относительно детей младшего возраста
Для них текст из 100 слов будет крайне утомительным. Ребенок потратит на его прочтение около часа, а мозг устанет от переизбытка информации. Берите небольшие отрезки, что состоят из 1-2 предложений. Увеличивайте их количество, когда малыш будет к этому готов.
- Если ребенку тяжело выполнить весь список упражнений (а сначала так и будет получаться), тогда разбивайте его на несколько частей. Или делайте небольшой перерыв.
- Не нужно каждый раз менять текст или положение цифр. Можно использовать их еще 2-3 раза.
- Есть также щадящий режим, когда ребенок отдыхает даже в процессе занятия, а визуализация переплетается с чтением. Ребенок читает фразу, затем ему показывают изображение (слайд). После этого небольшой перерыв. Несмотря на свою легкость, это эффективный метод научить ребенка быстро читать. Особенно, хорошо использовать подобную тактику деткам 5-6 лет.
Дошколята требуют игровой формы занятий
Нормативы скорости чтения для 1-4 класса (количество слов в минуту)
Интересный факт! По Книге рекордов Гиннесса за 1990 год самым быстрым чтецом в мире был объявлен Говард Берг (Howard Berg), который заявил о результате 25 000 сл/мин. Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.
Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером (Ronald Carver) — профессором Университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет — словом, людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 сл/мин. Да, этот результат намного выше среднего, но от рекорда он очень далек. Вероятно, примерно на такой показатель и стоит рассчитывать, осваивая технику скоростного чтения.
Что мешает нам быстро читать
Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.
На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.
У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.
Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:
- Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
- Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
- Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.
Основные положения Скорочтения
Обычный текст имеет большую долю избыточной информации. Авторы
специально разбавляют текст водой, чтобы он стал более понятен.
Обычный человек воспринимает смысл сразу нескольких слов, а может
быть и абзаца. Наладив связь с подсознанием, человек будет читать в несколько раз
быстрее.
Четкая жизненная цель подстегивает скорость читающего.
Во время чтения взять ручку и тупым ее концом выбивать определенный
такт(см ниже). Такт подобран таким образом, что он не может быть совместим с русской
речью
Важно чтобы сам читающий выбивал его. Первые минуты очень сложно таким образом
читать, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос затухает
Через 1-3
часа можно столкнуться с таким фактом, что читатель не может вспомнить все прочитанное.
Это походит через несколько часов непрерывного чтения подобным образом. Всего же
для полного пропадание артикуляции требуется (как написано в книге) около 20-ти
часов чтения подобным образом, хотя, все зависит от читающего. Теперь такт: (извиняюсь
за безграмотность в музыкальном деле, но по другому не могу) 1 2-3 4-5 6 7 8 т.е.
раз, раз-раз, раз-раз, раз раз раз. (при этом разница между 1 и 2 примерно 0,5 с,
а между 2 и 3 0,05 с. Таким же образом и дальнейшее простукивание) Вот и все высказанное
по этому поводу. До скорого
Самое быстрое чтение – это НЕ чтение.
Курсы скорочтения Васильевой
Упражнения для достижения скорочтения
Основы техник быстрого чтения
Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь
на очные курсы, однако, вы можете научиться быстро читать и самостоятельно,
скачав из интернета несколько бесплатных пособий.
Усовершенствуйте технику чтения и вы сможете расходовать меньше сил
на изучение книг, на которые раньше тратили много времени. Следуйте советам,
и вы увеличите производительность труда.
Как читать документы и другие скучные тексты
Действуя в соответствии с приведенной схемой, вы уменьшите усилия на
поиск нужной информации.
Прочтите введение. Прочтите оглавление. Составьте общее представление
о содержании документа до момента его чтения.
Прочтите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу
каждой главы.
Изучите примеры автора.
Прочтите с пятого на десятое интересные вам главы
Обращайте внимание
на примеры, и на выделения в книге.
Изучите предметный указатель. Уясните тезаурус и те понятия, которые используются в книге.
Изучите фрагменты текста, которые вам показались важными.
Делайте пометки на полях для лучшего запоминания текстов
Делайте пометки на полях книги. Пишите обзор в блоге. Формулируйте вопросы
автору книги. Благодаря записям и вопросам, прочитанный текст закрепляется
в сознании.
Тексты для скорочтения
Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные связи.
Тексты для скорочтения бывают:
- с пропущенными буквами;
- развернутые на 90 или 180 градусов;
- с разорванными и сдвинутыми строчками
- с полосками, решеткой или другими «шумовыми помехами»;
Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ребенка легко увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Некоторые из материалов можно подготовить самостоятельно — например, вырезать «решетку» из бумаги соответствующего формата и накладывать ее на страницы обычных книг.
Вот парочка полезных ресурсов:
- универсальные тексты для тренировки скорочтения;
- детские тексты для проверки скорости чтения.
История человечества насчитывает много тысяч лет
1. Количество накопленных данных растет в геометрической прогрессии. В Британской энциклопедии приведены следующие данные:
— со времен шумеров до 1900 года, то есть за 5700 лет, человечество накопило определенный объем информации;
— с 1950 по 1970 этот объем удвоился;
— с 1970 по 1980 это случилось во второй раз;
— в конце прошлого века это происходило каждые несколько лет;
— в начале ХХ1 Века – каждые 18 месяцев;
— к 2010-2012 году – каждые несколько недель.
Со времен создания печатных станков в 15 веке техника шагнула далеко вперед, а умение работать с информацией осталось практически на том же уровне. Объем научно-технической информации удваивается каждые 18 месяцев. Без навыка быстрого чтения освоить его невозможно. 90% людей не ориентируются в потоке информации, так как читают, независимо от образования и занимаемой должности, со скоростью 150-250 слов в минуту. Низкая скорость чтения сказывается неблагополучно на успеваемости школьников, учащихся средних специальных заведений, студентов вузов, держит в состоянии постоянного стресса специалистов».Британская энциклопедия
2
В процессе образования важно не развитие, а цель развития — создание гармоничного человека. Педагог уподобляется плохому ваятелю, если он, вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает лишнее, раздувает, искажает
Если ученик в школе не научился творить, то и в жизни он будет лишь копировать, подражать. Поэтому так важен в системе образования образ учителя.
Конечный продукт образования – Человек совершенный, целостный, в котором присутствует полнота всех достоинств.
А на что направлено современное образование? И отвечает ли оно этой цели?
Современная система образования не даёт целостного мировосприятия и мироощущения. Только набор академических знаний, причем порой противоречивых, которые нельзя применить в жизни. Например, в старших классах до сих пор изучают теорию происхождения жизни и человека. Ч.Дарвина, хотя все основные постулаты этой теории давно опровергнуты наукой.
Кроме того, в школе практически отсутствует работа над развитием образного мышления. Идет мощная загрузка левого полушария. Но ребенок строит модель мира, опираясь в первую очередь на те образы, которые он видит вокруг. Логическое мышление формируется значительно позже. Неудивительно, что концентрация внимания слабая, так как установлено, что мгновенное запоминание идет тогда, когда есть эмоции.
Нет эмоций без образов
Нельзя проявлять внимание к тому, что не интересно. Отсюда и большая двигательная активность у ребенка, так называемая гиперактивность
Ученик оканчивает школу или высшее учебное заведение, но у него нет образа, как дальше жить, к чему стремиться.
(Каструбин. «Ключ к тайнам мозга»)
3. «Метод концентрации внимания основывается на работе внешних центров управления движениями глаз, которые находятся в лобных долях коры больших полушарий мозга. При фиксации взгляда на точке в этих центрах происходит определенная статистическая работа, приводящая к усилению кровоснабжения в зонах регуляции произвольных движений глаз.
Систематические упражнения усиливают работу нейронов и увеличивают кровоснабжение в лобной доле — внешнем мозговом регуляторе поведения, управляющим всей нашей психической деятельностью.
В нижней части лобной доли находятся скопления нейронов, которые регулируют различные процессы, связанные с работой внутренних органов человека.
Таким образом, развивая клетки лобной коры, обеспечивая приток крови к этой области, человек приобретает возможность регуляции жизненно важных функций организма.
Лобные доли отвечают за уровень развития личности, обеспечивают творческую активность.
Все способы, влияющие на процессы функциональной организации нейронов в лобной коре, оказывают воздействие на волевые процессы, поведенческие акты, регуляцию работы внутренних органов, творческие возможности человека».
(Каструбин. «Ключ к тайнам мозга»)
Не совершайте эти ошибки
Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:
Называют малышу букву, а не звук
Например, «Пэ», «Нэ» и так далее. Это неверно. Названия букв из азбуки нужно произносить без дополнительного призвука: «К», «М»…
Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное правило и условие быстрого темпа чтения.
Складывают слоги из отдельных букв
Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.
Долго читают тексты
Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок из текста, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.
«Клиновидные таблицы»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Упражнения для обучения
Упражнения будут полезны и для взрослых людей
Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
Быстрое чтение. Концентрация
Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения.
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.
Урок по таблицам Шульта
Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.
Видеоинструкция
Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
Тренировка работы с таблицами
Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.
Советы как научиться читать быстро
Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
Новый взгляд на книгу
Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.
Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
Главное от Питера Кампа
Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.
Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр.
Важные правила чтения книг
В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.
Личный опыт
Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.
Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
Читайте слова наоборот (упражнение на концентрацию мыслей)
Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного
умственного труда.
Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым
использовать бесполезно теряемое время себе на пользу.
Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно
пытайтесь оперировать с более длинными словами.
Концентрируя внимание, вы можете выполнять работу быстрее и качественнее. Если вы начинаете отвлекаться, то и сами замечаете, что работа остановилась, да
и желание что-то делать пропадает
Начните с наблюдения за собой. Слабая способность
концентрироваться может выражаться по-разному. Один не может внимательно слушать,
что ему говорят.
Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи
мысленного чтения слов задом наперед.
Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить
его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например- «слово» — «оволс», «дорога»
— «агорд». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то вы мгновенно теряется
нить и вам приходится выполнять упражнение заново
Таким образом, вы можете тренировать
внимание
Подготовка
Попробуйте прочитать:
«По рзеузльаттам илссоевадний анлигсйокго унвиертисета, не вжнао, в каокм проякде в солве рсапжоолены бкувы. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне мгоут селдовтаь в аблосюонтм бсепордяке, все-рвано ткест без побрелм чтаитсея. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиаетм все солво цлиеком, а не кдаужю бкуву по отдльенотси».
Скорее всего, у вас получилось прочесть данный текст. Это можно сделать достаточно быстро, если не всматриваться в каждую букву. Главное, чтобы первая и последняя были на месте. Остальные могут располагаться в произвольном порядке. Мы видим целое слово, а не читаем его по буквам.
Прежде, чем приступать практическим упражнением, которые помогут в решении проблемы, как научиться быстро читать самостоятельно, проведите тщательную подготовку.
Шаг 1
Подберите тексты. Лучше, если это будут отрывки из биографии известной личности, художественной развлекательной литературы, юмористические рассказы, заметки путешественника.
Шаг 2
Выполняйте упражнения на расширение периферического зрения. Например, разминку «2-3-5», рекомендованную Павлом Палагиным.
Представьте, что ваш взгляд — это луч прожектора, и вы им управляете: можете сужать или расширять. Настройте таймер, возьмите ручку и книгу. Начинайте водить взглядом по строкам: 1-ю минуту по двум, затем увеличьте до трёх строк, 3-ю минуту охватите «лучом» пять строк
Пока неважно понимать смысл, главное — старайтесь четко разглядеть слова друг над другом
Шаг 3
Способность на долго концентрировать внимание — важная составляющая в отработке навыка, как научиться быстро читать книги. Поэтому тренируйте концентрацию внимания
Делать это можно при помощи разгадывания лабиринтов или головоломок. Хорошим показателем станет способность одним взглядом находить выход из лабиринта.
Шаг 4
Учитесь одновременному восприятию нескольких слов. Это поможет представлять образ целиком.
Возьмем предложение «Маша ела кашу». Если читать последовательно, то сначала мы видим Машу, потом представляем, как она ест, затем — кашу. Но совсем другое дело, когда при прочтении вы видите цельный образ: девочка ест кашу.
Тренировать навык можно с помощью «клиновидной таблицы». Сконцентрируйте взгляд на центральной строке. Затем учитесь охватывать взглядом боковые числа, громко называйте их. Цель — скользить взглядом вниз и видеть все цифры (справа и слева от центрального столбца) в строке.
Какое образование нужно нам, стране, обществу, миру?
К размышлению. Немного истории.
1. В 7 тысячелетии до новой эры жрецы определили, что: — качество жизни зависит от качества мыслительных процессов; — качество мыслительных процессов зависит от скорости мыслительных операций.
И были созданы методики, которые тормозят скорость мыслительных процессов. Только при этом условии социум является управляемым. Этими методиками мы пользуемся и по сей день в общеобразовательных школах и вузах. Именно в силу образования мы приучены удерживать информацию путем повторения, то есть зубрежки. Это причина, а следствие — долговременная память у большинства людей не работает. Система оценки привела к развитию деструктивного мышления. Жестко доминирует левое полушарие. Правое полушарие, отвечающее за наглядно-образную память, творческие способности, нестандартность мышления, целостность восприятия информации, не работает . Фрагментарно удерживая информацию, человек не видит развитие мыслей автора, тонет в поясняющей, дополняющей, иллюстрирующей информации, не умеет ее структурировать.
2. В средние века в японских школах самураев обучение продолжалось в течение многих лет. Попадали туда еще маленькими мальчиками
Наряду с боевыми искусствами шел активный психотренинг, систематически выполнялись упражнения, которые развивали скорость мыслительных процессов, быстроту реакций, память, внимание, оперативность мышления. Эти методики японцы тщательно оберегали , так как школы при дворах феодалов и при буддийских монастырях ожесточенно соперничали между собой
Ускоренного обучения не предполагалось. Месяцами выполняя эти однообразные упражнения , самураи достигали высочайших результатов. Постепенно системы превратились в широко разветвленную сеть и подготовка свелась к единоборствам как таковым.
3. Из лекции генерал-майора Петрова (Академия управления безопасностью).
Количественный состав населения/Содержание и качество образования:
5% — глобальное правительство 75 %
20%-суперэлита 20 %
75%-толпа 5%
Круг замкнулся:
5 правил скорочтения
Постановка цели. Предпринимая какое-либо действие, мы должны быть в состоянии ответить на вопрос, почему мы это делаем и чего хотим достичь в конечном результате. Чтение не исключение. Взяв в руки книгу, сначала задайте себе такие вопросы, как: « Почему я хочу прочитать эту книгу? » « Что я хочу узнать из нее? », « Какую информацию я ищу? » Помните, что цель должна быть ясной и конкретной. Сосредоточившись на ней, вы максимально подготовите свой ум и сконцентрируетесь на поиске нужной информации, благодаря чему процесс чтения пойдет быстрее. Устанавливая цель, вы даете сигнал своему подсознанию работать на вас. Работая с целью, вы значительно повысите скорость чтения и понимание текста.
Концентрация. Как говорят знатоки предмета, способность сосредоточиться только на одной задаче и довести ее до конца — один из фундаментальных навыков успешного человека. Концентрация — ключевой фактор эффективности любой работы. Без нее разум ускользает, и уровень понимания текста падает практически до нуля. С другой стороны, чем выше уровень вашей концентрации, тем эффективнее вы будете работать, и, следовательно, сделаете больше за короткое время. На уровень концентрации влияет ряд факторов, о которых можно узнать во многих публикациях. К ним относятся перерывы во время чтения, здоровое питание или обеспечение комфорта во время занятий, наведение порядка на рабочем месте, регулярное проветривания комнаты и т. д.
Чтение с указателем. Один из основных способов увеличить скорость чтения — использовать указатель. Это может быть ручка, палка или даже собственный палец. Указатель фокусирует взгляд, облегчает поиск следующей строки текста, задает ритм
Читая с помощью индикатора, вы повышаете свое внимание и концентрацию, и благодаря этому можете быстрее и легче запоминать текст. Кроме того, вы избегаете основной ошибки читателя, когда ваш взгляд возвращается к предыдущей части текста
Указание на текст — это естественный процесс, повышающий беглость и скорость чтения.
Разогрев. Каждому типу мышц нужна разминка, чтобы работать лучше. То же самое и с глазными мышцами. Один из способов попрактиковаться в них перед чтением — переверните страницу и помахайте указателем в виде s, или вопросительного знака. Начните с медленного темпа, затем постепенно увеличивайте его, пока не переместите указатель по страницам так быстро, как сможете их переворачивать. После такого упражнения вы, заметите, что поле зрения значительно увеличилось и обострилось. Сделать такую разминку стоит хотя бы за 5 минут до начала чтения, и затраченное время окупится многократно.
Ежедневная практика. Все действия, которые мы делаем в первый раз, кажутся либо совершенно неуместными, либо вообще неуместными. Практика необходима для выполнения данной задачи. Выполняя соответствующие упражнения, рекомендованные предметными экспертами, вы можете значительно расширить поле зрения и избежать сосредоточения внимания на отдельных словах, избавиться от вредных привычек и, наконец, ускорить темп чтения.
Не нужно быть гением, чтобы увеличить скорость чтения. Следуя упомянутым выше принципам, проявив немного воли и терпения, вы сможете достичь результатов выше среднего и развиваться более быстрыми темпами.
Скорочтение — ключевой навык в информационном обществе. Это позволяет получить новые знания и навыки за более короткое время и, таким образом, достичь большего в личной и профессиональной жизни.
Как освоить скорочтение ребенку и при этом все хорошо понимать и запомнить вы узнаете из видеоурока школы скорочтения и развития интеллекта Шамиля Ахмадуллина.
Ключевые навыки для высокой скорости чтения
Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:
способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
умение структурировать информацию, выделять главное;
большой объем оперативной памяти;
высокая скорость мышления.
Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.
Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.
Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте
Весомая часть популярных методик для скорочтения подходит взрослым и подросткам с одинаковым успехом, ниже мы предлагаем именно такие материалы.
Назови цвет
Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.
Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.
Чтение наоборот
Возьмите любой текст и попробуйте прочитать его наоборот — справа налево
Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению
Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.
Таблицы Шульте
Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. На ее основе разработано много онлайн-тренажеров по скорочтению, которые автоматически засекают время прохождения таблицы и перемешивают цифры и буквы для нового теста.
Что делать: попросите ребенка смотреть только в центр таблицы, словно охватывая ее всю взглядом, и отыскивать цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.
Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.
Заметки на полях
Суть этой техники в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.
Этим способом чтения пользовались многие известные деятели. Например, заметки Вольтера на полях прочитанных им книг даже были выпущены отдельным изданием. Конечно, для ребенка такая задача будет слишком сложной, но взрослым такая привычка точно пригодится.