25 сильных психологических фильмов, меняющих жизнь

Миллионер из трущоб

Жанр: драма, мелодрамаСтрана: Великобритания, США, ИндияВ ролях: Дев Патель, Фрида Пинто, Анил Капур, Саурабх Шукла, Махеш МанджрекарРежиссёр: Дэнни Бойл, Лавлин Тандан

Джамал Малик, 18-летний сирота из трущоб в Мумбаи, всего в одном шаге от победы в шоу «Кто хочет стать миллионером?» и выигрыша 20 миллионов рупий. Прервав игру, его арестовывает полиция по подозрению в мошенничестве. Откуда юнец, выросший на улице, может знать так много?

На допросе в полиции Джамал рассказывает печальную историю своей жизни: о пережитых приключениях вместе с братом, о стычках с местными бандами, о своей трагической любви. Каждая глава личной истории удивительным образом дала ему ответы на вопросы телевикторины.

Когда игру возобновят, инспектору полиции и шестидесяти миллионам зрителей захочется выяснить ответ только на один вопрос: зачем этот юноша, без явного стремления к богатству, решил принять участие в телепрограмме?

Смотреть фильм на Кинопоиске

Какие жанры мы смешиваем: какие эмоции любим испытывать одновременно?

Мое исследование началось с этой диаграммы и только потом углубилось. «Чистых» драм, триллеров и других жанров не так много. Большую часть списка составляют фильмы в двух-трех жанрах. Посмотрим, что говорит нам диаграмма о связях жанров друг с другом.

Первое, что мы видим: драма — единственный жанр, связанный в списке топ-250 с каждым из 20-ти. Почему?

Драма ассоциируется с конфликтом, а конфликт лежит в основе каждой «цепляющей» истории: когда люди наблюдают конфликт в кино, то относят фильм к жанру драмы.
Драмой часто считают любую эмоционально напряженную киноленту.
Серьезные темы (например, смерть) также для многих зрителей — это синоним жанра драмы.
«Горе необратимой разлуки, вызванной смертью, исторически было важнейшим жанром, хотя и называлось разными именами, такими как трагедия и мелодрама»

То есть исторически смерть — это центр человеческого интереса (сознательного и бессознательного), поэтому трагические истории всегда привлекают максимальное внимание.. Второй очевидной особенностью является преобладание числа криминальных драм в топ-250 над всеми остальными сочетаниями жанров:

Второй очевидной особенностью является преобладание числа криминальных драм в топ-250 над всеми остальными сочетаниями жанров:

  • 49 криминальных драм,
  • 22 «чистых» драмы,
  • 19 биографических драм,
  • 18 приключенческих драм,
  • 17 драматических триллеров и т.д.

Все умрут, а я останусь

Жанр: драма

Год: 2008

Режиссер: Валерия Гай Германика

Актеры: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Ольга Шувалова

Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь»

Три лучшие подруги, девятиклассницы Катя Вика и Жанна, с большим нетерпением ждут школьную дискотеку. У каждой из них примитивные, но обычные и понятные для подростков из глубинки желания: найти любовь, хорошо потусить и оторваться. Однажды Вика нахамила учителю математики, и подруги с ужасом поняли, что дискотеку теперь могут отменить.

Это фильм о взрослении в непростое время. Героями картины являются девочки-подростки из неблагополучных семей.

Алкоголь, мат, секс и драки представлены не как нечто из ряда вон выходящее, а как вещи вполне естественные.

Девчонки проходят “обряд посвящения” во взрослые, и пускаются во все тяжкие. Как ни странно, все их сумбурные и страшные действия – это крик о помощи.

Они не знают, что это такое – быть взрослым, а подсказать им некому. В итоге Катя отстаивает свои принципы кулаками, Вика пытается найти любовь, познакомившись с дегенератами, а Жанна старается завоевать уважение новых друзей через курение и алкоголь.

Сюжет нельзя назвать динамичным, а историю – захватывающей. Но все равно фильм смотрится с интересом. Потому что вопрос становления женщины в патриархальном обществе, как и вопросы взросления и конфликта поколений будут актуальны всегда.

Ночные игры (2018)

Список фильмов с интересным сюжетом и неожиданным концом продолжает комедия, получившая высокий рейтинг у зрителей и критиков. Молодая супружеская пара Энни и Макс обожают интеллектуальные развлечения и с компанией друзей регулярно устраивают ночные квесты.

Однажды организовать захватывающую детективную игру берётся высокомерный братец Макса, в качестве приза пообещав новенький автомобиль. Игроки воспринимают идею с энтузиазмом, а когда Брукса силой уводят ворвавшиеся громилы, пребывают в уверенности, что это часть головоломки. Постепенно участники квеста осознают, что произошло реальное похищение, которое придётся расследовать на полном серьёзе.

Оригинальное названиеGame NightЖанрБоевик, комедияАктерыДжейсон Бейтман, Рэйчел МакАдамс, Кайл Чандлер…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 6.9Возрастные ограничения18+

Эксперимент (The Experiment)

  • Страна: США

  • Режиссёр: Пол Шойринг (Paul Scheuring)

  • В главных ролях: Эдриан Броуди (Adrien Brody), Форест Уитакер (Forest Whitaker), Кэм Жиганде (Cam Gigandet)

Источником вдохновения для этого триллера стал настоящий эксперимент, проведённый в Стэнфордской тюрьме. В жестоком психологическом эксперименте участвовали 26 мужчин. Одним учёные дали роль заключенных, а другим — тюремных охранников. Всё происходит в пустой тюрьме и начинается достаточно невинно, но уже довольно скоро вещи начинают выходить из-под контроля.

Безработному Трэвису в исполнении Эдриена Броуди (как и другим участникам) обещают платить 1000 долларов в день за роль охранников и заключённых. Все они думали, что будет забавно играть свои роли, однако за решёткой даже самые невинные действия и слова могут сделать человека безумцем. До появления первой крови нужно не так уж и много времени.

Отличная немецкая версия фильма

Режиссёр: Оливер Хиршбигель (Oliver Hirschbiegel)

Стоит отметить, что есть и более ранняя но очень хорошая версия фильма, снятая в Германии. Она носит то же названия (нем. Das Experiment), однако участников эксперимента меньше – 12. Их также поделили на заключённых, которые обязаны соблюдать правила, и охранников, которые должны следить за порядком. Всё начинает выходить из-под контроля, когда на первый план вырывается человеческая природа. Учёные бесстрастно наблюдают за тем, как «надзиратели» пользуются своей властью, унижая «заключенных».

Предсказание

Жанр: драма, фантасмагория

Год: 1993

Режиссер: Эльдар Рязанов

Актеры: Олег Басилашвили, Ирен Жакоб, Андрей Соколов

Кадр из фильма «Предсказание»

Начало девяностых. Привокзальная цыганка сообщает известному московскому писателю Олегу Горюнову, что жить ему остается не более суток. Он не принимает предсказание всерьез.

Вернувшись домой, он встречает странного молодого человека, который удивительно похож на него. Юноша сообщает изрядно удивленному Горюнову, что он – это сам Горюнов, только моложе на 25 лет. Фильм поставлен по одноименной повести Эльдара Рязанова.

“Предсказание” можно назвать реквиемом по стране: режим гибнет, Россия агонизирует и находится на распутье.

В каждом кадре этого кино сквозят экономический коллапс и тревога людей за свое будущее, за жизнь своих детей. Неслучайно действие фильм происходит поздней осенью: мрачная погода символизирует гибель прежнего мира.

“Старый” Олег Горюнов и “молодой” Олег Горюнов символизируют разные эпохи и времена. Герой Басилашвили является консерватором (он один из тех, кого в будущем представители молодого поколения будут презрительно называть “совками”), но в то же время он мудр, честен и смел.

По странному стечению обстоятельств он встречается и знакомится с молодой женщиной. Между ними вспыхивает любовь. Согласно концепции фильма, именно любовь дает героям надежду на спасение. Именно она может спасти и рушащийся мир.

Герой Басилашвили понимает это, и остается там, где ему грозит неминуемая смерть – потому что здесь он родился и вырос, здесь у него родное кладбище, и здесь живет та, кого он полюбил.

Рязанову удалось создать на экране потрясающую атмосферу хаоса, тревоги и безысходности: вандалы на кладбище, танкисты, которые подрабатывают частным извозом, улицы, укрытые густым туманом… Все это создает ощущение нестабильности, смуты.

И тревожно от самого названия фильма: кажется, что в предсказании речь идет не только о конкретном человеке, но и о всей стране.

Есть в фильме и сатира. В одной из мизансцен домой к Горюнову приходит странный человек (Роман Карцев), и пытается уговорить его совершить самосожжение на площади в знак протеста против чего-то. Этот, чисто “рязановский” фрагмент, кажется удивительно современным и сегодня.

К звездам. Космическая фантастика

Главный «магнит» этого фильма с глубоким смыслом – Брэд Питт. Оправившись после громкого развода и дележа детей, он доказал, что вернулся в большое кино. И если бы ему не вручили «Оскар» за роль в «Однажды… в Голливуде», артисту стоило дать премию за фантастику «К звездам».

Инженер Рой, занимающийся космическими технологиями, чуть не погибает во время катастрофы на околоземной антенне. Придя в себя, герой получает предложение совершить длительный и небезопасный полет. Цель – космический корабль, «дрейфующий» на орбите Нептуна. Военные считают, что выбросы энергии, способные уничтожить жизнь на Земле, исходят оттуда.

У МакБрайда, согласившегося на миссию, личный интерес. На судне может оказаться его еще живой отец, отправившийся в экспедицию полтора десятилетия тому назад. Клиффорд с командой изучали Вселенную и искали «братьев по разуму», но экспедиция перестала выходить на связь, проект засекретили.

Рой не без приключений добирается до перевалочных пунктов: Луны и Марса, теряет попутчиков. Зато встречается с давно потерянным родителем. Короткий разговор помогает путешественнику пересмотреть взгляды на жизнь.

«К звездам» – стоящий фильм. Не простая космическая одиссея, а рассказ, как человек бежит от быта, проблем, родных, друзей, замыкаясь в своем узеньком мирке. Работа в стратосфере разрушила семью Роя, а полет к Нептуну был еще одним шагом к погружению во внутренний вакуум. Интроверт с «железной» выдержкой (даже, когда падает с околоземного сооружения, его пульс не превышает норму), он кажется самодостаточным.

Кадр из фильма

Однако эта броня дает трещину, после того, как персонаж посмотрел на себя со стороны. Отец тоже бежал, одержимый целью найти внеземную жизнь. И потерпел крах. Вот, если бы всем была дана такая возможность – поглядеться в нравственное «зеркало»! Наверняка удалось бы избежать многих ошибок и опрометчивых поступков.

Клифф (Томми Ли Джонс) не хочет назад, на родную планету, он боится оказаться рядом с теми, кто считает его монстром. Удержать дряхлого, утомленного одиночеством, старика не представляется возможным. И сын режет трос, словно пуповину, много лет незримо связывавшую этих двоих. МакБрайд младший понимает, что считал папу героем, работал на износ, чтобы казаться достойным памяти астронавта. И все это время искал смысл не в том. Поэтому, возвратившись домой, он попытается перевернуть страницу и начать ЖИТЬ. Разбить скорлупу и наслаждаться каждым отпущенным мгновением рядом с любимыми.

Фото за час (One Hour Photo)

  • Страна: США

  • Режиссёр: Марк Романек (Mark Romanek)

  • В главных ролях: Робин Уильямс (Robin Williams)

В небольшом торговом центре мужчина по имени Сай Перриш работает в фотостудии. Он настоящий перфекционист, обожающий свою работу и уважающий все пожелания клиентов. У него есть множество постоянных клиентов, включая одну обычную семью во главе с Уиллом Йоркином. 

На протяжении многих лет Сай проявлял их семейные фотографии, наблюдая, как развиваются их отношения на снимках и создавая для себя нездоровую привязанность к этой семье. Но, когда в его руках оказываются доказательства того, что Йоркин изменяет своей жене, его и без того ненадежное психическое состояние даёт сбой.

Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017)

Номинированная на Оскар психологическая драма с элементами комедии о войне, которую объявила простая жительница провинциального городка местной полиции. Юная дочь Милдред Хейз была жестоко убита по дороге из дома в соседний Эббинг и за семь месяцев расследование не сдвинулось с места. На деньги, вырученные от продажи машины экс-супруга, Милдред арендует три билборда, размещая на них обвинение полиции в бездеятельности. Ни шериф Уиллоби, ни его садист-помощник Диксон не могут заставить гражданку утихомириться.

Оригинальное названиеThree Billboards Outside Ebbing, MissouriЖанрДрама, криминалАктерыФрэнсис МакДорманд, Сэм Рокуэлл, Вуди Харрельсон…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 8.2, IMDb – 8.2Возрастные ограничения18+

Что мы чувствуем

Фильмы в разных жанрах, сгруппированные по характерным эмоциям зрителей.

На основании ряда исследований (ссылки на источники — на последней странице инфографики), фильмам в каждом жанре присущи определенные эмоции. Конечно, каждый фильм у разных людей может вызывать разный набор эмоций и их большое количество, но существует «маст-хэв» жанра — центральное настроение, которое стремятся создать при съемках фильма. Ученые определяют такое настроение разными способами: проводят опросы, сканируют мозг людей (МРТ), записывают движения глаз, собирают впечатления в рецензиях и эссе к фильмам.

Эмоции в некоторых жанрах совпадают (или сходны в сути), на этом основании их можно сгруппировать. Кроме того, для удобства восприятия я ограничил спектр до 2–4 эмоций.

Получаем 8 крупных групп:

  • печаль, беспокойство, эмпатия — драма, преобладающий жанр и группа эмоций, 179 фильмов в топ-250;
  • ярость, волнение, агрессия, смелость — «фильмы-действия»: приключения, экшн / боевик, военный, вестерн, спорт, 118 фильмов;
  • «саспенс» (~тревожное ожидание чего-то неизвестного), страх, «удовольствие вины» — криминал, детектив, фильм-нуар, 94 фильма;
  • интерес, удивление — фильмы, показывающие нечто неожиданное, непривычное: научная фантастика, фэнтези, анимация, история, 77 фильмов;
  • веселье, удовольствие — 42 комедии;
  • страх, тревога — 40 триллеров и хорроров / ужасов;
  • любовь, забота, счастье — романтические и семейные фильмы, мюзиклы (38);
  • любопытство, восхищение — 25 фильмов-биографий.

Интерпретацию результатов читайте в моей статье на Лайфхакере.

Сплит (2017)

  • Оригинальное название: Split
  • Год: 2017
  • Страна: США, Япония
  • Длительность: 117 мин.
  • Режиссер: М. Найт Шьямалан
  • Жанр: ужасы, триллер
  • В главных ролях: Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Иззи Коффи, Брэд Уильям Хенке, Себастьян Арселус, Нил Хафф, Уки Вашингтон
  • Возраст: 16+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 6,96

Cредь бела дня с многолюдной парковки незнакомец похищает трёх школьниц. Они приходят в себя в закрытом помещении, а в душе владельца таятся 23 лика страха. Сменяя друг друга, личности ведут обычную для них жизнь — работают и ходят к психотерапевту, периодически напоминая пленницам, что они дожидаются 24-ю личность, которая скоро явит себя миру.

Опасный метод, A Dangerous Method, Великобритания, Германия Канада, Швейцария, 2011 год

Фильм «Опасный метод» Дэвида Кроненберга был одним из самых ожидаемых для любителей психологического кино. Еще бы!

Это история о странных, страстных, порой шокирующих взаимоотношениях основоположников психоанализа Зигмунда Фрейда и Карла Юнга с пациенткой Сабиной Шпильрейн (ее сыграла Кира Найтли).

Для поклонников психоанализа это просто клондайк.

В течение всего фильма ошеломленный зритель наблюдает, как  Шпильрейн из истерички с конверсионными симптомами превращается в любовницу Юнга.

Реальная история треугольника Фрейда, его ученика (а впоследствии соперника) Юнга и Сабины Шпильрейн остается темным местом для исследователей.

Сабина Шпильрейн после лечения сама стала психоаналитиком и издала несколько весомых в научных кругах монографий.

Почему стоит смотреть?

Если вы не знаете, что такое истерическое расстройство, откуда у женщин могут возникать мазохистские склонности и при чем тут феминистская теория о культуре гендерного насилия, – этот фильм для вас.

Вторая линия в картине – это эдипов конфликт между Юнгом и Фрейдом. Суть эдипового комплекса в психоанализе – это желание овладеть женщиной отца, и тем самым победить и превзойти его.

Юнг именно это и делает: противостоит Фрейду (своему учителю и символическому отцу), конкурирует за женщину и даже разрабатывает в психоанализе собственное направление.

Помимо исторической ценности, картина попала бы в рейтинг «Лучшие фильмы о мужской психологии» за точную демонстрацию желания мужчин побеждать и конкурировать.

Жанры и их влияние

Просмотр романтических картин сближает влюбленные пары

В связи с тем, что многие фильмы направлены на познание происходящего посредством переживаний различных эмоций, то существует риск нейтрализации инстинктов, подавления чувствительности.

Задумываясь о том, как фильмы влияют на человека, важно понимать, что в этом вопросе немаловажное значение имеет то, какому жанру было отдано предпочтение

Фильмы ужасов, триллеры. У многих людей сложилось мнение, что такие жанры негативно влияют на психику, вызывая фобии или приступы агрессии. Однако, некоторые ученые убеждены, что мозг человека осознает, что происходящее на экране — это лишь игра актеров. Любители фильмов ужасов испытывают недостаток адреналина в своей жизни. При просмотре ужастика учащается сердцебиение, повышается давление, интенсивнее вырабатывается пот, а подобные проявления улучшают поступление кислорода к мозгу, ускоряют метаболизм, усиливают иммунитет. Но в данном случае речь должна идти исключительно о дозированных просмотрах, а не о постоянных пересмотрах страшных картин

Важно знать и о том, что подобные фильмы способны пробудить страхи, пережитые в прошлом, обострить болезненные точки. Исследователи данного вопроса также предполагают, что у некоторых личностей могут возникать нежелательные последствия от просмотра подобных картин, обусловленные генетической предрасположенностью, особенностями менталитета или индивидуально-типологическими возможностями.
Фантастические фильмы

Многие считают, что фантастические картины никоим образом не могут навредить, ведь они просто расширяют сознание человека, раздвигают границы действительности. Однако, они способствуют ожиданию чего-то нереального в повседневной жизни. Просмотр подобного фильма может привести к непониманию, почему в реальном мире нельзя любые проблемы решать каким-то чудодейственным способом. Погрузившись в мир фантастики, у индивида может притупиться чувствительность, он перестанет адекватно реагировать на происходящее вокруг, то есть человека может так поглотить выдуманный мир, что у него пропадет связь с действительностью.
Боевики. Оказывают особое влияние на подростков и инфантильных личностей. В таких картинах, как правило, демонстрируется, что сила решает все проблемы. Создается устойчивая взаимосвязь: кто сильнее, тот и победитель. При этом упускается ценность таких качеств, как дружеские отношения, чуткость, ум, сопереживание, вежливость. Глядя на таких киногероев, у детей, подростков и психологически незрелых взрослых может возникнуть желание подражать любимым персонажам. А в реальной жизни это не приведет ни к чему хорошему. Кроме того, такие картины снижают силу воли, способствуют выходу необоснованной агрессии. Индивид, который регулярно смотрит боевики, в какой-то момент может решить, что его окружают враги, не исключено развитие социофобии.
Комедии. Просмотр комедийных картин приводит к выработке эндорфинов (гормонов счастья), что благоприятно влияет на человека, улучшает его эмоциональное состояние, помогает справляться со стрессом, повышенной тревожностью, стимулирует укрепления иммунитета. В психотерапии даже существует такое явление, как кинотерапия (на пациента воздействуют просмотром картины с положительным сюжетом), способствующая развитию позитивного мышления, правильного отношения к себе и окружающим.
Просмотр мелодрам погружает людей в грустные эмоции. Человек ассоциирует себя с похожим персонажем, появляются негативные мысли, попытки оправдать свои поступки, возможно, появление самокопания.
Просмотр романтической картины в большинстве случаев благоприятно сказывается на самочувствии человека, снижая уровень стресса, обостряя любовные чувства. Однако, если подобную картину смотрит одинокий индивид, который зациклен на своем одиночестве, то подобная картина еще сильнее усугубит его психологическое состояние, вызвав серьезную депрессию. А кто-то, подсев на романтические картины, решит, что необходимо ждать такую любовь, которую он увидел на экране, а в реальной жизни такого может и не быть.

Просмотр фильма ужасов может негативно сказываться на психике человека, вызывая повышенную тревожность, недоверие к миру, развивать фобии, способствовать появлению ночных кошмаров, бессонницы.

Прочь. Триллер

Дебютную ленту бывшего комика и стэндапщика Джордана Пила стоит посмотреть хотя бы даже из-за того, что фильм «сломал» оскаровскую традицию. Академики не любят выдвигать и тем более награждать картины «низкого» жанра, к каковым относятся тяготеющие к ужасам триллеры. Но у «Прочь» три номинации (в том числе, «главная», за лучший фильм года), а режиссер и автор сюжета Пила получил премию за оригинальный сценарий.

Затейник Джордан облек происходящее с главным героем Крисом Вашингтоном (Дэниел Калуя) в столь завуалированную «оболочку», что у зрителей рождались самые безумные идеи. Однако смысл фильма становился понятен далеко не сразу.

Темнокожий фотограф отправляется на «смотрины» к родителям подружки Роуз. Обеспеченные интеллигентные доктора живут в уединенном поместье. Белым хозяевам прислуживают афроамериканцы, часто впадающая в прострацию кухарка и крепкий разнорабочий.

Когда в усадьбу собираются гости, дочь слабо протестует, а потенциальный зять настораживается. Богачи ведут странные разговоры и восторгаются «экстерьером» Криса. Вот тут-то аудитория и начинает подозревать торговлю людьми, сексуальное рабство (эту версию озвучивает и один из персонажей) и даже каннибализм.

Ситуация становится совсем уж пугающей, когда не по годам чопорный парень «слетает с катушек» и призывает Вашингтона «бежать прочь». Но этот внезапный порыв сменяется кучей извинений. А тем временем пожилые приятели делают таинственные ставки.

Конечно, произошло то, чего ждала испуганная аудитория: фотограф крепко привязан к креслу и скоро произойдет непоправимое. Однако ему удается освободиться, используя нетривиальный метод.

Кадр из фильма

Пил вдоволь наигрался с «расовыми различиями», превратив сюжет в сатирический абсурд. Но больше всего критиков позабавило, что Крис получил возможность разорвать путы с помощью предмета, который раньше порабощал чернокожих американцев. Вата – та самая, что производится из хлопка. Рабы умирали на плантациях, собирая початки под палящим зноем. А Вашингтон обрел свободу в зловещем подвале, вытащив клочки из прохудившихся подлокотников кресла.

Это кино хочется пересмотреть – для того, чтобы разглядеть ранее не бросившиеся в глаза подсказки (например, трофейные оленьи головы на стенах). И потому что только на повторном «сеансе» в полной мере понимаешь, что фильм – со скрытым смыслом.

Третий в нашем списке – фильм «Пенелопа» (2006 год)

Сказочная история о девушке, которая при рождении получила «в дар» семейное проклятие. Она умна, мечтательна и интересна, но вынуждена скрывать один недостаток – поросячий нос. Избавиться от него можно только выйдя замуж за того, кто полюбит её (классический сказочный расклад). Но как же это сложно, когда все претенденты сбегают, лишь взглянув на будущую невесту. И вот появляется Макс – милый, обаятельный парень, с которым у Пенелопы так много общего, но они общаются через специальное стекло. Девушка чувствует, что он – тот самый. Что же будет, когда принц наконец увидит свою избранницу?

Этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Можно сказать, что перед нами сказка «Красавица и чудовище», только со сменой ролей. «Пенелопа» — это история о том, что не нужно бояться быть собой, дружить, любить, верить в лучшее. Не надо бояться просто жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector