Обучение персонала: как его внедряют российские компании

Содержание:

Дирекция МФЦ: диалоговые тренажеры — шаг к успешному взаимодействию с клиентами

Мы приходим в МФЦ и ожидаем, что нам помогут практически по любому вопросу, связанному с госуслугами. Истек срок действия паспорта? Нужно поставить ребенка в очередь в детский сад? Идем в МФЦ.

В республике Марий Эл такие услуги оказывают в 88 подразделениях. Перед руководством компании, соответственно, встают логичные вопросы. Как быстро и эффективно обучить новых сотрудников? Как помочь им разобраться в сотне предоставляемых услуг? Как скоординировать работу всех структурных подразделений? Как привести к единому стандарту знания и навыки работников?

Диреция МФЦ нашла подходящий вариант: в компании разработали диалоговые тренажеры, серию обучающих видео, тесты с помощью iSpring Suite. Более 200 сотрудников МФЦ по всей республике уже прошли обучение в системе дистанционно.

Какие задачи бизнес решает через обучение?

Зачастую готовые образовательные продукты собраны под широкую целевую аудиторию, например, курс по программированию на Java может иметь 10-100 вариантов содержания, целевой аудитории, области применения и еще огромного количества скучных и неинтересных параметров.

Простыми словами: не каждый сотрудник, прошедший через готовый образовательный продукт, сможет затем помогать работодателю уникальными знаниями и решать нетривиальные задачи. Часто самая широкая целевая аудитория — те, кто совсем ничего не понимает в предмете и хочет о нем узнать.

Кастомизированное обучение (разработанный с нуля или адаптированный под конкретную потребность отдельного юнита курс) — кладезь решений для бизнеса. Обучая сотрудников, можно влиять абсолютно на все показатели бизнеса любого размера: от повышения объемов продаж до уменьшения количества обращений в службу поддержки. Главное — четко понимать потребность, цель и задачу.

Организация обучающего процесса

Чтобы повысить эффективность бизнеса и организоваться
обучение сотрудников, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

Определите цели и задачи обучения. Решите, каких результатов вы хотите добиться: улучшить качество работы, повысить мотивацию персонала, подготовить работников к новым обязанностям.
Выберите форму, разновидность и методику обучения. Выше вы ознакомились со всеми форматами обучения персонала. Исходя их поставленной цели, выберите наиболее оптимальный вариант обучающего процесса.
Теперь пришло время искать курсы и компании, проводящие обучение. Ищем в интернете лучшие компании, специализирующие на обучении в вашем секторе.
Ведем переговоры с ними, подбираем тренеров, разрабатываем стратегию обучения

на этом важно четко обозначить ранее подготовленную цель, расписать свои пожелания, ожидания.
Когда программа обучения будет готова, внимательно с ней ознакомьтесь. если необходимо, внесите правки, попросите изменить

Выберите место проведения. Либо у себя в офисе, либо на территории обучающей компании.
Проводим обучение персонала, следим за вовлеченностью и реакцией сотрудников, собираем рецензии.
Оцениваем результаты пройденного материала по производительности и эффективности персонала.

Осторожно! Ученик!

Нередко учебные заведения направляют учащихся на практику. Где-то принято работать с конкретными предприятиями. Вузы заключают договора, обязывающие принимать учеников (иногда наоборот – компании борются за то, чтобы будущие специалисты шли к ним работать). Большинство государственных университетов, институтов и профтехучилищ отправляют студентов на вольные хлеба, и те договариваются о практике самостоятельно.

В любом случае в организацию приходит еще не профессионал, а только ученик, который должен испытать теоретические знания на практике, поэтому есть некоторые ограничения. Как правило, за студентом закрепляют наставника, который отвечает за его обучение и руководство. Он же выставляет оценки, пишет замечания в дневнике практикума и характеристику по итогам работы.

Как принять на работу студента

Порядок разный в зависимости от того, сам пришел практикант или по направлению учебного заведения, с которым уже есть договор, и какую именно практику, учебную или производственную, он проходит.

Если студент пришел сам, то можно просто заключить с ним срочный трудовой договор, указав, что он действует на время прохождения практики, в качестве подтверждения студент предоставит сведения об этом с места учебы. В статье 59 ТК есть даже отдельный абзац, подтверждающий это право.

Важно! Субъекты малого предпринимательства, в т. ч

ИП, могут заключать срочные трудовые договора с любыми сотрудниками, если численность персонала работодателя не превышает 35 человек (розница и бытовое обслуживание – 20).

В таком случае ученик оформляется на работу как обычный работник, с определенными ограничениями (поскольку обучение не закончено, как правило, работодатель не дает возможности работать без надзора наставника).

  • Заводится (если нет) трудовая книжка, карточка учета Т-2.
  • Проводится инструктаж по технике безопасности.
  • Выдаются СИЗ и спецодежда при необходимости.
  • Если работа подразумевает прохождение обязательного медосмотра, то студент также должен его пройти.

Аналогично нужно поступить, если пункт о принятии студента на работу есть в контракте с вузом или техникумом и если студент проходит производственную практику.

Обратите внимание! Учебная – это практика, не подразумевающая активного участия в работе, она лишь знакомит ученика с рабочим процессом, технологией, методами работы и не требует от него выполнения каких-либо рабочий функций. Производственная – фактически работа в обычном режиме с вовлеченностью в процесс

Если есть договор с учебным заведением или работодатель готов его заключить, то прием на практику осуществляется на его основе. Причем время стажировки оплачивается в зависимости от установленных условий. Студент приходит с направлением, в котором указана ссылка на контракт, вид практики, ее продолжительность и другие основные данные.

Процесс работы и увольнение

Следует отметить, что на студента распространяются определенные ограничения Трудового кодекса. Например, сокращение рабочего времени.

Несовершеннолетних нельзя направлять в командировки, ставить в ночные смены или на работу в выходные и праздники. Также запрещено привлекать их к сверхурочной, вредной или опасной работе (ст. 268, ст. 96, ст. 99, ст. 265 ТК). Студент увольняется в общем порядке, или практика просто заканчивается в соответствии с выданным ранее направлением, в зависимости от того, заключался с ним трудовой договор или нет.

7 советов, как повысить эффективность удаленного обучения

Теперь, когда вы знаете, как запустить удаленное обучение, самое время пойти дальше и выжать максимум из этого мероприятия. Вот несколько советов, как повысить эффективность удаленного обучения: 

1. Разработать эффективное расписание тренингов 

Когда у сотрудников перед глазами есть понятное и адекватное расписание тренингов, им проще вписать обучение в свои планы — а, значит, посещаемость будет выше. 

Хорошо продуманное расписание учитывает занятость всех участников тренинга. Вести такое расписание удобно в СДО. Это избавит вас от необходимости вести множество файлов, таких как табель посещаемости, предстоящие мероприятия, описания курсов.

Календарь тренингов и онлайн-семинаров в iSpring Learn

2. Создать чек-лист с ключевыми тезисами и этапами тренинга

Проведение тренинга — дело ответственное и хлопотное. Вам нужно подготовить контент, проверить доступы, спланировать сценарии взаимодействия. Чтобы за множеством дел не забыть главного, рекомендуем составить чек-лист, в котором будут прописаны ключевые моменты тренинга, о которых нельзя забыть. 

Пример чек-листа с основными этапами и тезисами для тренинга по работе с рассерженными клиентами

3. Заручитесь технической поддержкой  

Кто поможет, если учащийся не может получить доступ к тренингу или VPN постоянно выкидывает вас из беседы с 20 студентами? 

Техническая поддержка — залог успешного удаленного тренинга. Заранее обговорите с IT-специалистом, что может пойти не так, а при возможности попросите его быть онлайн хотя бы в начале тренинга, чтобы оперативно разобраться с возможными неполадками.

4. Продумайте сценарий первого взаимодействия 

В контексте удаленного взаимодействия, лучше переборщить с уведомлениями и напоминаниями, чем потерять слушателя просто потому, что приглашение на тренинг затерялось где-то во входящих. 

Поэтому отправьте письмо с приглашением и ссылкой на тренинг за несколько дней до начала.

В письмо-приглашение можно также добавить скриншот виртуального класса — чтобы морально подготовить учащегося. Кроме того, можно подготовить для слушателей курса небольшую шпаргалку по функциям платформы, на которой будет проходить тренинг: например, как выключить микрофон, как поднять руку и где находится чат. 

Отправьте следующее напоминание вечером накануне тренинга, и еще одно — за несколько минут до начала. 

Пример письма-приглашения на тренинг

Обязательно проверьте доступ ко всем платформам и системам за час до тренинга. Процесс входа на учебный портал поэтому он должен быть приятным и плавным для пользователя — ведь этот этап задает тон всему тренингу. Здорово, если на протяжении мероприятия в сети будет находиться ваш помощник — для решения разных технических вопросов.

5. Начните с небольшого инструктажа 

В начале тренинга стоит рассказать о правилах взаимодействия в онлайне и вкратце объяснить, как будет построена работа. Вот несколько советов для начального инструктажа:

  • Расскажите, что делать, если пропала связь. Например, написать в чате помощнику. 
  • Попросите выключить микрофон, пока выступает лектор. 
  • Объясните, как задать вопрос. Например, воспользоваться функцией «поднять руку» или, опять же, написать в чате. 
  • Напомните выключить звук на телефоне
  • Попросите закрыть почту и другие окна на компьютере. 

Еще в начале тренинга можно отобразить экран со списком полезных функций. 

Пример стартового слайда для тренинга

6. Оставайтесь на связи и назначьте график консультаций

По окончании тренинга, не отключайтесь сразу: предложите учащимся задать вопросы, поделиться мнением о встрече и сдать домашние задания. Сориентируйте учащихся, когда можно застать вас онлайн, если у них возникнут еще вопросы.

7. Мотивируйте учащихся

В удаленном обучении людям часто не хватает личного контакта с тренером, и с этим ничего не поделаешь. Что вы можете сделать — так это найти другие способы мотивировать учащихся. Например, можно выдавать сертификаты о прохождении курса — как доказательство стараний учащегося.

Пример сертификата об окончании курса

А если ваша СДО поддерживает геймификацию, этим тоже стоит воспользоваться. Формируйте рейтинги учащихся и выдавайте значки.

Геймификация в iSpring Learn — рейтинги стимулируют учащихся проходить дополнительные курсы, чтобы получить больше баллов и подняться в списке

Роль сотрудников в обучении персонала

Сотрудники также играют жизненно важную роль в создании позитивной культуры обучения. Вы можете это в них возродить, но также, вы можете искать данную черту в процессе найма.

Есть три основных действия, с помощью которых вы можете поспособствовать развитию культуры обучения для новых сотрудников:

  • Во-первых, они хотят учиться, используя возможности для роста и совершенствования. Это включает использование доступных им учебных ресурсов, а также самостоятельный поиск других источников. Вы можете усилить такое поведение, упростив поиск и доступ к своим учебным предложениям. Это могут быть различные статьи, выступления экспертов, конференции, сертификаты и другие надежные ресурсы.
  • Во-вторых, они берут на себя ответственность за собственное профессиональное и карьерное развитие. Они проявляют инициативу, стремясь получить обратную связь, просят выделить наставника и развивают навыки, необходимые для работы на следующем уровне. Вы можете предоставить информацию о навыках и компетенциях, необходимых для каждого уровня ролей, и предложив учебные ресурсы по обратной связи, коучингу и наставничеству как для сотрудников, так и для руководителей.
  • В-третьих, они поддерживают новичков и коллег в их обучении. Они делятся знаниями, а также предоставляют важную и конструктивную обратную связь. Они способствуют созданию среды, в которой безопасно рисковать и совершать ошибки.

Когда вы работаете над созданием позитивной культуры обучения, можно обучать команды с помощью следующих четырех компонентов:

  1. Оценка, которая помогает им понять и оценить свои сильные стороны.
  2. Тренинг эмоционального интеллекта с упором на самоконтроль и сочувствие.
  3. Исследование психологической безопасности и того, как ее совместить. Это включает в себя, как давать и получать конструктивную обратную связь, и как вести сложные беседы.
  4. Инструменты для эффективного взаимодействия и почему они отличаются от сотрудничества и координации.

Выполняя эти действия, вы поможете своим сотрудникам сыграть свою роль в развитии бизнеса, так как внутреннее развитие очень важно для организации, поскольку оно способствует вовлеченности и моральному духу сотрудников. Но вы также должны убедиться, что привлекаете новые таланты, которые соответствуют вашей культуре обучения

Когда вы набираете людей на работу и проводите собеседование, отдел кадров ищет тех, у кого есть установка на рост, которые уже демонстрируют жажду обучения и желание расти. Доказательства этого должны быть указаны в их резюме в виде курсов, сертификатов и конференций.

Посмотрите, являются ли они членами каких-либо профессиональных ассоциаций и брались ли они за какие-либо сложные проекты. Предполагает ли траектория их карьеры, что они взяли на себя новый уровень ответственности и развили более продвинутые навыки? Вы также можете включить вопросы во время подачи заявления на вакансию и во время собеседования, которые дадут вам информацию об их стремлении к обучению и их мышлении.

Почему важно обучать персонал

Разберемся, почему важно постоянно развиваться и
вкладываться в развитие своей команды. Фактор №1: Изменения

Мы живем в век технологий. Постоянно выпускается новая техника, мощное оборудование, более функциональные программные обеспечения. Сотрудники обязаны уметь эффективно работать с технологическими новинками, быстро перестраиваться и шагать в ногу со временем

Фактор №1: Изменения. Мы живем в век технологий. Постоянно выпускается новая техника, мощное оборудование, более функциональные программные обеспечения. Сотрудники обязаны уметь эффективно работать с технологическими новинками, быстро перестраиваться и шагать в ногу со временем.

Фактор №2: Конкуренция. Рынок растет и развивается, появляются новые компании, специалисты, конкуренция растет в геометрической прогрессии. Чтобы не только оставаться на плаву, но и занимать лидирующие позиции в своей нише, необходимо быть лучше, подготовленнее и осведомленнее остальных.

Фактор №3: Рациональность. Намного рациональнее и эффективнее обучить имеющийся персонал, а не нанимать новых сотрудников. Поиск новых специалистов занимает время и ресурсы. Новичков надо вводить в курс дела, знакомить с обязанностями и спецификой работы вашей компании. Чтобы избежать траты времени и средств, логичнее и экономнее повысить квалификацию своих сотрудников.

Фактор №4: Мотивация. Новые знания не только делают труд работников более эффективным, улучшает показатели, но и заряжает их мотивацией. Заниматься монотонным трудом, используя одни и те же способы решения проблем, навевает скуку и удручает. Новые методы, ракурсы рассмотрения, тип мышления и др. помогают персоналу иначе взглянуть на свои рутинные обязанности и делают работу интереснее, а ее качество выше.

Фактор №5: Личностный рост. Обучение персонала подразумевает и обучение руководителей. Это позволит вам тоже стать лучше и профессиональнее. Как известно, окружение определяет человека. Чем умнее ваши сотрудники, тем умнее становитесь вы.

Фактор №6: Выгода. Улучшение показателей эффективности и качества работы компании, позволит повысить общую прибыль и назначить премии сотрудникам, а деньги – отличная мотивация к росту.

Фактор №7: Взаимодействие. Обучение персонала не всегда нацелено на профессиональные навыки, предметом изучения могут стать взаимоотношения на работе, слаженность и сплочённость, умение работать в команде

Сотрудничество – важнейшая часть в коллективном труде, поэтому важно уметь взаимодействовать друг с другом ради достижения общей цели

Основные методы обучения персонала, их достоинства и недостатки

Учитывая отечественный и зарубежный опыт, были разработаны основные понятия и концепции обучения персонала.

  1. Концепция, предполагающая специализированное образование, которое направлено на текущий момент или в сторону ближайшего будущего, и имеет непосредственное отношение к определенному рабочему месту. Эффективность такого обучения не слишком долговечна, но действует положительно на сотрудника, поддерживая его самоуважение и помогая сохранить рабочее место.
  2. Необходимо упомянуть концепцию, направленную на многопрофильное образование, которое дает возможность сотруднику быть мобильным и востребованным в нескольких областях его деятельности. И хотя такой подход достаточно выгоден для компании, но в действительности попутно появляется рискованная ситуация, создающая условия для повышенной текучести кадров.

Концепцию, направленную на личностные качества, можно кратко описать как совершенствование развития персонала в соответствии с природными качествами работника. Данный системный подход имеет отношение в первую очередь к сотрудникам, обладающим склонностью к определенным видам работы: управление, образование подчиненных.
Каждая уважающая себя компания в своей деятельности использует современные методы обучения персонала.

Обучение на рабочем месте

Подготовка или переподготовка может проводиться и непосредственно на месте, в рабочее время. В таком режиме формируются навыки необходимые непосредственно для выполнения порученной работы и не затрагивается свободное время. Вся полученная теория тут же применяются на практике, ошибки разбираются, действия корректируются. Основными способами являются:

  • инструктаж — получение общей информации, необходимой для выполнения работы;
  • наставничество — к новому работнику прикрепляется опытный наставник, контролирующий качество выполнения работы;
  • стажировка — отработка практических навыков после получения теоретических знаний внутри компании или за ее пределами;
  • «делай как я» — работник копирует и запоминает действия опытного специалиста;
  • делегирование — передача права принимать самостоятельные решения в рамках поставленной задачи.

Оценка системы обучения и развития персонала

Важным этапом является оценка результатов. По ее итогам возможно дальнейшее совершенствование системы обучения персонала. Для оценивания необходим некий эталон, с которым будет производиться сравнение. В современном образовании для этого используют подход, который будет полезен и при подготовке сотрудников — модели компетенций.

Компетенция — это набор качеств, знаний, умений и навыков, совокупность которых определяет поведение на определенной позиции. Например, для управленческого персонала главными компетенциями будут планирование задач и контроль их исполнения, а для продажников — клиентоориентированность и умение вести переговоры. Компетенцию следует отличать от схожего по звучанию термина «компетентность», подразумевающего лишь владение необходимыми знаниями и умение их применить.

Целью образования при таком подходе ставится формирование не отельных знаний и умений, а именно их совокупности — компетенции. Соответственно, оценка эффективности подразумевает проверку того, насколько сформирована та или иная компетенция. Плюс использования компетентностного подхода еще и в том, что у самих работников появляется понимание того, что от них требуется, а значит и мотивации к получению новых умений.

Успешное обучение персонала невозможно без выстраивания четкой системы, включающей в себя модели компетенций, способы их формирования и критерии оценки. Этот сложный и достаточно затратный процесс со временем начнет приносить вполне ощутимый результат. Эффект выражается в том, что из инструмента адаптации одного конкретного работника, система подготовки кадров превращается в инструмент развития всей организации в целом. Что дает ей серьезное конкурентное преимущество, особенно в сложных экономических условиях.

Кейсы

Цель метода — научить анализировать и структурировать информацию, выделять ключевые проблемы, искать альтернативные пути решения. Слушателям предлагают сложную, но типичную для их работы ситуацию, и ставят ряд вопросов или дают задание.

Как составить кейс для эффективного подбора персонала

Кейс-метод эффективен, но сложен: многие рекрутеры используют кейсы неправильно и в результате допускают грубые ошибки при подборе персонала. Мы

Плюсы:

  • Помогает разобраться с конкретными проблемами сотрудников. Пример: с помощью тайных покупателей можно проанализировать работу менеджеров по продажам и предложить в качестве кейсов ситуации, когда менеджеры не справлялись со своими обязанностями.
  • Каждый участник может сопоставить свое мнение с мнением коллег и понять, как действовать лучше.
  • Работа только с практикой — все решения можно сразу использовать в профессиональной деятельности.
  • Индивидуальный подход к работникам: они смогут получить ответы даже не те вопросы, о которых не задумывались или которые боялись задать.
  • Высокая степень активности участников — а значит, и высокий уровень усвоения информации.

Минусы:

  • Обсуждение нужно правильно организовать, иначе оно займет слишком много времени и не поможет найти решение проблемы, а только запутает участников.
  • К преподавателю и его квалификации предъявляются очень высокие требования.
  • Метод не подходит для массового обучения. На подготовку и сами занятия придется потратить много сил и времени.
  • Кейсы нужно разрабатывать с нуля, притом многие из них окажутся «одноразовыми» и не подойдут для регулярного обучения разных групп.

История №1. Встреча в центральном офисе компании

Дальше специалисты познакомились с руководителем, рассказали о себе, поделились своими ожиданиями о работе. HR-специалист представил основные правила и нормы работы в компании, провел вступительный тренинг по особенностям продукции. К тому времени, как подъехал сотрудник из Краснодара, руководитель уже распределил пул обязанностей и был составлен план работ по первому проекту.

Особенность данного решения. В результате очное обучение состоялось. Однако организации пришлось вложить немалые средства для того, чтобы провести данную встречу (трансфер всех сотрудников и проживание некоторых из них оплачивала компания).

С другой стороны, для многих организаций с распределенной структурой подобная схема «введения» нового сотрудника в коллектив является нормой. В данном случае специалисты лично познакомились со своим непосредственным руководителем и другими сотрудниками головного офиса.

Однако для большинства компаний подобные встречи не являются обязательным этапом обучения. Руководитель может дистанционно пообщаться со своими подчиненными, распределить и объяснить должностные обязанности. HR-специалист имеет возможность в любое удобное для сотрудников время через интернет провести обучение и рассказать об особенностях продукции.

Таким образом и поступили сотрудники другой компании. Только в этом случае, они воспользовались уже давно знакомым всем нам в повседневной офисной жизни инструментом – корпоративным телефоном.

Кто такой HR менеджер

Независимо от размера компании, функции найма и обучения должна выполняться. И какой-то конкретный сотрудник за эту функцию должен отвечать. В небольших компаниях обучением занимается владелец или руководитель. С развитием бизнеса для этой функции появляется отдельный человек — HR менеджер.

HR (human resources — человеческие ресурсы) — это менеджер по подбору и обучению персонала. Если HR берет на себя функции найма и обучения, он становится ответственным за производство результата. А именно — за подготовку сотрудников, производящих продукт, который ожидает от них компания. 

В задачи HR-менеджера входит:

  • Отслеживать ситуацию на рынке труда в стране. На основе этого анализа формировать оптимальный уровень зарплаты на разные должности
  • Быстро нанимать необходимых специалистов в компанию
  • Формировать кадровый резерв
  • Заниматься организацией стажировки и адаптации новых сотрудников
  • Продумывать систему мотивации для коллектива
  • Анализировать рынок образовательных услуг
  • Координировать работу по обучению специалистов
  • Заниматься определением и контролем уровня знаний сотрудников
  • Анализировать эффективность обучения
  • Заниматься кадровыми перестановками
  • Составлять индивидуальные планы профессиональной карьеры сотрудников
  • Планировать и решать трудовые вопросы, составлять и подписывать трудовые договоры, вести личные дела
  • Готовить предложения по распределению бюджета компании на решение кадровых вопросов

Работа менеджера по персоналу влияет на успешность организации, ее перспективность и доходность. Именно от действий HR и его стиля управления зависит психологический климат коллектива, уровень мотивации и вовлеченности, эффективность труда в целом. Ниже обсудим как менеджеры по персоналу реализовывают свои основные обязанности — найм и обучение персонала.

Система обучения персонала и ее особенности

Современное развитие технологий, повышение ритма жизни требует соответствующей подготовки специалистов, для которых разрабатываются целые программы по непрерывному образованию, цель которых удерживать занятые компанией позиции на рынке

Кроме того, значимое место обучения в системе управления персоналом обусловлено еще и тем, что для фирмы выгоднее и экономически эффективнее обучать уже проверенного в работе сотрудника, чем привлекать нового.
Несложно убедиться таким образом, что система непрерывного обучения персонала имеет немаловажное значение в организации стабильной работы компании

Смешанное обучение

Смешанное обучение — сочетание очного с дистанционным. К примеру, в MW-Light продавцы сперва изучают онлайн всю теорию: по продажам и продуктам компании. После, уже на очной встрече, тренер не тратит время на методологию и фокусируется на практике.

На Новолипецком металлургическом комбинате наоборот: металлурги проходят очное занятие с инструктором, а после изучают электронный курс и сдают тест. При этом все дистанционные материалы остаются в свободном доступе. Сотрудники могут изучить их в любое время: по дороге домой или на обеденном перерыве.

Преимущества Недостатки
Сотрудники меньше отвлекаются от работы, ведь часть материала они могут изучить дома. Как следствие, растет мотивация к обучению. Сложная организация. Нужно связать очное обучение с дистанционным так, чтобы одно дополняло другое. Человек. запускающий очное обучение, должен быть опытным методологом и менеджером, чтобы объединить два направления.
Снижение издержек. Тренеры меньше времени тратят на очное обучение. Не нужно оплачивать дополнительные часы и лишний раз арендовать помещение для лекции.  
Обратная связь. Сотрудники могут получить ответы на все вопросы не только на очной встрече, но и через чат на учебном портале.  
Обучение в удобном темпе. Сотрудники могут изучить теоретическую часть в любое удобное время — нужен лишь доступ в интернет.  
Эффективный посттренинг. Все теоретические материалы находятся в свободном доступе на учебном портале. В любой момент сотрудники могут зайти туда и повторить забытый параграф.  

Все больше российских компаний сейчас склоняются к дистанционному и смешанному обучению. По  данным исследования «Высшей школы экономики» и фонда «Общественное мнение», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране сейчас составляет 3 миллиарда рублей.

Какие задачи бизнес решает с помощью дистанционного обучения? В основном, компании отмечают, что онлайн-формат в разы ускоряет вывод на рынок новых товаров и услуг, упрощает внедрение корпоративных стандартов. Также новички быстрее адаптируются и улучшают KPI-показатели. Таким образом, в целом, дистанционное обучение выводит подготовку кадрового резерва на новый уровень.

Система дистанционного обучения iSpring Online

Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.

14-дневная пробная версия

Традиционные технологии

Многолетний опыт использования этих способов подтвердил их эффективность. Главной их особенностью является личный контакт преподавателей и слушателей, возможность оперативного получения обратной связи и внесения корректировок в случае необходимости. Большую роль здесь играет личность преподавателя, его навыки вербального общения и умение «держать» аудиторию.

Лекции

Один из самых распространенных методов работы с большими группами. Такая форма обучения позволяет за относительно коротки срок довести до слушателей максимальный объем информации, а также дополнить ее различными наглядными материалами. Все чаще для проведения лекций используется мультимедийное оборудование, дополняющее учебный материал графиками, схемами и т. д.

Наряду с традиционными лекциями, предполагающими пассивное участие обучающихся, сегодня исполняются и методики, дающие возможность получить обратную связь и вовлечь слушателей в обсуждение: проблемные лекции, лекции-дискуссии и т. д.

Достоинством лекций можно назвать их доступность, экономичность и возможность адаптировать материал под запросы конкретной аудитории. Среди недостатков главным видится пассивная позиция аудитории и постепенное снижения внимания и усвоения материала.

Семинары

Такой способ ставит целью закрепление прослушанного на лекциях материала, его обсуждение, выявление проблем и выработку общих путей их решения, обмен опытом. Могут носить и узкоспециальный характер, с привлечением специалистов по данной проблематике. Наиболее эффективно проведение семинаров в малых группах, не более 15 человек. Это может создать определенную проблему, особенно в больших коллективах.

Достоинством такой формы занятий является возможность преподавателя получить обратную связь, скорректировать изучение материала, ответить на возникшие вопросы, оценить степень усвоения информации. Недостатки состоят в ограниченности способов взаимодействия между участниками и в сложности организации работы в малых группах.

Видеокейсы

Использование обучающих видеоматериалов в образовании, в том числе производственном имеет давнюю историю. В специально отобранных фрагментах наглядно показывается какой-либо аспект изучаемой проблематики, а затем дается блок соответствующего теоретического материала. Видеоматериалы могут использоваться и в качестве дополнения к лекциям.

Достоинства видео курса заключаются в наиболее доступном для понимания и усвоения способе подачи информации — наглядном. Недостатки общие с прочими традиционными технологиями: пассивность слушателей и быстрое утомление. Впрочем, талантливый преподаватель умеет заинтересовать любую аудиторию.

Зачем учиться? Взгляд руководства и сотрудников

Качественное обучение персонала выгодно работодателю:

  • Новички быстрее адаптируются в коллективе и начинают работать самостоятельно, не допуская ошибок.
  • Растет лояльность работников. Повышается также их мотивация, особенно если обучение — привилегия.
  • Формируется кадровый резерв: каждый, кто обучает новичков, уже пробует себя в роли руководителя.
  • Новые технологии внедряются быстрее и проще, бизнес-процессы постоянно совершенствуются.

Но работники смотрят на этот процесс под другим углом и видят в обучении плюсы для себя:

  • Повышение квалификации. Результат — работник становится ценнее как специалист, может быстрее продвигаться по карьерной лестнице и легче найти другую работу, если это потребуется.
  • Получение новых знаний вне ежедневной работы — то есть без проб и ошибок.
  • Выяснение важных деталей, касающихся поставщиков, потребителей, банков и других организаций, которые влияют на работу компании.
  • Развитие способностей в профессиональной области.

Организуя обучение, учитывайте обе точки зрения. Процесс должен быть полезным и для работодателя, и для сотрудника, иначе на выходе вы получите либо бесцельную трату денег, либо низкую лояльность работников, которых заставляют учиться без их желания.

В заключение: оценка результатов

Чтобы обучение персонала было эффективным, его результаты обязательно нужно анализировать. Оценивать эффективность обучения можно с помощью методов:

  • тестирование;
  • анкетирование;
  • наблюдение за процессом обучения;
  • наблюдение после процесса обучения.

Критерии оценки важно донести до сотрудников в начале обучения. Также нужно дать промежуточную и итоговую обратную связь

Принимайте заявки на обучение с указанием конкретных проблем, которые нужно решить, а затем следите за развитием ситуации. Если она не меняется к лучшему, и проблема сохраняется, программу обучения нужно менять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector