Как снять первую короткометражку: гид по стартовому оборудованию
Содержание:
- Страшный, страшный Стэнли Кубрик
- Начало фильма[править]
- Захватывающие факты со съёмок популярных фильмов (по мнению пользователей Reddit)
- Куда уходят деньги?
- Александр Зубовленко,
- Список к просмотру No1. Великие
- Юлия Пересильд и Клим Шипенко начали готовиться к полету на МКС для съемок в фильме «Вызов»
- Сколько времени уходит на постпродакшн?
- Как снимают кино на зеленом фоне
- Шаг 3: Сбор команды
- Что используют для создания спецэффектов
- Камера
- Шаг 8: Маркетинг
- Администраторская работа
- Один день из жизни в местной парикмахерской
- Камера, мотор, снимаем, второй план!
- 9 Монтаж
- Соберите свою команду
- Сложно ли снять кино? Почему оно столько стоит?
- Позвонили спустя несколько минут
- «Сейчас мы сделаем из тебя фактурного фрица»
- Сценарий
Страшный, страшный Стэнли Кубрик
- Во время съемок «Сияния» Стэнли Кубрик напугал Венди до смерти в сцене, где Джек медленно ковыляет за ней по лестнице, а она отмахивается бейсбольной битой. Кстати, на съемках за ней по лестнице реально гнался Стэнли Кубрик.
- Знаменитую сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что на экране именно кровь. К моменту выхода фильма на экраны Американская киноассоциация (MPAA) приняла специальное положение, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, одобренных для любой возрастной аудитории. Кадр, где кровь заливает холл гостиницы, стал визитной карточкой «Сияния», поэтому Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода. Кстати, сцену, где главный герой гоняется по лабиринту за сыном, снимали в течение месяца.
- Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» – редактор фильма Норман Гей.
- Фотография 1921 года в концовке фильма – подлинная, только голову Джека Николсона «вклеили».
Начало фильма[править]
Начать ваш фильм о фильме следует самыми захватывающими кадрами вашего продукта. Например теми, где главный герой в поисках истины бросается под поезд. Или где главная же героиня прыгает с вертолёта на толпу татаро-монгольских кочевников. Или, на худой конец, сцену, где из простой чугунной кастрюли выпрыгивает бешеный винегрет. Голос за кадром должен сообщить: «Фильм „Галоши судьбы. Нибелунг в стране Занесённых сверчков“ всколыхнул всю общественность. Уже в первый день его посмотрели четверо, и целую неделю количество зрителей росло, дойдя до 11». Пусть голос за кадром сменится философской фразой одного из действующих лиц продукта..
После этого следует приняться за описание различных любопытных фактов о том, как вы было принялись снимать, да затопило подвал с декорациями, как кто-то случайно нарезал Кинжалом Магистра Тамплиеров колбасу и что упавшая со строящегося небоскрёба на курьих ножках балка символизирует русский народ XVII века.
Затем следует перейти к разбору различных героев и эпизодов. Это будет основная часть вашего фильма о фильме.
Захватывающие факты со съёмок популярных фильмов (по мнению пользователей Reddit)
Лучшие фильмы становятся частью нашей жизни: есть произведения искусства, которые мы рады смотреть снова и снова. Над их созданием работают мировые знаменитости, тратя массу усилий, и нам любопытно заглянуть «на кухню» мирового кинопроизводства, узнать все подробности того, как это было сделано. Каждый наш любимый фильм скрывает множество секретов, и от этого становится только интереснее. Любители кино бережно и азартно собирают малоизвестные факты о своих любимых постановках. Недавно пользователь сайта Reddit Crying_Hyena отправил на платформу вопрос: «Какой самый лучший «закулисный» факт из фильмов вы знаете?».
Куда уходят деньги?
Роберт Родригес стал своего рода знаменитостью, когда снял свой первый полнометражный фильм «Музыкант» («El Mariachi») за $7,000. Это все еще может казаться большими деньгами, чем есть в вашем распоряжении, пока вы не поймете, что около $6000 из них было потрачено на покупку и проявку пленки. Но вам повезло – у вас есть в распоряжении камера, которую вы можете направить на своих героев, и она выдаст прекрасную HD-картинку. Это все, что вам нужно. С цифровой камерой вам нет надобности платить такие деньги за проявку какой-либо пленки.
Не стоит сразу идти и покупать последнюю версию цифровой камеры с разрешением 4K для съемки вашей ленты. Просто одолжите у своего приятеля простую зеркалку и предложите ему быть в статусе продюсера фильма. Мы сняли наше кино на обычную DSLR камеру Canon, которая принадлежала Джордану Хоупвеллу («Донни»), а объектив позаимствовали у другого знакомого. В качестве света использовали несколько бытовых светильников и простой отражатель, который можно купить на Амазоне за 15 баксов. Вот и всё.
Впрочем, трата денег — это не всегда плохо. Надо быть готовым тратить деньги на те вещи, которые помогут вашему фильму выделиться. Например, одна из самых положительных реакций аудитории от нашего фильма была от простой шутки, когда один из персонажей срывается на съемочную группу и утверждает, что он «хочет оказаться в трейлере», а в следующем кадре появляется он же, сидя в тесном маленьком грузовом трейлере. Цена аренды грузовика на день была 20 баксов, но это стоило того.
Чем меньше у вас денег, тем больше времени вы будете тратить на просьбы и одолжения. У меня есть хороший приятель, который умеет делать прекрасные стопмоушен видео для YouTube, создавая анимированные картинки для предстоящего фильма. Мы собирали вместе всех друзей и их семей для массовки в сценах с кинофестивалями. «We make movies» нуждались в ряде весьма специфичных костюмах и реквизите. Мы могли просто пойти и купить их все. Но я поспрашивал вокруг, и в итоге мы собрали почти все, что нам было нужно, просто одалживая вещи у съемочной группы и близких друзей. В большинстве случаев вам просто нет необходимости тратить деньги, где бы вы думали обязательно предстоит это сделать.
В общей сложности наши затраты на производство (костюмы/ реквизит/ аренда прицепов/ декорации/ светоотражатели/ жесткие диски для хранения материала/ еда) составили около $700. В зависимости от того, что требует ваш сценарий, сумма может быть чуть больше или даже меньше (P.S. не думайте, что кормить вашу съемочную группу и актерский состав должно быть одним из ваших основных направлений – просто держите ваших добровольцев в приподнятом настроении от факта, что они вместе с вами, и следите, чтобы они не были голодными). На постпродакшн мы потратили около $300 на программное обеспечение для редактирования видео (опять же, не стоит слишком фантазировать; я редактировал все в Pinnacle Studio, доступная программа, которая делает все, что мне нужно), авторские права и лицензирование музыки (вы будете удивлены, насколько некоторая бесплатная музыка может быть прекрасна, если постараетесь поискать).
Премьера фильма We Make Movies на Колумбийском международном кинофестивале 2016 г.
Александр Зубовленко,
Вряд ли можно заранее решить, что ты будешь снимать personal documentary. Ты просто находишь историю, которая тебя трогает, греет. И пытаешься сделать про это честное кино. Если взяться за актуальную, но не близкую тему, то в какой-то момент можешь не подняться рано утром на съемку, потому что ты иссяк. Нужен движок страсти и интерес к герою. У меня он появляется, когда я снимаю про личное (Александр снял два personal documentary: «Волшебную таблетку» о своей маме и «Золушку» про свою сестру. — Прим. ред.).
Съемки «Золушки» заняли почти год. Даже в семейный круг было сложно внедряться с камерой: были трудные ситуации, когда, например, сестра плакала, но мне приходилось себя заставлять не выключать камеру. Вначале кажется, что родных ты знаешь лучше, но это не так.
Мы с сестрой всегда были близки, а в процессе съемок я понял: человек живет с тобой рядом, через стенку, а ты его никогда не видел-то на самом деле. В жизни мы довольно эгоистичны, а с камерой в руках приходится где-то перетерпеть свою прихоть и эгоизм, где-то пристальнее посмотреть, прислушаться. И вот снимаешь, а в кадре совершенно другой человек. Ты и понятия не имел о том, какая у него внутри огромная жизнь и что наши родные и близкие на самом деле — закрытая книга для нас.
«Волшебную таблетку» я снимал, когда приезжал домой к родителям. Я объяснил им, что снимаю семейную хронику. Просто возникали моменты, когда было ясно: сейчас надо брать в руки камеру и снимать.
Для меня нет принципиальной разницы между тем, снимаю ли я близкого человека или чужого. Одинаково трудно, одинаковый трепет как к родственнику, так и к незнакомцу.
Список к просмотру No1. Великие
Наше руководство по обязательному внимательному исследовательскому просмотру.
Альфред Хичкок, 1958
В фильме ярко выражены одержимость режиссера деталями и гибельная сила красоты на экране: триллер, снятый в Сан-Франциско, показывает историю болезненной страсти героя Джеймса Стюарта к героине Ким Новак.
Орсон Уэллс, 1941
Этот фильм, ставший звездным дебютом режиссера, повествует о медиамагнате, погубленном амбициями, и показывает искусную работу молодого мастера, в каждой захватывающей сцене изобретающего новые хитрости. Уникальная форма идеально служит содержанию.
Дзига Вертов, 1929
Этот выразительный экспериментальный документальный фильм демонстрирует повседневную жизнь в разных советских городах и служит отличным примером того, что фильмы не должны рассказывать обычные истории.
Стэнли Кубрик, 1968
Плоды новаторства и скрупулезное внимание к деталям проявляются в каждом кадре поразительного космического творения Кубрика о межгалактических исследователях, которые отправляются к самому пределу человеческого существования
Жан Ренуар, 1939
Сатира Ренуара, разворачивающаяся в шикарном загородном поместье, показывает, как работать с большим коллективом актеров. Жизни сплетаются и складываются в широкую, язвительную картину периода застоя во Франции 1930-х годов.
Юлия Пересильд и Клим Шипенко начали готовиться к полету на МКС для съемок в фильме «Вызов»
Космос — уже не как предчувствие — точно для актрисы Юлии Пересильд и режиссера Клима Шипенко. Подготовка к полету в самом разгаре. Совместный проект Первого канала и Роскосмоса. И помимо огромного объема и лекций, и спецлитературы, которую надо усвоить, и спортивных нагрузок, есть еще важнейшая тема: как говорится, главное, чтобы костюмчик сидел. Потому что без скафандра на МКС как без воды — и ни туды, и ни сюды.
Осиная талия Юлии Пересильд в диковинку для инженеров-конструкторов спец снаряжения космонавтов. Актриса заметно волнуется, ведь именно в этом скафандре она совершит полет на МКС. С собой в космос можно будет взять лишь килограмм вещей, причем багаж полетит отдельно уже в ближайшее время.
Под скафандром специальный комплект белья. Режиссер Клим Шипенко в прекрасной форме. Похудеть пришлось почти на 10 килограммов. В полет берут, только если вес меньше 95.
Первая художественная лента на орбите. Над фильмом «Вызов» работают Первый канал, Роскосмос и студия Yellow, Black and White. Основной состав экипажа одобрила Госкомиссия по итогам тщательного медицинского и творческого отбора.
Съемочной группе предстоит всего за несколько месяцев освоить то, к чему космонавты готовятся годами. Поэтому режиссер картины Клим Шипенко и исполнительница главной роли Юлия Пересильд почти каждый день будут проводить в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. Сначала, разумеется, лекции. И только потом практика на тренажере космического корабля «Союз».
Обучение непрофессионалов по ускоренной программе будет востребовано в будущем для отправки на орбиту узких специалистов: врачей или ученых считают в Роскосмосе. Поэтому съемки грандиозной киноленты «Вызов» превратятся еще и в большой научно-просветительский проект. А между тем первая лекция для съемочной группы уже началась. Сложно.
«Для всех сейчас ситуация необычная, потому что такой короткой подготовки еще не было никогда ни для космонавтов, ни для туристов в том числе, поэтому мы немножко экспресс-методом идем, двигаемся, нам уже выдали учебники, это вот такая вот стопка по бортинженерии и не только», — говорит Юлия Пересильд.
Если все пойдет по плану, в космос Шипенко и Пересильд полетят уже в октябре. Однако до самого старта готовиться к полету предстоит и дублирующему экипажу. Пробы невесомости, центрифуга, прыжки с парашютом. Только смотрите, больше не худейте, просят конструкторы. Скафандры уже в разработке.
Сколько времени уходит на постпродакшн?
Многие видели и знают, как проходят съемки фильмов, но монтаж отснятого материала и работа со спецэффектами остается, так сказать, за кадром. При этом монтаж – один из самых важных (если не самый важный) этапов кинопроизводства. Если вы отличный монтажер, то вы, скорее всего прекрасный режиссер, потому что у монтажеров есть свое видение фильма. Они устанавливают стиль для кадров и сцен, а также создают переходы и эмоции.
Иногда не так важно, сколько снимают фильм, как то, сколько времени тратится на монтаж. Это творческая работа, требующая времени и сил – весь этап постпродакшена занимает почти шести месяцев (исключая задержки в соблюдении сроков)
Все эффекты обсуждаются режиссером и оператором со специалистами по их созданию еще на этапе препродакшена. По графику работа со спецэффектами начинается после монтажа или идет параллельно с ним. Все зависит от самого фильма.
После монтажа, картина отправляется колористу. В зависимости от длины материала для коррекции цвета выделяется от 1 до 5 рабочих смен. Режиссер сообщает, в каких цветах он видит фильм, затем колорист начинает работу. Исправляются дефекты, а цветокоррекция визуально преобразует стиль картины. Цвет может полностью изменить визуальное восприятие истории.
После монтажа проект отправляется композитору для создания оригинальной музыки. Музыкальные композиции сопровождают весь сюжет фильма. Через них выражаются эмоции, которые порождают определенные сцены. Затем фильм полностью озвучивается в студии. В крупных проектах для этого привлекается отдельный специалист. С помощью звуковых эффектов можно подчеркнуть атмосферу картины и ее целостность.
На последнем этапе все компоненты собираются вместе в файл с готовым продуктом. Опыт помогает минимизировать процесс организации и проведения съемок. Поэтому после проделанной работы проводится ее тщательный анализ. Каждый новый проект помогает получить знания и навыки, которые в будущем помогут работать лучше. Вот как снимают фильмы профессиональные студии.
Как снимают кино на зеленом фоне
Сейчас хромакей или как его еще называют ”зеленка” стал нормой. Им пользуются даже начинающие блогеры. Все из-за того, что мощности компьютеров хватает на нормальную обработку, а сам фон стоит всего пару тысяч рублей.
Для обработки картинка пропускается через редактор видео и он сам при помощи встроенного алгоритма делает заданный фон прозрачным. Дальше все зависит от того, насколько надо качественным сделать готовый результат.
Блогеру хватит и статичного фона с минимальной обработкой, а голливудскому монтажеру надо добиться максимального погружения. Поэтому он будет использовать десятки, если не сотни фильтров, а подложка будет или снята отдельно и обработана, или полностью нарисована на компьютере другим специалистом.
Так снимали некоторые сцены в фильме ”Пираты Карибского моря”
Когда результат почти готов, его показывают всем причастным. Для этого в студиях есть небольшие комнаты с проектором, куда приглашаются режиссёр, ассистент, звуковики и даже актеры. После просмотра вносятся замечания и работа продолжается. Для выгрузки готового видео, даже минимальной продолжительности, нужно очень много времени и огромные вычислительные мощности. Так, один компьютер монтажера может стоить десятки и сотни тысяч долларов. Это тоже вносит свой вклад в увеличение бюджета картины.
Когда все готово, создается ”мастер” картины и он уже тиражируется для кинотеатров, прокатных сервисов и производителей дисков. Раньше мастер-копия, которую на сленге иногда называют тряпкой, всегда была на пленке и хранилась отдельно, чтобы не портить качество при бесконечном копировании. С приходом цифровых технологий с этим стало попроще.
Шаг 3: Сбор команды
Увы, ты пока не Стивен Спилберг, поэтому придется немного унять амбиции и постараться совместить в себе сразу несколько профессий: режиссера, сценариста, продюсера, а, возможно, еще и ассистента, и монтажера. А вот актеров, оператора-постановщика, звукооператора, гримера и парочку дополнительных ассистентов для них тебе определенно придется поискать. С актерами всё довольно легко и просто: начинающие артисты готовы хоть за бесплатно сняться в хорошем фильме — для них это будет отличным стартом в карьере. Увы, здесь же кроется и подвох: они — начинающие, поэтому кастинг проводи с умом.
А раз мы говорим «с умом», значит тут тоже есть пара нюансов. Для начала, камера, фиксирующая актера, должна быть как можно ближе – это поможет увидеть, зажимается ли лицедей перед объективом. Кроме того, лучше дать ему не какую-то общую реплику, а ту, что характеризует его героя. С выбором лучше не спешить: если нашел двух подходящих актеров, пусть сыграют вместе диалог и покажут, есть ли между ними химия. Вообще, это, возможно, единственная работа, куда можно взять своего друга или соседа и не разочароваться в выборе — вполне может оказаться, что он гениально играет комедийные роли. В конце концов, множество знаменитых артистов пришли к профессии из абсолютно других сфер.
И если с этой категорией лучше рассчитывать на внутреннее чутье, то техническую часть команды правильнее будет подбирать более категорично. Хороший оператор-постановщик — практически половина качества будущего шедевра. Вспомни «Погребенный заживо», где Эдуард Грау умудрился захватывающе снять 90 минут драмы и триллера, не выходя за пределы двухметровой коробки. А уж о мастерстве Любецки вообще нужно снимать отдельные фильмы. С такой же внимательностью ищи звукооператора, поскольку только тот, кто постоянно работает со звуком, способен миновать возможные недочеты и записать именно те звуки, что нужны фильму. И всё же настоятельно советуем найти монтажера, который быстро поможет воплотить любые идеи, с которыми лично ты будешь мучиться не один месяц.
Что используют для создания спецэффектов
Зеленый фон для съемки кино
Главным инструментом того, кто занимается спецэффектами, является правильный фон. Все знают про хромакей, который натягивается за актерами, чтобы его потом было легко заменить на любой другой фон. В основном используются яркие цвета – оттенки, которые не присутствуют в одежде актеров или цвете их грима. В основном снимают на зеленом, синем или красном фоне. Последний используется только для костюмированных сцен, так как кожа человека сама имеет красные оттенки. И замещать такой фон будет очень сложно.
Если что, это голова дракона. Потом его дорисуют.
В ткань цвета фона иногда одевают и ассистентов съемок, которые бегают в кадре и помогают что-то делать. Например, они могут придерживать страховку каскадера или придвигать такие же ”хромакейные” ящики, если герой прыгает по скалам. Монтажер потом сведет все воедино и картинка будет выглядеть очень реалистично, а лишние люди в кадре будут просто незаметны.
Иногда они наоборот должны быть в кадре, но не целиком. Так, например, снимали некоторых персонажей фильма ”Алиса в стране чудес”. Они были одеты так, чтобы их потом было проще обработать. Отметки на их костюмах тоже являются обычным делом, чтобы проще было отследить движение персонажей и сделать графику объемной.
Эти двое потом станут персонажами.
Куклы в кино
Широко используются в кино и куклы. Они могут быть полноразмерными, масштабными или вообще не полными. Например, в фильме ”Книга джунглей” Маугли обнимал Багиру, но это была только ее голова, которая потом была дорисована.
Пока только голова, потом это станет полноценной сценой.
Все помнят, как во второй части Терминатора Т-1000 качался на фоне расплавленного металла, когда его разорвало взрывом. В этой сцене использовалась силиконовая кукла, которая была частично моторизована. Если присмотреться, лицо актера угадывается очень условно.
Эту сцену помнят все.
Джейсон Кемерон, который снимал Терминатора вообще не очень любил анимацию и графику, которая в то время уже зарождалась, а предпочитал натуральные съемки. Кроме этого, бюджет первой части легендарного фильма был настолько мал, что денег на графику просто не было и приходилось выкручиваться.
Например, во время сцены взрыва грузовика в кадре разнесло макет в масштабе, который сделали из подручных средств. В кадр он заезжал на тросе. А в сцене, где терминатора раздавило прессом и у него двигалась рука, ее собрали из металлолома с простейшими приводами. Многие даже утверждают, что решение снимать сцену именно так было принято буквально на съемочной площадке и ее не было в сценарии. Нарисованными в той сцене были только молнии.
Позже Кэмерон часто старался избегать графики, когда это было можно. Например в фильме ”Правдивая ложь” сцена на мосту, когда его взрывали ракетами, выпущенными с истребителя, была полностью снята в реальности. Для этого на берегу залива построили макет моста и, ходя по пояс в воде, съемочная группа подгоняла сцену. Даже взрыв грузовика при падении не был ”нарисован”.
Этот мост взрывали не по-настоящему.
Рирпроекция
При съемке в ”движущейся” машине часто используется именно рирпроекция, когда на фоне мелькает заранее снятый город или загородное шоссе. Сама машина раскачивается ассистентами или специальным вибростендом. Для того, чтобы не было мерцания, проектор синхронизируется с работой камеры.
Большим любителем реализма является и Кристофер Нолан. Он даже Интерстеллар снял без графики. Все было построено в виде макетов, включая плоских шагающих роботов. ”Дорисовки” можно сосчитать по пальцам. Например, в конце, когда главный герой летал между бесконечными книжными полками. Для этой съемки выстроили огромную декорацию высотой несколько этажей, а на компьютере просто визуально продлили картинку до бесконечности.
Эту сцену снимали в настоящих декорациях.
Камера
Прежде всего необходимо определиться с основным инструментом для съемки — с камерой. Для новичка хорошо подойдет вариант FUJIFILM X-T4 Kit 18-55mm с автоматической фокусировкой и встроенной функцией стабилизации изображения. Камера способна снимать 4K-видео с частотой до 30 или 60 кадров в секунду.
Режим комбинированной внутрикамерной и программной стабилизации обеспечивает плавность видеоряда и позволяет снимать даже при отсутствии штатива, не опасаясь при этом испортить подачу сюжета трясущейся картинкой. Для тех, кто только учится ровно держать камеру в руках, самое то.
Есть также возможность фиксировать движущиеся изображения с пониженными контрастностью и насыщенностью и сохранением параметров для последующей обработки в видеоредакторе. Еще Fujifilm X-T4 позволяет выбрать различные цветовые режимы: F-Log, Hybrid Log Gamma и кинематографический режим Eterna. Последний доступен в двух вариантах: стандартный, как и в предыдущих моделях, и новый Eterna Bleach Bypass с улучшенным выравниванием контрастов.
Шаг 8: Маркетинг
Кино – искусство, принадлежащее народу, а значит, увидеть твой фильм должно как можно больше людей. Сейчас самое подходящее время для получения дополнительного бюджета, поскольку тебе уже есть, что показать (матерые киношники применяют этот трюк еще на стадии съемок). Так ты сможешь покрыть непредвиденные расходы и, возможно, заручиться будущей поддержкой влиятельной студии.
Если ты собираешься показывать фильм на международных кинофестивалях, готовься раскошелиться на перевод фильма и создание англоязычной копии. Еще тебе предстоит оформление прокатного удостоверения, которое даст дорогу твоему фильму в кинотеатры. Поскольку ты уже заранее учел этот пункт, то найдешь деньги и на создание постеров и трейлера. К слову, трейлером заниматься тоже должны отдельные люди: история знает много печальных примеров, когда рекламные ролики монтировали те же люди, что создавали сам фильм, а итог оставлял желать лучшего. Все дело в разном видении — маркетологам лучше знать, чем может понравиться фильм потенциальному зрителю. Именно благодаря этим двум минутам решится судьба твоего «ребенка», так что не набедокурь.
В целом же, работа завершена и осталось наблюдать за реакцией зрителей и ждать предложений от продюсеров
Однако к последнему лучше заранее относиться с буддистской осторожностью и не рассчитывать на многое. В Голливуде бывают случаи, когда режиссерам-дебютантам дают крупные проекты, но «мы» пока не в Голливуде и впереди долгий творческий путь и много других фильмов
В конце концов, ты ведь собираешься снимать не ради славы: твои идеи — вот, что важнее всего. И делиться ими нужно не теряя времени, прямо здесь и сейчас. Один из лучших киноделов нашего времени Джеймс Кэмерон сказал: «Если вы будете ждать правильного момента, чтобы завести ребенка, вы умрете бездетным. С кино — то же самое». Так, может, пора претворить свои мечты в жизнь и начать делать то, что ты любишь больше всего?
Администраторская работа
Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.
Именно этот человек должен знать, где подключить световые приборы в местности, в которой даже понятие «электричество» никогда не звучало, откуда достать снег в 30-градусную жару, у кого можно арендовать кенгуру с доставкой. Также эти специалисты выбирают места для проведения съёмок по «заказу» режиссёра, добывают разрешения на работу там, где оно необходимо, согласовывают работу различных отделов киностудии.
Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.
У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.
Один день из жизни в местной парикмахерской
Центральная тема нашего документального фильма. «Джино Конти, живущий в Торонто в районе Маленькой Италии, решил повесить свои ножницы после тридцати лет работы парикмахером, потому что решил уделить больше своего времени искусству рисования».
Эта центральная тема говорит нам кое-что о главном герое и его мотивации, о чём главное действие (стрижка волос, искусство), место действия (парикмахерская и студия). Теперь вы можете начинать снимать кадры, которые касаются нашей темы.
- Реальность: Джино стрижёт в волосы, взаимодействуя с коллегами и клиентами. Джино у себя дома с семьёй. Джино в своей студии. Его выставка в местной галерее.
- Интервью: Джино, другие парикмахеры, клиенты, владелец галереи, жена и дети.
- Видео ряд. Район Малая Италия, Торонто; экстерьеры парикмахерской и галереи; рабочие инструменты – ножницы и краски; окрестности и паб Джино.
Камера, мотор, снимаем, второй план!
И вот по рации слышится, что съемочная группа переходит на нашу локацию. На площадке все резко забурлило, вновь появились военные консультанты, с которыми мы принялись повторять все то, что выполняли несколько часов до этого.
Дымовые установки заработали. Всю партизанскую деревню в считанные минуты окутало плотным слоем дыма. Нас выстроили за чертой партизанской деревни и приказали ждать. А затем сообщили, что по команде «Камера, мотор, снимаем, второй план!» мы, как нас учили, нападаем и зачищаем партизанское укрытие.
Перед штурмом партизанской деревни. Фото: Юрий ГОНЦАРЕВИЧ, Intex-press
Звучит команда. Все бросились в атаку. Я тоже пробираюсь сквозь лесные заросли с винтовкой наперевес, на полусогнутых ногах перебегаю от дерева к дереву, иногда имитирую стрельбу и передергиваю затвор винтовки, при этом пытаюсь контролировать, чтобы не мешать другим «солдатам» делать то же самое. Ведь все неправильные движения будут заметны и ни о какой достоверности происходящего тогда и речи быть не может.
«Стоп!» – кричит режиссер, или «Всевышний», как называют его на съемочной площадке. Он отсматривает снятый материал, указывает на какие-то места, и мы слышим команду возвратиться на исходную позицию.
Мы вновь атакуем, убиваем бедных партизан и евреев… Затем следует третий дубль. К моему счастью, он оказался последним, так как за две такие пробежки я прилично устал.
Режиссер благодарит всех за съемочный день и отмечает, что «немцы были достаточно злыми, а евреи хорошо отыгрывали замученных людей».
9 Монтаж
После того как все материалы будут отсняты, наступает долгий процесс постпродакшена.
В него входит не только склейка кадров, то есть монтаж, но и цветокоррекция, звуковая коррекция, титрование, шумовое оформление, кадрирование и множество других процедур.
На этом этапе тоже необходимо воспользоваться помощью специалистов, либо самому изучить отдельную профессию, что займет время и растянет производственный процесс.
Тем не менее мы советуем работать над созданием визуального произведения в сотворчестве с дружной командой, где каждый будет заниматься своим делом. Это не только ускорит процесс создания фильма, но и даст качественный продукт, созданный усилиями коллективного разума.
«Фильмы снимает коллектив, и миф о гениальном режиссере-демиурге, который должен всю группу, всех продюсеров и всех актеров сломать через колено, чтобы воплотить свое видение, мне кажется довольно мерзким пережитком XX века. Но, кстати, именно таким типажам как раз может помочь мобильное кино, которое реально можно снять почти в одиночестве», — сказал как-то режиссер Михаил Идов в интервью изданию «Афиша».
Соберите свою команду
Помимо нашей съемочной группы, обычно у нас было по крайней мере 1 или 2 новых человека на съемочной площадке. У каждого из них было несколько обязанностей – и плевать на то, что Джонатан Холмс («Гарт») устанавливает свет для съемки, Зак Слорт («Леонард») ходит за продуктами для съемочной группы или Мэтт Сильвер («Кертис») шагает позади камеры в день, когда оператор не может выйти
Важной частью было то, что каждый был полон решимости сделать лучший фильм, который только можно было сделать. Это именно те люди, которыми вам необходимо себя окружить
Актерский состав «We make movies» в первый съемочный день. Слева направо: Энн Крокетт, Мэтт Тори, Мэтт Сильвер, Джонатан Холмс, Зак Слорт и Джонатан Хоупвелл
Сложно ли снять кино? Почему оно столько стоит?
Когда говорят, что на съемку нового фильма потратили 200 миллионов долларов, это только кажется большой суммой. Во-первых, огромная ее часть является гонорарами актеров, которые могут получать миллионы долларов. Во-вторых, не надо забывать о том, что над фильмом работают сотни людей, используется дорогущее оборудование и высококвалифицированные специалисты. Кроме этого, есть еще права на сценарий, которые надо выкупить, и франшиза, если съемкой занимается не ее владелец.
Весь фильм это как единое целое, созданное по крупицам. Я участвовал в съемках для различных телешоу. Даже там для съемки сюжета на несколько минут может потребоваться несколько дней подготовки и покупка дорого инвентаря. Кино снимается куда сложнее.
Такие фильмы стоят очень дорого, но они окупаются.
Иногда надо отправить всю съемочную группу в Новую Зеландию на пару месяцев. В других случаях надо договориться с военными, чтобы дали для съемок военный самолет. В иных случаях надо построить макет Белого дома, чтобы его можно было взорвать или перекрыть федеральную трассу. Сложностей много, но процесс этот очень интересный и кропотливый. Кому хватит терпения, тот создаст шедевр. А деньги — это ерунда. Хороший фильм, даже если он стоит сотни миллионов долларов, принесет куда больше и все равно окупится. Кассовые сборы некоторых фильмов переваливает за миллиард долларов.
Позвонили спустя несколько минут
Мечтам, если сильно желаешь, свойственно сбываться. Вот и моя сбылась: редактор, увидев новость о том, что производится отбор людей для участия в массовке фильма «Праведник», который снимают в соседнем районе, сказала, что мне следует подать заявку.
Военная историческая драма Сергея Урсуляка «Праведник» – о советском офицере Николае Киселеве, который вывел из оккупированного фашистами белорусского села Долгиново сотни пленников. Съемки фильма сейчас проходят в Беларуси, а вообще снимать картину будут в трех странах. Некоторые актеры – Сергей Маковецкий, Федор Добронравов – были замечены в Барановичах. Предполагается, что премьера состоится в 2022 году.
Посмотрев, какие требования предъявляются (отбирали мужчин на роль евреев – на еврея я никак не тянул, но редактор настаивала, чтобы я подал заявку), а также актерский состав, я все-таки заполнил анкету и отправил ее. В ней необходимо было указать свой возраст, рост, размер одежды, а также прикрепить фото – портретное и в полный рост.
Я не особо надеялся, что подойду, но спустя несколько минут раздался звонок. Мне сообщили, что я подхожу и меня завтра, 7 сентября, в 11.00, ждут около Дома культуры в Слониме. Ничего себе…
«Сейчас мы сделаем из тебя фактурного фрица»
Нас провели в шатер, в котором мы оставили свои личные вещи, а затем отправились к костюмеру. Мне выдали форму войск Вермахта образца 1941 года: китель, штаны, каска (не металлическая, а из пластмассы), сапоги 44-го размера при моем 45-м. Все это дополнялось ремнем, ненастоящими саперной лопаткой и ножом.
Гример со словами «сейчас мы сделаем из тебя фактурного фрица» коротко выстригла мои волосы вдоль висков и затылка. Она пояснила, что в то время у немецких солдат были определенные стандарты стрижки – под военную каску. Затем гример с помощью спирта и краски сделала на моих руках имитацию грязи и остатка пороха от выстрелов.
Так я выглядел в полном обмундировании с оружием. Фото: Юрий ГОНЦАРЕВИЧ, Intex-press
А вот и оружие. В моем случае это была винтовка Mauser, которую оружейники выдали мне в обмен на паспорт. К слову, это был муляж, но качественный. Настоящее оружие все же применялось на съемочной площадке, но его заряжали холостыми патронами и выдавали ключевым актерам или тем «солдатам», которых отобрали для ведения настоящей стрельбы в кадре.
Сценарий
Идея сформирована, но только в целом. Чтобы воплотить ее в жизнь, требуется сценарий. Это довольно сложное дело, требующее львиной части времени при организации съемок. Сценарий должен точно отображать, как снять фильм, – локации, планы, действия и реплики главных актеров, массовки. Любое отступление от сценария может полностью изменить впечатление от просмотра готового фильма или ролика.
Возьмите на себя инициативу и руководите съемочным процессом согласно плану, заявленному в сценарии
И даже если сценарий написан — не факт, что снятый фильм заинтересует потенциального зрителя, тем более, если предполагается его показ широкой аудитории. В первую очередь, он должен быть максимально реалистичным — захватывать с первых своих страниц, как хороший бестселлер.