Профессии для тех, кто любит природу. или не любит людей
Содержание:
- Предмет, задачи и методы биологии
- Списки некоторых профессий
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ
- Образование и ЕГЭ
- Знания, умения и личностные качества
- История развития науки
- Специализации
- Методы исследования
- Специализации
- Связь с другими науками
- Образование и ЕГЭ
- Актуальные проблемы ботаники
- Знания, умения и личностные качества
- Перечень обязанностей
- Связь с другими науками
Предмет, задачи и методы биологии
Биология (греч. bio — жизнь и logos — знание, учение, наука) — наука о живой природе. Термин биология был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.
Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой. При этом каждая имеет собственный предмет изучения, методы, цели и задачи.
Система биологических наук
Биологические науки можно разделить по направлениям исследований.
НАУКА | ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ |
Науки, изучающие систематические группы живых организмов | |
Вирусология | Наука о вирусах |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Микология | Наука о грибах |
Ботаника (фитология) | Наука о растениях |
Зоология | Наука о животных |
Антропология | Наука о человеке |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни | |
Анатомия | Наука о внутреннем строении |
Морфология | Наука о внешнем строении |
Физиология | Наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей |
Генетика | Наука о наследственности и изменчивости организмов отдельных организмов |
Науки, изучающие разные уровни организации всего живого | |
Молекулярная биология | Наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне |
Цитология | Наука о клетках |
Гистология | Наука о тканях |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов | |
Экология | Наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой |
Биогеография | Наука о закономерностях географического распространения живых организмов |
Науки о развитии живой материи | |
Биология индивидуального развития | Наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти |
Эволюционное учение | Наука об историческом развитии живой природы |
Палеонтология | Наука о развитии жизни в прошлые геологические времена |
Науки, использующие различные методы исследований | |
Биохимия (на стыке биологии и химии) | Наука о химических веществах и процессах в живых организмах |
Биофизика (на стыке биологии и физики) | Наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах |
Прикладные науки | |
Биотехнология | Совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов |
Бионика | Разработка технических устройств по подобию живых систем |
Растениеводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных растений |
Животноводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных животных |
Ветеринария | Разработка технологий лечения сельскохозяйственных животных |
Задачи биологии:
- изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой);
- раскрытие сущности жизни;
- систематизация многообразия живых организмов.
Методы биологии
Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы.
Название метода | Характеристика |
Метод наблюдения и описания | Сбор и описание фактов |
Метод измерений | Измерение характеристик объектов |
Сравнительный метод | Анализ сходства и различий изучаемых объектов |
Исторический метод | Изучение хода развития исследуемого объекта |
Метод эксперимента | Изучение явления природы в заданных условиях |
Метод моделирования | Описание сложных природных явлений относительно простыми моделями |
Метод прогнозирования | Предсказание будущего объекта или процесса |
Связь биологии с другими науками. Биология принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе, и тесно связана с другими науками:
- фундаментальными (математикой, физикой, химией);
- естественными (геологией, географией, почвоведением);
- общественными (психологией, социологией);
- прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы).
Значение биологии.
- Биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология.
- Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйствах.
- Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.
Списки некоторых профессий
Перечень профессий:
Экономика
- Аудитор
- Актуарий
- Аналитик
- Банкир
- Брокер
- Бухгалтер
- Дилер
- Продавец
- Инкассатор
- Коммерческий директор
- Кредитный консультант
- Маркетолог
- Маклер биржевой
- Менеджер по работе с клиентами
- Налоговый инспектор
- Операционист
- Предприниматель
- Сметчик
- Снабженец
- Страховой агент
- Релайтер
- Товаровед
- Торговый представитель
- Тренд-вотчер
- Трейдер
- Экономист
- Экспедитор
- Финансист
- Кассир
Медицина
- Акушер
- Аллерголог
- Андролог
- Анестезиолог
- Бактериолог
- Венеролог
- Вертебролог
- Вирусолог
- Военно-полевой хирург
- Врач скорой помощи
- Врач УЗ-диагностики
- Врач МСЭК(медико-социальной экспертизы)
- Гастроэнтеролог
- Гирудотерапевт
- Генетик
- Гепатолог
- Гомеопат
- Гематолог
- Гинеколог
- Дерматолог
- Диетолог
- Инфекционист
- Иммунолог
- Кардиолог
- Кардиохирург
- Косметолог
- Лаборант
- Лимфолог
- Логопед
- Мануалист
- Массажист
- Маммолог
- Медицинская сестра
- Нарколог
- Невролог
- Невропатолог
- Неонатолог
- Нейрохирург
- Нефролог
- Офтальмолог
- Онколог
- Ортодонт
- Ортопед
- Оториноларинголог (ЛОР)
- Патологоанатом
- Педиатр
- Пластический хирург
- Прозектор
- Проктолог
- Профпатолог
- Психиатр
- Психолог
- Психоневропатолог
- Психотерапевт
- Пульмонолог
- Радиолог
- Реаниматолог
- Ревматолог
- Рентгенолог
- Рефлексотерапевт
- Санитар
- Сексолог
- Сексопатолог
- Семейный врач
- Специалист по клеточным технологиям
- Спортивный врач
- Сомнолог
- Стоматолог
- Сурдолог
- Танатолог
- Терапевт
- Торакальный хирург
- Травматолог
- Трансфузиолог
- Токсиколог
- Фармацевт
- Фельдшер
- Физиотерапевт
- Флеболог
- Фтизиатр
- Хирург
- Уролог
- Эндокринолог (специалист по гормонам)
- Эндоскопист
- Эпидемиолог
- Эфферентолог
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ
Растения – это эукариотические первично аутотрофные организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. В настоящее время растения рассматривают как самостоятельное царство, объединяющее группу отделов водорослей, группу отделов высших споровых и группу отделов семенных растений.
Появились растения на Земле примерно 3,4 млрд. лет тому назад. Предками растений явились гетеротрофные организмы из группы флагеллят, у которых сформировалась пигментная система, способная улавливать и использовать световую энергию и, сопряженная с ней, система запасания этой энергии в связях органических молекул.
Возникновение растений и ранние этапы их эволюции связаны с водной средой. Поэтому первыми растениями Земли стали водоросли. Исходя из современного состояния знаний о строении клетки, способах размножения, биохимических особенностях водорослей в пределах этой группы растений, различают десять основных стволов эволюции, соответствующих отделам:: Xanthophyta, Chrysophyta, Diatomophyta, Phaeophyta, Pyrrhophyta, Cryptophyta, Euglenophyta, Chloromonadophyta, Rhodophyta, Chlorophyta.
Дальнейшая эволюция растений связана с выходом их на сушу и возникновением сосудистых растений. Ботаники сходятся во мнении, что предками сухопутных растений, являются зеленые водоросли, у которых таллом расчленен на простертую (стелющуюся) и прямостоящую части.
Изучение чередования поколений у водорослей позволило сделать еще один вывод – о дивергентном происхождении мохообразных и риниофитов от водорослей, сходных с современными хетофоральными зелеными водорослями.
Риниофиты – это ископаемые растения, вымершие в позднем девоне (450 млн. лет назад), которые имели тело, расчлененное на надземные теломы и горизонтальные корневищеобразные органы – ризомоиды. Размножались риниофиты спорами. Споры образовывались в крупных спорангиях, развивающихся на концах вертикальных надземных теломов.
Считается, что эти первые сосудистые растения дали начало трем линиям развития, представленных хвощами, плаунами и папоротниками. Хвощевидные и плауновидные явились самостоятельными филами, а папоротники через группу семенных папоротников дали начало голосеменным и покрытосеменным растениям.
Особняком в мире живых организмов стоят грибы. В настоящее время эту группу организмов выделяют в самостоятельное царство, хотя еще в 1972 г. Д.К.Зеров называл их гетеротрофными растительными организмами. Грибы, как и вирусы, и бактерии по традиции рассматриваются в курсе ботаники, хотя следует помнить, что вирусология, бактериология, микология (наука о грибах), да и фикология (наука о водорослях), являются вполне самостоятельными, общепризнанными областями знаний. Ботанике же остаются практически только, так называемые, высшие растения – мохообразные, хвощевидные, плауновидные, папоротники, голосеменные и покрытосеменные, да и то, в последние годы бриология старается выделиться в самостоятельный раздел биологии.
В фармацевтическом вузе вирусы и бактерии изучаются в курсе «Микробиология», а вот грибы остаются «бесхозными» и поэтому в курсе ботаники, наряду с представителями растительного царства, рассматриваются и грибы. Это связано с тем, что представители этого царства являются не только важнейшим звеном в круговороте веществ, но и продуцентами антибиотиков и других биологически активных веществ, нашедших широкое применение в медицинской практике.
Образование и ЕГЭ
Как стать ботаником? Для этого, прежде всего, нужно получить высшее образование. Ваши специальности – «биология» или «агрономия». Они есть во многих вузах России. Учиться можно, например, в таких:
- Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет им. Н. Лобачевского.
- Тюменский государственный университет.
- Пермский государственный национальный исследовательский университет.
- Воронежский госуниверситет.
- Удмуртский госуниверситет (в Ижевске).
- Иркутский госуниверситет.
Абитуриенты, поступающие в один из перечисленных или любой другой вуз, должны сдать ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку. В некоторых высших учебных заведениях также могут потребовать результаты ЕГЭ по химии. Чем больше баллов вы наберете, тем выше шанс пройти на бюджетную форму обучения.
Знания, умения и личностные качества
Настоящим ученым-ботаником сможет стать тот, кто действительно любит растения, много знает о них и горит желанием постоянно их изучать. Без этого об успешной работе и профессиональном росте можно забыть. Следовательно, такому специалисту необходимы обширные, глубокие знания в таких сферах:
- ботаника;
- цитология (так называется наука о клетке);
- внутреннее устройство и жизнедеятельность растений;
- микробиология;
- биохимия;
- биофизика;
- генетика;
- селекция;
- экология.
Ботаник должен владеть разными методами сбора и учета растений, уметь их систематизировать. Кроме того, ему придется принимать участие в природоохранных мероприятиях. Для этого важны внятная речь и умение правильно, грамотно излагать мысли.
Что касается личностных качеств, ботанику следует быть наблюдательным, внимательным, усидчивым и обладать аналитическим складом ума. Также ему потребуются хорошо тренированная память и склонность к систематизации, так как профессиональная деятельность такого специалиста связана с упорядочиванием больших объемов информации. Регулярное участие в научных экспедициях предполагает готовность к путешествиям в спартанских условиях. Если перспектива ночевать в спальном мешке и использовать кусты в качестве туалета повергает вас в ужас – эта профессия не для вас.
История развития науки
Ботаника – это раздел науки о растениях, который появился и развивался вместе с человеком. Еще первобытные люди знали, какие растения можно употребить в пищу, а какие лучше обойти стороной.
Основные сведения о лекарственных растениях можно найти в некоторых текстах Древнего Египта, цивилизаций Междуречья – Вавилона, Ассирии и других.
В конце III тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае существовала книга под названием «Бэнь Цао», которая содержала множество сведений о лекарственных и съедобных растениях.
Древнегреческий ученый Аристотель стал первым, кто собрал и систематизировал информацию о растительном мире в своем фундаментальном труде «Теория растений». К сожалению, до нас дошли только немногочисленные фрагменты этой работы.
Теофраст (ученик Аристотеля) в своих работах «История растений» и «Причина растений» описал особенности и свойства более чем 500 растений, рассмотрел основы их физиологии (например, описал строение цветка), а также произвел их градацию, т. е. деление на следующие виды:
- деревья;
- кустарники;
- полукустарники;
- травы (однолетники и многолетники).
В древней Индии существовала так называемая «наука о жизни» – Аюрведа, которая, помимо всего прочего, включала описание множества растений, преимущественно лекарственных. Эти сведения толковались и дополнялись в трудах известных индийских мыслителей Вадбака, Чарака и других.
Ну и нельзя не отметить выдающегося арабского ученого, мыслителя и врача – Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна. Его труд «Канон врачебной науки» содержит описание более 1000 неизвестных в Европе растений.
Начало Средних веков, еще называемое «Темное время», характеризовалось стагнацией научной мысли. Абсолютно все явления и события объясняли Божьей волей, все науки, в том числе и ботаника, остановились в своем развитии.
Лишь открытие Америки Колумбом в 1492 году дало новый виток дальнейшему изучению растений, в особенности произрастающих в Новом Свете. В Европе появляются первые ботанические сады.
В Новое время открытия и достижения в области ботаники продолжались. Нельзя не упомянуть таких выдающихся ученых, как Роберт Гук (открыл растительную клетку), Карла Линнея (разработал принципиально новую терминологию и бинарную номенклатуру).
19 век ознаменовался открытиями в области физиологии растений – работы Дж. Пристли, Н. Соссюра, Ж. Ингенхауза, механизм фотосинтеза в своем труде описал знаменитый русский ученый А. Тимирязев.
Специализации
В ботанике могут найти себя люди с разными характером и склонностями. Ведь профессия «ботаник» объединяет множество узких специализаций.
- Те, кто не мыслит своей жизни без лугов и лесов, пустынь и тайги, гор и долин, мечтает путешествовать и принимать участие в экспедициях, могут выбрать себе профиль систематика и флориста. Такой специалист наблюдает за растениями и собирает их в природной среде. Учтите, что данная специализация предусматривает серьезные физические нагрузки, продолжительные пешие переходы и кочевой стиль жизни.
- Палеоботаник – очень увлекательная профессия. Чем занимается ее представитель? Он ищет в природной среде остатки растений, которые давно вымерли. Участие в экспедициях сочетается с обязательной лабораторной обработкой и теоретическим анализом полученных материалов. Палеоботаники должны уметь правильно определять отпечатки ископаемых растений. Находятся они обычно на каменном угле и других породах. Такие специалисты снимают с окаменелостей тонкие шлифы и изучают анатомию растений, которые существовали на Земле в древние эпохи.
- Любите работу в лаборатории и можете часами напролет исследовать под микроскопом внутреннее устройство растений? Тогда вам лучше стать цитологом или эмбриологом растений.
Методы исследования
Ботаника – это раздел науки о растениях, комплексная дисциплина, которая в своих исследованиях пользуется различными методами, как общими (наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ и синтез), так и специальными (в зависимости от изучаемого уровня организации). Вторые рассмотрим подробнее:
- Цитологический метод (метод электронной микроскопии для изучения клеток).
- Для изучения внутреннего строения используют метод микроскопической хирургии, световой микроскопии.
- Для изучения растений в рамках популяции применяются генетические или экономические методы исследования.
- Для изучения систематики растений широко используются палеонтологический и исторический методы.
Специализации
В ботанике могут найти себя люди с разными характером и склонностями. Ведь профессия «ботаник» объединяет множество узких специализаций.
- Те, кто не мыслит своей жизни без лугов и лесов, пустынь и тайги, гор и долин, мечтает путешествовать и принимать участие в экспедициях, могут выбрать себе профиль систематика и флориста. Такой специалист наблюдает за растениями и собирает их в природной среде. Учтите, что данная специализация предусматривает серьезные физические нагрузки, продолжительные пешие переходы и кочевой стиль жизни.
- Палеоботаник – очень увлекательная профессия. Чем занимается ее представитель? Он ищет в природной среде остатки растений, которые давно вымерли. Участие в экспедициях сочетается с обязательной лабораторной обработкой и теоретическим анализом полученных материалов. Палеоботаники должны уметь правильно определять отпечатки ископаемых растений. Находятся они обычно на каменном угле и других породах. Такие специалисты снимают с окаменелостей тонкие шлифы и изучают анатомию растений, которые существовали на Земле в древние эпохи.
- Любите работу в лаборатории и можете часами напролет исследовать под микроскопом внутреннее устройство растений? Тогда вам лучше стать цитологом или эмбриологом растений.
Связь с другими науками
Как и любая общественная наука, ботаника не может существовать, не интегрируя с другими отраслями.
Ботаника – это раздел науки о существовании растений, который связан с такими дисциплинами:
- палеоботаника – наука об ископаемых растениях, широко применяет в исследованиях данные геологии;
- биохимия, с помощью которой ботаника имеет тесную связь с химией;
- геоботаника и экология связывает науку с географией и почвоведением;
- фармакогнозия – с фармацевтикой.
В современном мире ботаника становится все больше востребованной. Ученые активно изучают вымирающие виды растений и разрабатывают планы по охране окружающей среды. Особенно это касается видов, занесенных в Красную Книгу, ведь вымирание всего одного растения из-за человеческого фактора нарушает экологический баланс, который формировался миллионами лет.
Образование и ЕГЭ
Как стать ботаником? Для этого, прежде всего, нужно получить высшее образование. Ваши специальности – «биология» или «агрономия». Они есть во многих вузах России. Учиться можно, например, в таких:
- Национальный исследовательский Нижегородский госуниверситет им. Н. Лобачевского.
- Тюменский государственный университет.
- Пермский государственный национальный исследовательский университет.
- Воронежский госуниверситет.
- Удмуртский госуниверситет (в Ижевске).
- Иркутский госуниверситет.
Абитуриенты, поступающие в один из перечисленных или любой другой вуз, должны сдать ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку. В некоторых высших учебных заведениях также могут потребовать результаты ЕГЭ по химии. Чем больше баллов вы наберете, тем выше шанс пройти на бюджетную форму обучения.
Актуальные проблемы ботаники
Роль Б. в познании структуры, функций и закономерностей растит. покрова планеты соразмерна масштабу космич. роли растений, определяющих состав земной атмосферы, характер климата, почв и недр, способствовавших эволюции мира животных и развитию человечества. Культивирование растений рождало великие аграрные цивилизации Земли, а эстетич. влияние формировало мировую культуру. В достижении гармонии общества и природы, в воспитаниии мировоззрения педагогич. роль Б. трудно переоценить, поэтому актуальны разнообразные меры популяризации знаний о растениях. Приоритетом Б. остаётся всестороннее изучение природной флоры земного шара, составляющей далеко не познанный ресурс пищевых, лекарственных и экономически значимых растений, потенциально составляющих селекционный материал для молекулярных биотехнологий. Рекомендации ботаников необходимы при восстановлении растит. покрова обнажённых субстратов (бедлендов): развеваемых песков, горных склонов, берегов и др. ландшафтов, испытавших деструктивное антропогенное влияние, вызывающее катастрофич. последствия (лавины, оползни, сели, цунами, загрязнение и обмеление рек и озёр). Изучение продуктивности растит. сообществ в биосфере важно для сохранения и восстановления экосистем океана и суши Земли, а также прогнозирования последствий экологич. кризиса. Для сохранения разнообразия природных растит. ресурсов необходимы срочные меры, регулирующие сохранение генофонда растений.
Знания, умения и личностные качества
Настоящим ученым-ботаником сможет стать тот, кто действительно любит растения, много знает о них и горит желанием постоянно их изучать. Без этого об успешной работе и профессиональном росте можно забыть. Следовательно, такому специалисту необходимы обширные, глубокие знания в таких сферах:
- ботаника;
- цитология (так называется наука о клетке);
- внутреннее устройство и жизнедеятельность растений;
- микробиология;
- биохимия;
- биофизика;
- генетика;
- селекция;
- экология.
Ботаник должен владеть разными методами сбора и учета растений, уметь их систематизировать. Кроме того, ему придется принимать участие в природоохранных мероприятиях. Для этого важны внятная речь и умение правильно, грамотно излагать мысли.
Что касается личностных качеств, ботанику следует быть наблюдательным, внимательным, усидчивым и обладать аналитическим складом ума. Также ему потребуются хорошо тренированная память и склонность к систематизации, так как профессиональная деятельность такого специалиста связана с упорядочиванием больших объемов информации. Регулярное участие в научных экспедициях предполагает готовность к путешествиям в спартанских условиях. Если перспектива ночевать в спальном мешке и использовать кусты в качестве туалета повергает вас в ужас – эта профессия не для вас.
Перечень обязанностей
Основная обязанность ботаника заключается в научном исследовании мира растений. Звучит внушительно, но не совсем понятно. Расшифруем, что делают представители этой профессии. Они собирают растения, составляют специальные справочники и классификаторы, ведут разработки, необходимые для успешного развития сельского хозяйства. Ботаники внимательно отслеживают текущую экологическую обстановку и состояние растений непосредственно в природе. Кроме того, они проводят научные эксперименты в полевых и лабораторных условиях. Результатом таких наблюдений становятся, например, новая систематика, методика разведения растений или способы выведения нового сорта. Специфика задач каждого представителя этой профессии корректируется в зависимости от выбранного профиля деятельности (специализации).
Вот чем занимаются ботаники в целом:
- Самостоятельно составляют план исследования и собирают максимум информации о его предмете.
- Готовят материалы, необходимые для проведения исследований.
- Ведут запланированные исследования.
- Фиксируют результаты и выводы, сделанные на основе научной деятельности.
- Составляют отчеты о проделанной работе и разрабатывают рекомендации.
- Открывают и описывают новые виды и подвиды растений.
- Ведут преподавательскую и просветительскую деятельность.
Связь с другими науками
Как и любая общественная наука, ботаника не может существовать, не интегрируя с другими отраслями.
Ботаника – это раздел науки о существовании растений, который связан с такими дисциплинами:
- палеоботаника – наука об ископаемых растениях, широко применяет в исследованиях данные геологии;
- биохимия, с помощью которой ботаника имеет тесную связь с химией;
- геоботаника и экология связывает науку с географией и почвоведением;
- фармакогнозия – с фармацевтикой.
В современном мире ботаника становится все больше востребованной. Ученые активно изучают вымирающие виды растений и разрабатывают планы по охране окружающей среды. Особенно это касается видов, занесенных в Красную Книгу, ведь вымирание всего одного растения из-за человеческого фактора нарушает экологический баланс, который формировался миллионами лет.