10+ лучших тестов на определение уровня эмоционального интеллекта

Содержание:

Тест на оценку эмоционального интеллекта (ЭмИн) Люсина Д. В.

Это профессиональная психодиагностическая методика – первая в российской психологии. Она разработана на авторскую модель EQ, которую разработал российский психолог Люсин. Методика имеет свою структуру: понимание эмоций (ПЭ) и управление эмоциями (УЭ). Описание методики Люсина: опросник содержит 46 утверждений, которые оцениваются по 4-балльной шкале (согласен-несогласен).

Все утверждения объединяются в 5 субшкал, по которым и проверяется ваш уровень EQ. По мнению автора, Emotional Quotient определяется по тому, насколько у человека развиты способности к пониманию и управлению эмоциями, определению эмоций других и влиянию на окружающих.

Тест на эмоциональный интеллект Холла: общее описание

Существует несколько методик по определению эмоционального интеллекта. У нас представлен тест, разработанный Николасом Холлом и помогающий определить уровень эмоционального интеллекта по нескольким аспектам. То есть вы получите не единый балл, как в случае, например, IQ¸ а дифференцированную оценку по каждой из пяти характеристик, выделяемых автором. Всего вам в рамках этого теста будет задано 30 вопросов – по 6 на каждую категорию.

ряд характеристик, с которыми согласны почти все специалисты

Другой существенный плюс, который мы бы выделили, заключается в том, что оценки даются отдельно по каждому аспекту. Это покажет, над какими конкретно сторонами EQ вам нужно поработать в первую очередь (если есть такая необходимость). Кроме того, тестом Холла удобно пользоваться самостоятельно, для самодиагностики, и он хорош для того, чтобы проходить его онлайн.

Однако есть у этого опросника и определенный недостаток. Он связан с тем, что порой нам сложно дать объективную оценку некоторых своих качеств, тогда как некоторые вопросы теста требуют от испытуемого именно этого. Давая ответы, не раздумывайте над формулировками слишком долго, но постарайтесь смотреть на себя максимально объективно.

Опробуйте и наш тест на IQ, измеряющий «традиционный» интеллект

Расшифровка результатов теста

Итак, опросник Холла показывает ваш уровень эмоционального интеллекта по следующим аспектам:

  • эмоциональная осведомленность – понимаете ли вы, какие конкретно эмоции вы сейчас чувствуете и почему;
  • управление своими эмоциями – свойственно ли вам умение подчинять сообственные эмоции и использовать их для достижения тех или иных целей;
  • управление эмоциями других людей – умеете ли вы влиять на чувства других людей, использовать их эмоции для достижения своих целей, целей компании и т.д.;
  • эмпатия – в принципе этим словом обозначается умение сопереживать, сочувствовать, но в данном контексте важнее другое значение – понимание, какие чувства и эмоции испытывают другие люди в данный момент и почему;
  • самомотивация – умение замотивировать себя с использованием собственных эмоций.

Также напоминаем, что, отличие от IQ, ваши EQ и/или SQ – фактически в ваших руках, так как при желании он вполне поддается корректировке, и повысить уровень эмоционального и/или социального интеллекта – вполне реальная задача. Однако будьте готовы к тому, что такие изменения не всегда происходят быстро и могут потребовать значительных усилий с вашей стороны.

Опросник ЭИ Шабанова и Алешиной

Этот тест подходит для детей, педагогов ДОУ и школ. Здесь 32 вопроса, они позволяют определить, какие навыки ЭИ у вас “на высоте”, а над развитием каких еще нужно потрудиться. Каждое утверждение оценивается по шкале от 1 до 10. Если вы выбираете цифру до 5, значит, вы соглашаетесь с первым утверждением. Но если от 6 до 10, вам по душе второе утверждение.

Друзья, если вы хотите узнать о себе гораздо больше, советую пройти еще одно тестирование.

Тестирование включает комплексную диагностику (когнитивный профиль):

  • концентрации и переключения внимания;
  • вербальной и невербальной логики;
  • наглядно-образного мышления;
  • вербально-логической памяти;
  • кратковременного и долговременного запоминания.

Вы определите (личностный профиль):

  • тип мышления и уровень креативности;
  • ведущий стиль деятельности;
  • способность к саморегуляции;
  • тип личности со всеми его особенностями.

Подойдет широкому кругу пользователей: подросткам старше 14 лет, взрослым и пожилым людям.

Для прохождения не нужны специальные знания, проверка проходит в игровой и тестовой форме.

Продолжительность: 30–40 мин.

Стоимость: 990 руб.

Кто такие Викиум и почему они молодцы, вы можете прочитать в специальном нашем обзоре.

Исследование эмоционального интеллекта

Советские ученые с мировым именем Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев видели взаимосвязь и даже единство аффектов с интеллектом. Еще с древних времен мыслители заметили тот факт, что человек, не управляющий своими эмоциями способен «наломать кучу дров», это происходит, потому что личность идет на поводу своих эмоций не думая о последствиях, о таких говорят «без царя в голове».

Эмоциональный интеллект ребенка развивается под влиянием родителей. Если они внимательны к чувствам и эмоциям ребенка, то он вырастает осознанным и чутким. Впервые полноценное исследование по эмоциональному интеллекту провели американские психологи Дж. Майер и П. Сэловей. Их работы были подвержены критике из-за абсолютного превозношения EI, как 100% ключа к успеху человека, но это не отменяет достоинства исследования и тех возможностей, что дает высокий уровень эмоционального интеллекта человеку.

Диагностика эмоционального интеллекта

Управление эмоциональным интеллектом расширяет возможности взаимодействия личности с другими людьми. Узнать свой уровень эмоционального интеллекта можно с помощью тестовых методик, они нуждаются в доработке, но в целом помогают составить представление о себе, и дают почву для размышлений (не нужно отчаиваться если тестирование дает низкие результаты, это стимул к тому, чтобы начать развиваться. Самые популярные тесты для определения EQ:

  • методика эмоционального интеллекта Н. Холла;
  • Emotional Quotient Inventory (опросник из 133 вопросов) автор Р. Бар-Он;
  • Emotional Intelligence Test (MSCEIT) – Д. Майер, Д. Карузо и П. Сэловей.

Теоретические основы

Основная статья: Эмоциональный интеллект В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ:

Межличностный эмоциональный интеллект Внутриличностный эмоциональный интеллект
Понимание эмоций Понимание чужих эмоций Понимание своих эмоций
Управление эмоциями Управление чужими эмоциями Управление своими эмоциями

Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. Предварительные версии опросника проводились на нескольких сотнях испытуемых. Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре.

Как повысить эмоциональный интеллект

Шаг 1. Осознание

Самое первое, что нужно сделать для развития EQ, – научиться замечать и распознавать свои эмоции. Для этого эксперты предлагают выполнять такое упражнение. Заведите таймер с интервалом в 1 или 2 часа. Как только сигнал срабатывает, ваша должны задать себе два вопроса:

  1. Что я делаю?
  2. Что я чувствую?

К примеру, в 6 утра вы можете ответить: “Я завтракаю и чувствую себя невыспавшимся”. К обеду скажете: “Я выслушиваю начальника и злюсь”. После работы ответите: “Я смотрю комедию – мне очень смешно”.

Это простая тренировка внимания. Можно ничего не записывать, а лишь понять свои ощущения и уловить связь между внешними факторами и эмоциями.

На заметку! Чтобы таймер не зазвонил в неподходящее время, установите виброрежим.

Шаг 2. Самоконтроль

Под влиянием сильных эмоций люди часто совершают действия, о которых потом жалеют. Ученые утверждают, что даже самая сильная эмоциональная реакция имеет свойство заканчиваться в течение 12 минут. В среднем даже 5–10 минут вполне хватит для того, чтобы успокоиться и не наломать дров.

Развитие эмоционального интеллекта предполагает выдерживание паузы между появлением эмоции и последующей за ней реакцией. К примеру, вы стали участником жаркого спора и начинаете чувствовать, что закипаете. Это момент, когда в вас возникла негативная эмоция. Вместо того чтобы сразу же наговорить оппоненту все, что вы о нем думаете, сделайте паузу:

  • подышите;
  • выпейте стакан воды;
  • умойтесь;
  • пройдитесь по улице;
  • послушайте любимую песню;
  • поиграйте в игру на смартфоне;
  • посмотрите видео и т. п.

Иными словами, сделайте что-то безопасное

То, что отвлечет ваше внимание и поможет успокоиться

Шаг 3. Наблюдение

Проследите, как события влияют на ваши эмоции и как появившиеся эмоции влияют на дальнейшие события. Вот пример.

Вы проснулись в хорошем расположении духа и отправились на работу. В офисе вас встретила недовольная коллега и сделала досадное замечание. Вы огорчились. Весь день прошел в испорченном настроении: по телефону нагрубили близкому человеку, вечером опоздали на рейсовый автобус, вернулись домой совершенно измотанным и несчастным.

Если критика или иное неприятное событие надолго выбивает вас из колеи, приготовьте для себя “скорую помощь”, которой сможете пользоваться в подобных ситуациях. Можете выбрать любой подходящий для вас пункт из предыдущего раздела или придумать что-то свое.

Шаг 4. Развитие эмпатии

Эмпатия означает способность понимать чувства и эмоции других людей, что является важным компонентом эмоционального интеллекта. Чтобы развить в себе это качество, попробуйте попрактиковаться на нескольких упражнениях:

  1. Находясь в общественном транспорте, понаблюдайте за пассажирами. Какие эмоции испытывают люди, находящиеся рядом с вами? Взгляните на одного из них, попробуйте угадать, в каком настроении он сейчас находится. Можете даже пофантазировать и придумать, какие события способствовали этому.
  2. Посмотрите какой-нибудь незнакомый фильм с отключенным звуком. Следите за мимикой героев, их жестами, положением тела в пространстве, чтобы понять, что они чувствуют.
  3. Пробуйте ставить себя на место другого человека. Если кто-то ведет себя не так, как нам хочется, мы злимся и раздражаемся. Но у каждого поступка есть свои причины. Проанализируйте, что могло побудить собеседника нагрубить вам. Может, у него проблемы в семье или трудности на работе? А как бы вы вели себя на его месте?

Еще один интересный способ развить в себе эмпатию – посмотреть сериал Lie to me. В российском прокате он вышел под названием “Обмани меня”. Главный герой – психолог, который анализирует чувства преступников на основе их эмоций. Все техники, которые применяет герой фильма, являются настоящими наработками реального ученого Пола Экмана, который выступил консультантом во время съемок.

Если вы хотите всерьез заняться улучшением EQ, рекомендую посмотреть тренинги, программы и курсы по развитию эмоционального интеллекта.

Навыки управления конфликтами

Что это

  • способность решать конфликты;
  • прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
  • разрешать последствия конфликтов;
  • работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
  • переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
  • анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.

Зачем нужны

Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошёл — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.

Как проверить

  • тест на конфликтную личность Ильина;
  • тест на личностную агрессивность и конфликтность Ильина.

Как прокачать

«Управление конфликтами», Виктор Шейнов

Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

«Лидерство через конфликт», Марк Герзон

Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.

«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер

Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.

В рубрике «Беседка» поговорили с бизнес-тренером, экспертом в области управленческих навыков, эмоционального интеллекта и практик в области геймификации Анастасией Высоцкой.

Тест эмоционального интеллекта Мэйера – Сэловея – Карузо

Это очень крутая методика! Мне, как специалисту, она больше всех понравилась. Но проводить и диагностировать ЭИ по ней должен именно специалист! Потому что она трудоемкая: состоит из 8 секций, где нужно определить эмоции на фото, ответить на большое количество вопросов, касающихся возникающих чувств, подобрать к предложению нужные слова, оценить картинки по шкале.

Трудность его прохождения в том, что нет электронного варианта. Да и на просторах интернета его найти довольно сложно. Но я нашла для вас текст методики и бланк ответа. Предупреждаю сразу: проходить его будет трудно и нужно потратить много времени на прохождение и перевод баллов в “стены” для интерпретации (час-два). Но это того стоит, если у вас есть желание заморочиться. Здесь тестовый материал, ниже бланк ответов.

Тестовый материал

1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен
1) Полностью не согласен 2) В основном не согласен 3) Отчасти не согласен
4) Отчасти согласен 5) В основном согласен 6) Полностью согласен

Результат

Теории ЭИ

Рассмотрим две теории ЭИ, предложенные психологами Люсиным и Холлом.

Гипотеза Люсина

Психолог Люсин Д.В. (Россия) в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

  • Способность к идентификации и управлению эмоцией. Человек осознает свое чувство, дает ему название, видит причину его возникновения. При этом эмоция личностью управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена внешне.
  • Направленность к эмоциям своим или других людей.

Автор на основании указанных компонентов выделяет два типа ЭИ:

  • Внутриличностный – понимание и управление своими чувствами.
  • Межличностный – осознание и управление эмоциями окружающих.

На основе своей теории Люсиным Д.В. разработан опросник ЭмИн – методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. Опросник состоит из 46 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, коррелирующие степень его согласия с предложенными утверждениями по 4х-бальной шкале.

Теория Холла

Альтернативная методика тестирования уровня ЭИ разработана Холлом. В данном случае опросник состоит из 30 позиций и ответы оцениваются по шестибалльной шкале.

Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:

  1. Осознает ли он испытываемые эмоции и причину их появления.

  2. Может ли он контролировать чувства.

  3. Имеет ли влияние на других людей.

  4. Каков его уровень эмпатии.

  5. Возможности к самомотивации.

Обе методики применяются в психологии и широко представлены в сети интернет для прохождения в онлайн режиме.

Виды и особенности

Модель Майера-Саловея-Карузо

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра:
 

  1. Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей (по внешним признакам – походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т.д.).
  2. Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность.
  3. Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства.
  4. Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций (как своих, так и у других людей) ради достижения необходимого результата. 

Модель Дэниела Гоулмана

В 1995 году вышла книга американского журналиста и психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая приобрела большую популярность во всем мире. В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих. Вот так можно перечислить составляющие:

  • Самосознание – это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей. 
  • Саморегуляция – умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок.
  • Мотивация – возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата.
  • Эмпатия – умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные.
  • Социальные навыки – применение навыков распознавания эмоций в процессе рабочего процесса либо решения конфликтных ситуаций.

Рувена Бар-Она

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она была вынесена на всеобщее обозрение в Канаде в 1996 г. Согласно ей, абсолютно гармоничная личность обладает способностями, которые можно разделить на пять категорий.

Внутриличностная:

  1. Ассертивность – возможность предельно ясно и четко выражать собственное мнения, отстаивая при необходимости свои позиции, сохраняя при этом уважение к желаниям других людей.
  2. Самоуважение – способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, оставаясь в гармонии с собой.
  3. Независимость – возможность не зависеть от других в процессе вынесения какого-либо решения.
  4. Самоактуализация – раскрытие собственного потенциала посредством саморазвития, целеустремленности.
  5. Эмоциональная осознанность — это навык, позволяющий хорошо распознавать эмоции, в том числе и свои собственные, умение отделять позитивные от негативных, разбираться в источниках их возникновения.

Межличностная:

  • Эмпатия — это умение определять, понимать и воспринимать чувства окружающих людей.
  • Социальная ответственность — умение вести сотрудничество с представителями различных социальных групп вплоть до возможности взять на себя заботу об определенном человеке, когда требуется проявить высокие нравственные качества.
  • Межличностные отношения — это способность успешной вербальной и невербальной коммуникации с формированием полезных взаимоотношений, умение налаживать социальные контакты.

Адаптативная:

  1. Умение решать проблемы — умение распознавать и формулировать проблему для поиска эффективного метода ее решения. Требует интуитивных способностей и развитого логического мышления.
  2. Гибкость — способность вести себя в соответствии с текущей ситуацией, подстраиваясь под любые ее изменения.
  3. Оценка действительности — умение сопоставлять собственные чувства с реальным положением вещей.

Управление стрессом:

  • Стрессоустойчивость — способность противодействовать факторам стресса, не теряя при этом эмоциональной стабильности.
  • Контроль импульсов — зависящая от самодисциплины и волевого развития способность бороться с разного рода искушениями ради долгосрочного успеха.

Общее настроение:

  1. Оптимизм — умение не терять положительный настрой даже в нелегких ситуациях для последующего успешного решения проблем, способность видеть в последней определенную возможность чего-либо.
  2. Счастье (благополучие) — наполненность собственного внутреннего мира жизнестойкостью, воодушевлением, удовлетворением, гармонией и способность делиться подобным состоянием с близкими людьми.

Как развить эмоциональный интеллект

Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям – как в фильме «Теория лжи».

Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья. Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций. Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции – если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся. Специальное изучение эмоций человека по микровыражениям позволяет получить как информацию, как выглядит каждая эмоция, так и навыки на практике оперативно их распознавать.

После этого навыка обязательно нужно обратить внимание и на развитие контроля и умения выражать эмоциональные реакции

Важно научиться различать эмоции для получения правильной картины мира. Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию

Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции

Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию. Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции.

Также, когда мы понимаем эмоции, мы можем прогнозировать поведение других людей. Особенно важен навык распознавания и управления эмоциями для различного рода руководителей и лидеров коллективов, ведь нужно в каждый конкретный момент отдавать себе отчет, в каком эмоциональном состоянии сейчас подчиненные: если расстроены, опечалены, с низкой энергетикой, то в этот день стоит заняться, например, сверкой документов и проверкой отчетности. Если же люди в коллективе брызжут энергией и полны радости – можно заняться мозговым штурмом, провести собрание.

Но что делать, если мозговой штурм нужно провести именно сейчас, а эмоциональное состояние коллег не соответствует? Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности. Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться – словно тренер спортивной команды. Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам.

У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер. Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия. Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации. Все силы его уходят на поддержание непроницаемого эмоционального фасада, который, безусловно, иногда нужен, но как постоянный режим очень затратен.

Следуя предупреждающей стратегии, можно продумать действия наперед, и направить другого сотрудника на встречу, которая эмоционально выводит вас из себя. Если все же вы пошли на встречу, и вас вывели, то следуя реактивной стратегии вы можете вдохнуть и выдохнуть, посчитать до трех и спокойно изложить свое негодование на бумаге.

Для чего он нужен

Более корректным будет вопрос: “Почему эмоциональный интеллект так важен?” Он позволяет строить долгосрочные отношения с коллегами, друзьями, близкими и родными людьми. Ведь именно навык коммуникации по сути и определяет, насколько успешным в жизни будет человек.

Даниел Канеман, обладатель Нобелевской премии по экономике, выяснил, что люди готовы заключать менее выгодные для себя сделки, если партнер вызывает у них симпатию. Обаятельный продавец способен продать больше товара, даже если тот будет бесполезным или недостаточно качественным. Люди с развитым EQ имеют больше возможностей за счет влияния на других людей.

Высокий уровень EQ означает, что человек умеет распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном

Такие качества позволяют налаживать связи, обращать на себя внимание, способствуют доверию и, как следствие, занятию высоких должностей, предполагающих управление коллективом

Интересно! Роль эмоционального интеллекта отлично показана в сериале “Теория большого взрыва”. В нем главные герои являются гениальными учеными, но совершенно не умеют вести себя в обычном обществе, из-за чего постоянно и попадают в комичные ситуации.

Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления. Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет.

Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту.

Методы развития эмоционального интеллекта

Учитывая, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на качество жизни, его нужно развивать. Расскажем, как это сделать.

Наблюдение за эмоциями

Чувства нельзя игнорировать, их следует проживать и анализировать. Научитесь осознавать свои эмоции в течение дня. Почему вы расстроились, чему обрадовались? К примеру, как отреагировали на критику руководства – возникла обида, огорчение или неприятие. Эмоциональные реакции можно записывать: «Я злюсь, если…»., «Я в восторге, когда…».

Прислушивайтесь к физическому состоянию

Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка. Выявите ваши индивидуальные взаимосвязи.

Выявите связи между эмоциями и поступками

Необходимо понять, как чувства влияют на поведенческие реакции. К примеру, если вам стыдно, то вы обычно пытаетесь нападать в ответ? Такая реакция не даст эффективного результата в коммуникации, поэтому ее необходимо устранить. Правильно будет спокойно выслушать собеседника и прояснить свою позицию, если нужно признать неправоту.

Поймите, что нет неправильных эмоций

Каждый из нас имеет право на злость, гнев и ярость. Это ответ психики на агрессивные внешние вызовы

Но всегда нужно обращать внимание на обстоятельства, вызвавшие негатив. Вы кому-то позавидовали? Ничего страшного, но подумайте в чем проблема, возможно в низкой самооценке

Выбирайте достойные поведенческие модели

Если определенные эмоции заставляют вас чувствовать себя проигрышно, подумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, в ответ на замечание вы начинаете кричать, злиться, чем еще больше раззадориваете соперника. Если оппонент спокоен внешне, то считайте, что в споре он выйдет победителем. Не дайте чувствам взять верх над разумом.

Станьте открытым к диалогам с другими людьми

Внимательно слушайте человека, старайтесь понять его аргументацию. В то же время сами прямо говорите о своих чувствах и отношению к обсуждаемой теме. Будьте сговорчивы.

Прокачивайте способность к эмпатии

Поставьте себя на место другого человека, чтобы прочувствовать его радость или боль. Не будьте пассивным слушателем. Искренне старайтесь помочь добрым словом или ценным советом. Фальшивое сочувствие всегда видно со стороны, настоящих друзей и сторонников на его основе не завоюешь.

Следите за соответствием слов и мимики

Не лукавьте, если вы скажете: «Я так рад тебе помочь» с унылым выражением лица, неискренность будет видна. Вы имеете право открыто выражать свои эмоции, не хотите помогать, и не надо. Лучше сказать правду. Также следите за мимикой других людей, учитесь читать между строк.

Эмоциональный интеллект – книга

«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман – эта книга-бестселлер в буквальном смысле открыла новые горизонты для людей и показала важность владения всеми эмоциями, отождествления с ними и осознания. В книге подробно объясняется, как связаны эмоциональный и умственный интеллект, и почему люди с высоким умственным коэффициентом не так успешны в своей деятельности, чем индивиды со средними показателями

Как повысить эмоциональный интеллект – автор приводит множество действенных методик и упражнений, выполняя которые, можно добиться ошеломляющих успехов.


Эмоциональный интеллект

Рекомендуемые статьи:

  • ЭМПАТИЯ — что это простыми словами. Виды и уровни эмпатии
  • ПЕРЦЕПЦИЯ — что это такое. Виды перцепции
  • ДЕВИАЦИЯ — что это такое. Причины, признаки и виды девиации
  • АБСУРД — что это. Абсурд в религии, психологии и философии
  • ФРИК — кто это? Вся правда о фриках

По материалам — womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector