Тренинг когнитивных навыков

Содержание:

Когнитивные процессы: их содержание и типы

Когнитивная деятельность человека начинается с самого рождения и является составной частью его сознания. В ней участвуют разнообразные системы, которые перерабатывают информацию и различаются по каналу ее получения. Это — когнитивные процессы. Рассмотрим более подробно их содержание и типы.

Когнитивные процессы представляют собой психические явления, которые необходимы для рационального изучения и осознания окружающего мира. К ним можно отнести восприятие, ощущение, воображение, мышление и память. Каждый из них является самостоятельным, но, работая совместно, они обеспечивают познавательную деятельность человека.

Ощущения связаны с тем, что имеются различные воздействия на специализированный рецепторный аппарат. Благодаря этому организм воспринимает сигналы раздражителей из среды (внешней и внутренней). Поэтому выделяются кожные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, мышечные и ощущение равновесия.

Когнитивные процессы включают в себя восприятие. Оно является целостным отражением ситуаций, предметов и событий, которые возникают при их непосредственном влиянии на рецепторную поверхность. Благодаря восприятию обеспечивается непосредственно-чувственная ориентировка в окружающем мире. С ним, в меньшей или большей степени, связаны такие когнитивные процессы, как память и мышление. Рассмотрим их более подробно.

Мышление является опосредствованным и обобщенным отражением действительности. У человека оно имеет несколько типов, которые «перетекают» в различные когнитивные стили.

Наглядно-действенное мышление способно функционировать, обрабатывая информацию, которую субъект получает, совершая те или иные действия. Наибольшее распространение оно получает у ребенка до трех лет.

Наглядно-образное мышление нацелено на воссоздание «слепка» действительности. Оно развивается у ребенка в возрасте от трех до десяти лет в игре.

Абстрактное мышление способно устанавливать логические связи между явлениями действительности.

Память включает в себя процесс формирования и сохранения опыта из прошлого, которые делают возможным повторное его применение в деятельности. Такие когнитивные процессы связывают для субъекта прошлое с будущим и настоящим. Поэтому именно память — важнейшая познавательная функция, которая лежит в основе обучения и развития.

Воображение является психическим процессом, который выражается в:

  • построении образа и результата деятельности человека;
  • формировании программы общения и поведения в той ситуации, когда проблема является неопределенной;
  • создании образа, которые не программирует, а заменяет деятельность;
  • построении объекта, который соответствует описанию.

Важнейшей функция воображения является то, что оно позволит представить итоговый результат своей деятельности до ее начала. Благодаря этому происходит ориентация человека в процессе ее осуществления.

Поэтому когнитивные процессы, работая в комплексе, являются необходимым компонентом познавательной деятельности.

Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей

6 сентября 2020 8082

Проходили 1204 раза

Угадайте ведущего телепрограммы

HTML — код

21 марта 2021 1686

Проходили 183 раза

Угадай страну по фото!

HTML — код

25 июня 2020 975

Проходили 65 раз

Как хорошо вы знаете серию Need For Speed?

HTML — код

7 марта 2021 1089

Проходили 142 раза

Сможешь ли ты назвать 100% этих игр?

HTML — код

15 августа 2020 864

Проходили 70 раз

Насколько хорошо вы знаете Warcraft 3?

HTML — код

18 мая 2021 152

Проходили 1 раз

Насколько хорошо ты знаешь «Звёздные войны»?

HTML — код

24 февраля 2021 3608

Проходили 542 раза

Тест: «Война и мир», Л. Н. Толстой

HTML — код

31 декабря 2020 1472

Проходили 147 раз

Викторина по географии

HTML — код

18 апреля 2021 1112

Проходили 101 раз

Тест на знание классических видеоигр

HTML — код

27 марта 2021 924

Проходили 89 раз

Тест на знание игры Red Dead Redemption 2

HTML — код

11 мая 2021 736

Проходили 33 раза

Тест: Волейбол

HTML — код

6 мая 2021 755

Проходили 52 раза

Тест на знание кинематографической вселенной Marvel

HTML — код

9 мая 2021 643

Проходили 17 раз

Основы дизайна

HTML — код

13 мая 2021 650

Проходили 15 раз

Тест: Флаги стран Южной Америки

HTML — код

26 января 2021 1125

Проходили 57 раз

Тест на знание игры Bloodborne

HTML — код

15 августа 2020 633

Проходили 34 раза

Что вы знаете о компании Valve?

HTML — код

Показать еще больше

Сетевой (когнитивный) подход в психологии — видео

Человеческий мозг по своей нейронной структуре превосходит любую компьютерную технику. На сегодняшний день все возможности мозга не изучены и его вычислительные способности огромны. Однако, любой, даже самый простой калькулятор имеет преимущество по точности вычисления и память его надежнее. Почему это происходит?

Мышление человека не происходит изолированно от самой психики, личных впечатлений о мире. Поэтому мы склонны совершать логические ошибки, делать ложные выводы. С абсолютной уверенностью эту особенность нельзя приписать особенностям человеческой психики, поэтому появился целый ряд направлений в науке изучающие когнитивные структуры и когнитивные искажения.

Ряд факторов, которые влияют на восприятие человека:

  1. социальные установки;
  2. мотивационные факторы и эмоциональные впечатления;
  3. ограниченные способности мозга в переработке информации;
  4. сознательный поток мыслей, который называется ментальный шум.

Основные ошибки

Нередко когнитивный мыслительный процесс приводит некоторые убеждения к искажению. И тогда появляются шаблонные отклонения в мышлении. Например, известны случаи склонности людей к отрицанию мнения посторонних людей, относящихся не к их группе, и к полному согласию с близкими по духу одногруппниками, даже если утверждения тех необоснованны и неоправданны.

Ошибок, связанных с когнитивным искажением, много. Мы перечислим самые распространённые из них.

Мышление в рамках шаблона «всё или ничего»

Некоторые люди, особенно перфекционисты, имеют склонность впадать в крайность. Они считают, что если задание выполнено не на 100%, значит, оно не готово. Мастер на вызов явился с опозданием, значит, он плохой специалист, и к услугам фирмы, где он работает, больше прибегать не стоит. Если человек, сидящий на диете, случайно съел пирожок, то больше нет смысла придерживаться диетического питания, так как все усилия сведены к нулю.

Генерализация частных случаев

Любой случайный проступок является поводом к тому, чтобы безосновательно перенести единичный случай на совокупное действие. Отдельное событие приводит людей к выводу, что так происходит всегда. Или, наоборот, никогда. Человек, вовремя не сдавший отчёт, переживает, что теперь его никогда не повысят в должности. Сотрудник некачественно выполнил заказ, значит, он плохой работник и всегда плохо справляется со всеми заданиями.

Чрезмерная драматизация

Иногда какой-нибудь незначительный казус превращается в катастрофу. Начинающий спортсмен во время прыжка получил лёгкую травму, после которой решает, что этот вид спорта ему не подходит, так как он вряд ли сможет правильно приземляться.

Со временем человек начинает видеть позитивные моменты и обучается выводить себя из любых неприятных ситуаций.

Наклеивание ярлыков

Нередко в коллективах закрепляется устойчивое мнение о каком-нибудь человеке из-за отдельно взятого конкретного события. Например, коллега на корпоративной вечеринке напился. На него навешивают ярлык пьяницы. Хотя на самом деле, это мог быть единичный случай, который больше никогда не повторится. Другой сотрудник углубился в собственные мысли и не поздоровался с окружающими. Его сразу посчитали надменным невежей.

Ярлыки порождают негативные эмоции и искажают действительность. Надо учиться объективно расценивать ситуацию, не опираясь на отдельно взятый факт. Однажды опоздавший человек не всегда демонстрирует свою недисциплинированность. Нужно уметь отделять эмоции от конкретных явлений.

Необоснованные умозаключения

Иной раз личность берёт на себя функцию домысливания и пытается прочесть мысли другой особы, делая вывод о негативном настрое её к своей персоне. Человек необоснованно считает, что к нему относятся плохо.

Нередко люди без всяких на то оснований предсказывают будущие события не в свою пользу. Например, во время выступления докладчик допустил несколько ошибок, которые дали ему повод посчитать, что теперь его на конференции не будут приглашать никогда.

Отрицание позитива

Некоторые не желают замечать собственные успехи и достижения. Им кажется, что они не достойны похвалы, так как любой человек справился бы с заданием не хуже

В данном случае важно осознать, что каждый периодически заслуживает признания. И это не подразумевает его высокомерие и горделивость

Применение когнитивных процессов в образовании

Психологи занимаются анализом умственных процессов, чтобы улучшить качество жизни человека

Каждому из нас важно самосовершенствоваться и контролировать себя, чтобы достигать определённых результатов. Как в этом помогают когнитивные процессы?

В обучении

Есть много теорий обучения, которые отличаются друг от друга. Но во всех из них (исключение – теория ассоциативного обучения) используются когнитивные процессы.

При этом, когда мы обучаемся, то все познавательные процессы взаимосвязаны. Требуется приложение усилий, использование всех ресурсов для улучшения учебных навыков и более эффективного обучения чему-либо.

При чтении

Для качественного чтения важно уметь быстро распознавать буквы, концентрироваться на книге, запоминать информацию, соотносить её с тем, что уже было известно и так далее. При этом процесс обработки информации будет различаться, отталкиваясь от поставленной перед собой цели: изучение своего хобби, подготовка к ЭГЕ либо просто чтение увлекательной истории

При этом процесс обработки информации будет различаться, отталкиваясь от поставленной перед собой цели: изучение своего хобби, подготовка к ЭГЕ либо просто чтение увлекательной истории.

При письме

Ситуация аналогична когнитивным процессам, происходящим при чтении

Важно уберечь себя от лишнего шума, стараться писать разборчиво, не терять мысль, контролировать орфографию и т.д. Также немаловажно планирование того, о чём мы пишем

Развитый интеллект

Причем трех типов:

— общий — комплекс психических и когнитивных свойств, умение адаптироваться к новым условиям и быстро перерабатывать информацию, мыслить аналитически, общаться, обучаться.

— эмоциональный — это умение понимать свои и чужие эмоции, направлять их, предупреждая негатив в коллективе. Здесь очень важны самосознание (понимание мотивов своих поступков), самоконтроль (умение направлять в мирное русло деструктивные импульсы), мотивация, эмпатия (понимание эмоционального состояния окружающих), социальные навыки (выстраивание сотрудничества с другими).

социальный — это комплекс способностей, нужных для продуктивного межличностного взаимодействия, адекватного понимания окружающих и выстраивания партнерских отношений.

Диагностика дивергентного мышления Е. Торренса – StudFiles

Это необычный тест, который заставит вас “пошевелить мозгами”. Здесь и оценятся ваши когнитивные функции. Это проективная методика, которая не предполагает опроса. Дано 12 элементов рисунка. На отдельном листе вам нужно дорисовать каждый элемент, чтобы получилась какая-то картинка. Работать нужно быстро. Надо постараться нарисовать такую картинку, которая до вас не существовала.

Время проведения – 40 минут. Возраст – до 20 лет, но можно попробовать и респондентам постарше. Здесь оценивается развитие воображения, гибкость мышления, креативность, словарный запас и развитие речи. Методика используется при комплексной оценке когнитивных способностей.

Тесты какой компании вам помогли?
Викиум 100%

Cosmopolitan 0%

Adme 0%

Testometrika 0%

Психологический журнал 0%

TopGlobus 0%

Woman-Psy 0%

Dropi 0%

StudFiles 0%
Проголосовало: 1

Книги для развития когнитивных способностей

Интерес к развитию когнитивных умений можно удовлетворить с помощью литературы на эту тему. Широкий выбор книг позволяет найти источник, подходящий именно для вас.

. Серьезное издание, обосновывающее постулаты взаимосвязи физических структур мозга и когнитивных способностей личности. Приведены научные данные и результаты современных исследований в психологии и смежных науках, рассматриваются последние методики изучения процессов мозга, в переходе от поведенческих к визуальным.

А. Соболева. Серия книг для развития когнитивной сферы у детей в игровой и доступной форме. Три пособия направлены на улучшение основных функций: речи, памяти, моторики, внимания, включают задания для детей и советы родителям.

Почитайте другие полезные статьи на сайте:

  • Как лучше развивать ребенка обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений
  • Как развивать свой мозг: упражнения
  • Топ-16 сайтов для развития интеллекта

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.

Викиум

Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.

CogniFit

CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.

Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.

Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.

Доступ к тренировочным программам на месяц стоит от 19,99 $ до 29,99 $, на год – от 119,99 $ до 169,99 $. Доступ к тестам приобретается отдельно.

Еще больше вариантов вы найдете в нашей подборке тренажеров для развития мозга.

Сенсомоторная теория

На этот счет у сенсомоторной теории есть несколько хороших примеров. Сторонники этой теории, как и энактивисты, считают, что видеть — это способ действовать. Особую роль в этом действии играют сенсомоторные знания — набор доступных внутренних гипотез о внешнем мире, телесная готовность.

Можно повращать эту чашку в своем воображении, и, если заглянуть за нее, ничего удивительного мы там не обнаружим. Представление «отсутствующей» части чашки участвует в нашем восприятии. Получается, что мы воспринимаем чашку целиком.

Но чтобы сделать это, нужно иметь определенный телесный и двигательный опыт. Если, согласно тезису реэнакмента, представление — это репетиция или воссоздание восприятия, то в сенсомоторной теории представление — это не воспроизведение хореографии восприятия, а готовность

к нему. Тело готово задействовать целый ряд двигательных возможностей, если понадобится.

Например, чувствовать себя как дома — значит знать, ощущать своим телом, что всё под рукой. Вам не нужно разучивать, как запирать дверь, где у вас выключатель или на какой полке лежит мыло: ваша рука знает, куда за ним потянуться.

Опыт с чашкой показывает, что, несмотря на то, что мы располагаем информацией только о ее передней стороне, в нашем сознании она целая благодаря тому, что мы потенциально можем вступить в контакт с ее невидимыми частями.

Кое-что интересное или мозг под микроскопом

Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.

К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:

  1. Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
  2. Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
  3. Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.

Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.

Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.

Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.

Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.

А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.

Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.

Когнитивные функции что такое

Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции главного органа центральной нервной системы – головного мозга. С помощью них человек не только познает окружающий мир, но и активно с ним взаимодействует.

Когнитивные функции подразделяются на 6 познавательных способностей:

мышление;
речь;
внимание;
память;
гнозис (ориентация в пространстве, а также узнавание времени и места);
праксис (целенаправленная двигательная активность).

Благодаря познавательным функциям, формируется личность человека, а также определяются его способности к образованию, работе и другим сферам жизни.

Что такое компетенции?

Компетенция — это совокупность знаний, навыков и способностей, которые человек развивает, чтобы понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним.

Например: как я общаюсь с другими людьми? Как я планирую свой день? Как я понимаю, что чувствуют окружающие в различных ситуациях и как я реагирую на это на основе полученной информации?

Различают три типа компетенций:

Профессиональные компетенции:

Когда мы говорим о профессиональной компетенции, речь идёт о способности успешно применять свои знания, опыт и навыки для успешного решения профессиональных задач.

Важно отметить, что компетенции тесно связаны с новыми потребностями и рабочими ситуациями. Поэтому в наши дни недостаточно просто иметь профессиональные навыки, следует учитывать меняющуюся ситуацию и стремиться к сбалансированному развитию всех навыков


Что такое социальные и профессиональные компетенции?

Социальные компетенции или навыки:

К социальным компетенциям относят:

Самоуправление: то, как ведём свои дела, как ежедневно распоряжаемся своим временем, сколько часов посвящаем работе, друзьям, семье и т.д..

Социальное сознание: способность осознавать ситуации и проблемы, существующие вокруг вас

Почему это так важно? Потому что на этой основе мы реагируем на происходящее и управляем ситуацией. А также составляем собственное мнение о происходящем.

Управление отношениями: здесь речь идёт об эмпатии, ассертивности и т.д.

Эмоциональный самоконтроль: умение “взять паузу” и адекватно эмоционально отреагировать на ситуацию.

Адаптируемость: мы живём в постоянно меняющемся мире, поэтому для успешной адаптации необходимо обладать широким набором компетенций.

Оптимизм: что произойдёт, если каждую непредвиденную ситуацию мы будем рассматривать не как препятствие, которое нужно преодолеть, а как новую возможность? Ситуация сильно поменяется, поскольку мы начнём управлять ею в свою пользу и быстрее адаптируемся к происходящему.

Личные компетенции:

Это психологические компетенции и навыки, которые помогают человеку успешно справляться с различными задачами как в профессиональной, так и личной сферах. Среди них выделим:

  • Эмоциональное сознание, необходимое для ежедневного управления эмоциями. Мы действуем исходя из контекста.
  • Самоуважение: адекватная самооценка.
  • Доверие к себе: доверие — это концепция, которая передаётся другим людям. Поэтому если мы доверяем самому себя, окружающие увидят и оценят это.
  • Устойчивость: речь идёт о навыке или способности, охватывающей много других способностей. Она заключается в том, чтобы извлечь пользу из неприятного события, что в результате повышает наши знания, гибкость, способности.

Десять когнитивных искажений, которые усложняют нашу жизнь.

К сожалению, мозг чаще использует когнитивные уловки для усиления негатива. К примеру, мы упрекаем себя «У меня никогда ничего не получается». Это пример черно-белого размышления – при таком сбое мы мыслим категориями крайностей «всегда» или «никогда». Или думаем «я так плохо выгляжу, что на меня все оглядываются». Это пример чрезмерного обобщения – такое когнитивное расстройство обобщает действия одного человека на всех.

Известных науке когнитивных искажений существует немало, в практике любого психотерапевта найдется достаточно примеров. При этом некоторые эффекты пересекаются друг с другом, а единой общепринятой классификации пока не существует. Перебрать все невозможно. Но можно рассмотреть 10 самых популярных. О них стоит помнить и практиковаться, отлавливая системные ошибки мозга.

  1. Предвзятое подтверждение. Мы тяготеем только к той информации, что доказывает наши убеждения, а не к той, что их опровергает. В результате продолжаем поиски в одном направлении, приходим к ложным выводам.
  2. Фильтрация. Мы подчеркиваем отрицательные и одновременно игнорируем положительные стороны ситуации. В итоге «зависаем» на неприятной детали, перестаем размышлять непредвзято.
  3. Ошибка выжившего. Мы сосредотачиваемся только на историях людей, добившихся успеха. В итоге оказываемся не готовыми к ошибкам и поражениям, теряем веру в себя.
  4. Поспешные выводы. Мы убеждены, что умеем читать чужие мысли, поэтому додумываем за другого, приписываем несуществующие качества, делаем выводы, объясняем его поступки. В результате получаем неожиданную реакцию. Обратное искажение – иллюзия прозрачности – когда мы переоцениваем способность других людей понимать нас.
  5. Обвинение. Мы уверяем, что другой человек способен быть ответственным за наши переживания, болезненные ощущения или негативные эмоции. Мы говорим «ты вынуждаешь меня считать себя ничтожеством». В итоге перекладываем ответственность за свои поступки на другого человека, лишаем себя инициативы.
  6. Нагнетание. Мы живем в ожидании катастрофы, которая должна случиться в ближайший момент. При этом настолько погружаемся в свои переживания, что не замечаем объективную реальность. В итоге зацикливаемся на своих проблемах, болезнях, страхах и упускаем возможности.
  7. Сохранение усилий. Мы предпочитаем завершать начатое, если уже вложили в него усилия, деньги, время. В результате держимся за бесперспективные проекты, отношения, работу. Даже если находим достаточно причин, чтобы этого не делать.
  8. Дополнение пробелов. Имея только часть необходимой информации, мы дополняем пробелы догадками, предположениями на основании своих стереотипов и прошлого опыта. Потом уже сами не помним, какие части паззла были реальными, а какие мы придумали сами.
  9. Эффект неоднозначности. Мы предпочитаем простые и понятные варианты выбора более сложным и неопределенным. Из-за этого страдает принятие решения, которое при недостатке информации может оказаться неверным.
  10. Иллюзия контроля. Мы верим в то, что можем повлиять на события, которые объективно от нас не зависят. Это объясняет наше увлечение лотерейными билетами, азартными играми, верой в приметы.

Когнитивные нарушения – всего лишь инструмент нашего мозга, который может использоваться с пользой или во вред нам самим. Но без них мозг обходиться не умеет. Чтобы выжить он должен усвоить и увязать полученную информацию с имеющимся багажом. Правда, объективность восприятия от этого пострадает.

Пройти тест на тип личности

Преимущества когнитивного обучения

Когнитивное подход в обучении — это эффективный способ воспитания на всю жизнь любви к обучению и повышению квалификации сотрудников. Организации могут использовать стратегии когнитивного обучения для влияния на своих сотрудников, руководствуясь следующими преимуществами:

Улучшение понимания: В когнитивном обучении учащиеся учатся на практике. Такой практический подход  делает обучение иммерсивным и способствует пониманию. Таким образом, вы можете развить у сотрудников более глубокое понимание материала и его применения в работе и жизни.

Улучшает навыки решения проблем: Навыки решения проблем важны на любом уровне лидерства. Подход когнитивного обучения повысит у сотрудников способность развивать этот основной навык и поможет им применять его в каждом аспекте своей работы.

Повышает уверенность: Когнитивное обучение может также повысить у сотрудников уверенность в их способности справляться с трудностями на работе. Это потому, что такой подход  способствует развитию навыков решения проблем и облегчает изучение новых вещей в течение короткого периода времени.

Поощряет непрерывное обучение: Когнитивные навыки способствуют долгосрочному обучению, так как позволяют соединить предыдущие знания с новыми материалами. Это поможет сотрудникам объединить старую и новую информацию и эффективно применять каждую по отдельности или обе вместе.

Что такое когнитивные функции, и что к ним относится

В буквальном переводе с латыни cognitio — «познание». А когнитивными называют высшие мозговые функции, позволяющие человеку воспринимать, обрабатывать и хранить получаемую информацию. Благодаря этому люди способны взаимодействовать с окружающей средой и обществом.

К этим функциям относят:

Визуальное восприятие. При помощи этой функции человек различает и распознает разные стимулы

Именно это дает возможность осознать, как выглядят окружающие люди и предметы, а также понимать разницу между, например, пультом от телевизора и обувью.
Внимание. Говоря простыми словами, эта функция помогает человеку в реализации мозговой и двигательной активностей

Благодаря ей среди внешних факторов, таких как звуки, запахи и образы, а также внутренних, например, мыслей и эмоций, человек концентрируется на том, что будет для него в данный момент полезно.
Память. Это сложный процесс, который кодирует, хранит и воспроизводит полученные сведения. Он тесно связан со способностью к концентрации внимания, поскольку без этого получить информацию в полном объёме нельзя.
Исполнительные способности. Это тоже можно причислить к когнитивным функциям, поскольку они отвечают за взаимосвязь между фиксацией информации и дальнейшим ее использованием. Такие способности обеспечиваются деятельностью префронтальной коры в головном мозге.
Речь. Эта система коммуникации позволяет людям общаться между собой, а также связано формулировать свои мысли. В обеспечении процесса участвуют различные мозговые отделы, расположенные, по большей части, в левом полушарии.

Иными словами, когнитивные функции мозга помогают воспринимать всё, что окружает человека, составлять об этом свое представление и фиксировать в памяти.

Играйте в настольные игры

Игры, в которых используются стратегии, отлично подходят для мозга. Особенно те, которые включают в себя решение головоломок или какое-либо новое обучение, например, «Эрудит», «Колесо фортуны», «Монополия», «Кто хочет стать миллионером», доступные и в цифровой форме.

Шахматы и шашки — отличные игры, каждый раз требующие различного набора стратегий. Эти игры помогают мозгу перестраивать себя и узнавать что-то новое.

Карточные игры также могут помочь сохранить когнитивные функции, потому что игрок продолжает совершенствовать наиболее эффективные стратегии в соответствии со стилем игры противника. Вы также можете играть в карточные игры с компьютером.

Развитие когнитивных способностей

В педагогике существуют специальные упражнения, позволяющие развить когнитивные способности:

  • Упражнение «Скрещивающееся движение». Нужно лечь на ровную поверхность, согнуть левую ногу и правую руку. Левым коленом нужно коснуться правого локтя. Затем руку и ногу надо поменять. Упражнение нужно выполнять медленно. Оно стимулирует работу полушарий головного мозга и активизирует лобные доли, оказывает благоприятное воздействие на работу мозга и общее состояние организма.
  • Упражнение «Слон». Нужно встать, ноги слегка расслабить. Наклоняя голову в сторону, коснуться ухом плеча. Одна рука при этом вытянута вперед (это «хобот»). Совершая движения только верхней частью туловища, вытянутой рукой нужно рисовать знак бесконечности. Рисование лежащей восьмерки сопровождается поочередными наклонами головы вправо и влево и касаниями ухом плеча. Это упражнение стимулирует связи между мозгом и телом.
  • Упражнение «Преодоление тяжести». Для его выполнения надо сесть на стул и вытянуть ноги вперед. Ступни должны касаться пола. Теперь ноги надо скрестить в голеностопном суставе и слегка согнуть колени. Нужно на медленном выдохе наклоняться вперед, на вдохе – возвращаться в исходное положение. После трех наклонов ноги поменять, повторить упражнение еще 3 раза. Упражнение помогает расслабить спину и улучшить кровоток. Снятие мышечного напряжения способствует улучшению координации. Кроме того, упражнение способствует лучшему восприятию информацию.
  • Упражнение «Синхронное рисование». Для этого упражнения понадобятся чистый лист бумаги и 2 карандаша разных цветов. В каждую руку нужно взять по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками симметричные предметы, начиная от оси симметрии: квадраты, треугольники, бублики, сердечки. Такое рисование улучшает зрительную координацию и моторные способности.

Синхронное рисование двумя руками

Дополнительная информация. Успешное решение когнитивных задач – это результат совокупной работы анализаторных систем, мозга и тела. Для того чтобы стимулировать те отделы мозга, которые в повседневной жизни практически не задействованы, можно попробовать делать бытовые дела слабой рукой. Например, правшам можно чистить зубы левой рукой.

Широкий кругозор

Лидеры посредством стратегического мышления постоянно активируют новые ресурсы (и управленческие, и психологические), самосовершенствуются, обучаются. Здесь важны такие моменты:

— творческое мышление. Креативность позволяет лидеру не просто решать сложные задачи, но и вдохновлять свою команду. 

— высокая самооценка и ассертивное (уверенное) поведение в любых обстоятельствах. 

— высокая мотивация и фрустрационная толерантность — то есть устойчивость в ситуации провала.

— поленезависимость — ориентация лишь на собственную шкалу ценностей в любой ситуации.

— инициативность, ответственность, стремление к постоянному улучшению ситуации.

— трудолюбие — как пример подчиненным.

— высокая коммуникабельность и открытость нетворкингу.

— развитое ораторское искусство.

— умение слушать, а значит, лучше управлять окружающими, адекватное восприятие критики как точки роста.

—  владение принципами прикладной конфликтологии.

—  навыки ведения переговоров и др.

Рекомендации для HR, T&D/L&D-менеджеров, бизнес-тренеров и специалистов по обучению

О содержании и функциях когнитивного подхода в обучении сотрудников

Обучение сотрудников в когнитивном подходе — это захватывающий и активный процесс, который задействует конструктивным и долгосрочным способом чувства всех участников процесса. Он научит участников максимизировать потенциал их мозга и облегчит соединение новой информации с существующими идеями, углубляя память и удерживая потенциал.

Обучение сотрудников в когнитивном подходе концентрируется на их существующих знаниях и опыте. Оно обучает размышлять над материалом и связывать его с прошлыми знаниями и опытом для более надёжного усвоения материала. Это не только делает когнитивный подход более эффективным способом обучения, но и делает сотрудника «лучшей версией себя» в долгосрочной перспективе, т.к. прививает ему желание и любовь к самообразованию.

Значимые факторы для процесса когнитивного обучения

Понимание: Когнитивные стратегии обучения подчеркивают понимание. Вы должны понять причину изучения предмета в первую очередь и роль, которую эти знания играют в работе обучаемого специалиста(ов).

Память:  В когнитивном обучении цель состоит в том, чтобы понять предмет на более глубоком уровне, а не заучить его наизусть. Это создаёт эффект погружения, который помогает вспомнить и улучшает способность обучаемых специалистов связывать новые знания с прошлой информацией.

Применение: Стратегии когнитивного обучения побуждают обучаемых сотрудников задуматься о материале и о том, как применять его в текущих и будущих ситуациях. Благодаря этому они развивают навыки решения проблем, навыки критического мышления и дальновидные лидерские качества, которые могут помочь им увидеть то, что другие не могут увидеть с той же ясностью.


Когнитивный подход: преимущества. Фото Dylan Gillis, Unsplash

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector