Как развить эмоциональный интеллект взрослому человеку

Содержание:

Навыки управления конфликтами

Что это

  • способность решать конфликты;
  • прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
  • разрешать последствия конфликтов;
  • работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
  • переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
  • анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.

Зачем нужны

Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошёл — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.

Как проверить

  • тест на конфликтную личность Ильина;
  • тест на личностную агрессивность и конфликтность Ильина.

Как прокачать

«Управление конфликтами», Виктор Шейнов

Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

«Лидерство через конфликт», Марк Герзон

Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.

«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер

Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.

В рубрике «Беседка» поговорили с бизнес-тренером, экспертом в области управленческих навыков, эмоционального интеллекта и практик в области геймификации Анастасией Высоцкой.

Социальные навыки

Подытожить все социальные навыки в одном пункте практически невозможно. Однако предыдущие 4 области помогут решить множество социальных проблем, с которыми человек может столкнуться. По словам Гоулмана, социальные навыки влияют на все: от работы до личной жизни.

Социальные навыки имеют много форм и особенностей. Это большее, чем дружелюбие и остроумие. Эти навыки включают широкий спектр способностей: от умения сочувствовать и понимать мысли окружающих, до способности быть хорошим менеджером, членом команды (в офисе, игре), который может действовать на высоком уровне.

Эти навыки человек осваивает в течение жизни – ребенок их использует в детском коллективе, взрослый – в рабочей и социальной среде. Улучшить можно любой из них, но это требует времени, усилий, воли, терпения. Хорошо иметь образец, обладающий желанными навыками. Тренироваться можно всякий раз, когда есть возможность.

Одна из форм социальных проблем, которую следует выделить, – это решение разногласий. Здесь можно проверить все свои навыки на практике.

Выясните, в чем состоит проблема, в спокойной обстановке

Успокоившись, определите, что является предметом конфликта. Прежде чем принять решение, убедитесь, что и оппонент осознал суть проблемы. Предложите решение, выгодное для обеих сторон, воспринимайте уступки, которые другая сторона хочет или не хочет делать (но твердо стойте на своем).

Завершите конфликт дружеским тоном

Будь то деловые или личные отношения, они работают лучше, когда все участники понимают спорную вещь одинаково. Если вы не можете закончить разговор положительным тоном, по крайней мере, попытайтесь, чтобы ваша последняя попытка была кооперативной. Ваш босс, коллега, партнер должен знать, что вы хотите достичь той же цели, несмотря на иное мнение.

Как развить эмоциональный интеллект

Для развития EQ существует много методов. В зависимости от возраста человека используются разные игры и упражнения. У детей развитие навыка происходит в игре. Разыгрывание сценок на сочувствие, эмпатию, контроль эмоций позволяет подрастающему поколению лучше владеть эмоциями.

Для подростков подойдут настольные игры, где по картинкам они будут определять модели правильного поведения, разыгрывать конфликтные ситуации

В подростковом возрасте очень важно контролировать свои эмоции и понимать чувства других. Когда подросток знает, кто он, чего он хочет, ему легче прожить такой сложный переходной возраст

О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. Но отработать навыки в короткий срок и значительно повысить уровень EQ взрослому человеку можно только в группе. Идеальный вариант – посещение тематического тренинга.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Теперь посмотрим, как развивать самостоятельно этот навык. Психолог Виктория Шиманская представляет 6 упражнений для развития EQ:

“Коробочка счастья” – создайте с ребенком или для себя мысленно такую коробочку. “Положите” в нее ассоциации счастья, которые можно понять с помощью органов чувств (улыбка, звук моря, сладкий фрукт, запах дождя в лесу, обнимашки).
Язык эмоций – начните общаться в семье по формуле “Я хотел бы…” , “Я чувствую…”, “Я рад…”, “Я расстроен…”
Какие чувства сегодня – игра на определение чувства дня

Каждый вечер выбирайте доминирующее чувство, для этого можно распечатать их перечень.
Эмоциональные фото – важно делать семейные фото, подчеркивающие не события, а впечатления.
Эмоции в красках – нарисуйте свои эмоции в разных цветах.
Компас эмоций – приготовьте 8 карточек (радость, страх, интерес, вдохновение, удивление, гнев, доверие, сомнение). Называя ситуацию, положите в круг одну карточку перевернутой, другие игроки должны угадать, какая это эмоция.

Тренинг по развитию эмоционального интеллекта

Подкрепить теорию практикой вам поможет эффективная программа тренинга EQ. После ее освоения вы разберетесь, как прокачать навыки общения, научитесь разбираться в эмоциях, управлять ими, понимать микровыражения, уличать во лжи, сохранять спокойствие и эффективно устранять конфликтные ситуации.

Чему можно научиться, пройдя этот курс:

  • узнавать лживых людей, которые встречаются на работе и в личной жизни;
  • видеть проявление эмпатии и других скрытых эмоций;
  • умение “читать” собеседника;
  • определять, где произошла утечка информации;
  • умение не выставлять напоказ свои эмоции;
  • умение видеть манипулятора;
  • налаживать отношения в личной жизни;
  • стать уверенным в себе.

Стоимость обучения – 990 руб. Запись производится автоматически на сайте.

В течение 7 дней вы сможете вернуть деньги, если курс вас не устроит.

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.

В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете совершенствоваться самостоятельно или купить за небольшие деньги курс и максимально быстро добиться результатов.

Также на levelself.ru есть статья, где собраны самые лучшие курсы по ЭИ.

Лучшие книги для повышения уровня эмоционального интеллекта

Чтобы развивать EQ, лучше всего, конечно, проходить специальные курсы, но также важно теорию совмещать с практикой. В психологии лучшими книгами по этой теме являются:

  1. Вероника Степанова “Психология без запретов!” – современный автор, в легкой форме описывающий успешное межличностное общение (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
  2. Джон Готтман и его несколько книг для родителей, супругов, позволят вам развивать силу эмоционального интеллекта в семье (электронные версии на ЛитРес | бумажные версии на labirint.ru).
  3. Дэвид Карузо “Эмоциональный интеллект руководителя” – отличное руководство для менеджеров проектов помогает уверенно себя чувствовать в переговорах и общении с подчиненными (бумажная версия на labirint.ru | аудиообзор книги на ЛитРес).
  4. Сергей Шабанов “Эмоциональный интеллект. Российская практика” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
  5. Радислав Гандапас “Полная Ж. Жизнь как бизнес проект” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
  6. Алексей Красиков “Я в порядке! Самопомощь при неврозах” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
  7. Коллектив авторов под редакцией Д. Люсиной и Д. Ушаковой “Социальный и эмоциональный интеллект” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).

Как развить эмоциональный интеллект

Если IQ чаще всего закладывается на генном уровне, то EQ можно развивать в течение всей жизни. То есть прямо сейчас можно подружиться со своими эмоциями, чтобы, образно говоря, захватить этот мир. Конечно, не все получится с первого раза. Но и никто ведь не говорил, что будет просто?

Когда стал обладателем высокого EQ

  • Понимайте чувства других людей. Это значит, что вам надо научиться слышать то, что внутри человека. То, что он подает через мимику, жесты, взгляд и т.д. Вспомните себя в младших классах: когда к вам проявлял симпатию одноклассник или одноклассница, вы же это как-то чувствовали без слов? Понять чувства других поможет такое упражнение: включайте видео без звука и пытайтесь уловить эмоции человека. Сначала будет сложно и даже смешно. А спустя несколько тренировок вы легко сможете определять то, что хочет сказать герой фильма, а потом и ваш собеседник в реальной жизни.
  • Контролируйте свои эмоции. Иначе эмоции будут контролировать вами. Что, конечно же, не есть хорошо. В этой жизни главный человек — это вы. И только вам решать, как поступать в той или иной ситуации. Когда кажется, что лавина эмоций сейчас разольется, старайтесь заглушить этот вулкан. Особенно в скандальных и неспокойных моментах. В этом деле вам помогут такие упражнения:

    • Спокойно посчитайте от 10 до 1 и только потом что-то говорите/пишите.
    • Попробуйте несколько раз открыть рот, чтобы снять напряжение с мышц.
    • Глубоко вдохните, задержите дыхание и выдохните. Повторите упражнение несколько раз.
    • Закройте глаза и представьте приятные образы. Побудьте в этом состоянии несколько минут.
  • Думайте на несколько шагов вперед. На эмоциональном уровне вам нужно понять, к чему приведет та или иная ситуация, в которой вы сейчас находитесь. Например, ваше окружение — оно делает вас лучше? Эти связи вдохновляют вас на новые дела? Кем вы себя ощущаете: победителем или пораженным? Постарайтесь объективно оценить ситуацию, напишите на бумаге, что вы чувствуете, к чему стремитесь и посмотрите, сходятся ли ваши цели и нынешнее состояние. Возможно, в ближайшее время вам стоит что-то изменить в своей жизни.
  • Расширяйте кругозор. Высокий IQ поможет вам развить EQ. Богатый кругозор научит лучше чувствовать мир и понимать людей. Представьте, что вы пустой кувшин. Развивая свой мозг, вы наполняете себя информацией, опытом, новыми планами. Книги, фильмы, музыка, путешествия, иностранные языки — это то, что поможет развить кругозор. Найдите то, что нравится, и изучайте!

Если в вашей компании уже есть человек, который управляет всеми, скорее всего, он давно понял секрет успешного успеха. Он основывается на эмоциях как собственных, так и чужих. Суть такого подхода теперь знаете и вы. А значит, пора действовать!

А для тех, кто готов применять советы на практике прямо сегодня, советуем пройти наш курс «Комьюнити-менеджмент». Он научит понимать эмоции людей, решать бизнес-задачи через комьюнити и бороться с хейтерством. Наши коллеги расскажут, в чем залог хорошей репутации бренда и почему голая коммуникация не работает. Мы знаем, что это сложная, но интересная работа. Здесь без высокого EQ никак!

Criticism on measurement issues[edit | edit source]

Ability based measures are measuring conformity, not abilityedit | edit source

One criticism of the works of Mayer and Salovey comes from a study by Roberts et.al. (2001) , which suggests that the EI, as measured by the MSCEIT, may only be measuring conformity. This argument is rooted in the MSCEIT’s use of consensus-based assessment, and in the fact that scores on the MSCEIT are negatively distributed (meaning that its scores differentiate between people with low EI better than people with high EI).

Ability based measures are measuring knowledge (not actual ability)edit | edit source

Further criticism has been offered by Brody (2004), who claimed that unlike tests of cognitive ability, the MSCEIT «tests knowledge of emotions but not necessarily the ability to perform tasks that are related to the knowledge that is assessed». The main argument is that even though someone knows how he should behave in an emotionally laden situation, it doesn’t necessarily follow that he could actually carry out the reported behavior.

Self report measures are susceptible to faking goodedit | edit source

More formally termed socially desirable responding (SDR), faking good is defined as a response pattern in which test-takers systematically represent themselves with an excessive positive bias (Paulhus, 2002). This bias has long been known to contaminate responses on personality inventories (Holtgraves, 2004; McFarland & Ryan, 2000; Peebles & Moore, 1998; Nichols & Greene, 1997; Zerbe & Paulhus, 1987), acting as a mediator of the relationships between self-report measures (Nichols & Greene, 1997; Ganster et al., 1983).

It has been suggested that responding in a desirable way is a response set, which is a situational and temporary response pattern (Pauls & Crost, 2004; Paulhus, 1991). This is contrasted with a response style, which is a more long-term trait-like quality. Considering the contexts some self-report EI inventories are used in (e.g., employment settings), the problems of response sets in high-stakes scenarios become clear (Paulhus & Reid, 2001).

There are a few methods to prevent socially desirable responding on behavior inventories. Some researchers believe it is necessary to warn test-takers not to fake good before taking a personality test (e.g., McFarland, 2003). Some inventories use validity scales in order to determine the likelihood or consistency of the responses across all items.

Claims for the predictive power of EI are too extremeedit | edit source

Landy distinguishes between the ‘commercial wing’ and ‘the academic wing’ of the EI movement, basing this distinction on the alleged predictive power of EI as seen by the two currents. According to Landy, the former makes expansive claims on the applied value of EI, while the later is trying to warn users against these claims. As an example. Goleman (1998) asserts that «the most effective leaders are alike in one crucial way: they all have a high degree of what has come to be known as emotional intelligence. …emotional intelligence is the sine qua non of leadership». In contrast, Mayer (1999) cautions «the popular literature’s implication—that highly emotionally intelligent people possess an unqualified advantage in life—appears overly enthusiastic at present and unsubstantiated by reasonable scientific standards.»

Landy further reinforces this argument by noting that the data upon which these claims are based are held in ‘proprietary databases’, which means they are unavailable to independent researchers for reanalysis, replication, or verification. Thus, the credibility of the findings cannot be substantiated in a scientific manner, unless those datasets are made public and available for independent analysis.

Corporate uses and misuses of EI testingedit | edit source

Whenever a new assessment tool is proposed for hiring purposes, the concern arises that it might lead to unfair job discrimination. The use of EI tests, whose validity has not been established, may lead to arbitrary discrimination practices.

Emotional Intelligence Skills

  • Reflect on your emotions. This is where self-awareness begins. To grow in emotional intelligence, think about your own emotions and how you typically react to negative situations, whether they involve a co-worker, family member or stranger. When you’re more aware of your emotions and typical reactions, you can start to control them. 
  • Ask for perspective. What we perceive to be reality is often quite different from what those around us are seeing. Start getting input from others to understand how you come across in emotionally charged situations. 
  • Observe. Once you’ve increased your self-awareness and you understand how you’re coming across, pay more attention to your emotions. 
  • Pause for a moment. Stop and think before you act or speak. It’s hard to do, but keep working at it and it will become a habit.
  • Become more empathetic by understanding the “why.” Try to understand the “why” behind another person’s feelings or emotions. 
  • Choose to learn from criticism. Who likes criticism? Possibly no one. But it’s inevitable. When we choose to learn from criticism rather than simply defend our behaviors, we can grow in emotional intelligence.
  • Practice, practice, practice. Becoming more emotionally intelligent won’t happen overnight, but it can happen—with effort, patience, and a lot of practice. 

Понятие и суть

Изучением психологии эмоций и эмоционального интеллекта ученые занимаются с 1990 года. Тогда Питером Саловеем и Джоном Майером для научного журнала была напечатана статья под названием Emotional Intelligence.

В этой работе впервые был упомянут термин «эмоциональный интеллект». Исследователи выразили свое мнение относительно этой способности, расписали ее особенности.

Через 5 лет известный журналист Дэниел Гоулман, работавший на New York Times, издал книгу «Эмоциональный интеллект», которая продержалась на первых позициях бестселлеров 1,5 года. С этого момента исследователи начали активно изучить способность, предлагать различные теории, модели развития.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — совокупность навыков, способностей, с помощью которых человек может понимать собственные и чужие чувства, учиться управлять ими.

Эмоции — кратковременные психические проявления, которые возникают под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Зарождаются они просто — из окружающего мира приходит сигнал, который активизирует работу определенных отделов головного мозга.

ЭИ важен для любого человека, поскольку влияет на разные сферы жизни:

Физическое здоровье. Если человек не научится управлять собственными эмоциями, он будет испытывать стрессы, апатию, депрессию. Такие проявления могут серьезно повлиять на физическое здоровье

Чтобы улучшить общее состояние, нужно научиться переключать внимание с негативных моментов на что-то другое.
Отношения с другими людьми. Если не контролировать собственные эмоции, это может привести к возникновению ссор, конфликтов, спорных ситуаций, что негативно отразится на рабочем, учебном процессе, построении дружеских отношений.
Психологическое здоровье

От неконтролируемых эмоций, стрессов, апатий, депрессий страдает психика человека. Если не получается чувствовать себя комфортно, спокойно, повышается уязвимость перед психическими нарушениями, тревожными проявлениями.
Успеваемость. Это касается процессов обучения или работы. Если эмоциональный интеллект хорошо развит, человек сможет быстро освоиться на любом рабочем месте, заслужить уважение коллег, возглавить коллектив. Это же касается успехов в школе, техникуме и т. д.

Основные навыки эмоционального интеллекта:

  1. Умение управлять эмоциями. Такой навык доступен только на высшем уровне развития ЭИ. Если человек умеет управлять эмоциями, его трудно разозлить, вывести из себя, спровоцировать на конфликт. Он сможет погасить агрессию, негативную энергию других людей, разрешить спорную или конфликтную ситуацию без применения силы.
  2. Эмпатия. Помогает комфортно ощущать себя в любой большой социальной группе. При этом легко улавливать эмоциональные сигналы отдельных участников группы.
  3. Знание собственных сильных и слабых сторон. Если человек знает, как проявляются его эмоции, от чего они зависят, ему будет комфортнее жить.
  4. Умение общаться. Без общения с социумом начинается ассоциализация, которая может привести к развитию психологических отклонений. С помощью навыков общения человек может не только обмениваться информацией, опытом, но и воздействовать на других людей, побуждать их к действиям, успокаивать при агрессивном поведении.

Что такое эмоциональный интеллект?

Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили еще в конце 1930-х годов, когда исследователи пытались дать определение уму, не связанному с интеллектуальными способностями и эрудицией, — так появилось понятие .

Уже позже, в 1995 году, выяснилось, что в 70% случаев продуктивность людей со средним IQ гораздо выше, чем у людей с высоким IQ. Такая аномалия бросила тень на привычную установку о том, что высокий IQ — главный и чуть ли не единственный ключ к профессиональному успеху. В результате исследований выяснилось, что критическим фактором, отличающим крутых профессионалов от всех остальных, является именно .

  • , или способность слышать свои эмоции;

  • , или возможность держать эмоции и импульсы под контролем;

  • , или возможность считывать и интерпретировать эмоции других людей;

  • , или способность мотивировать других и слаженно работать в команде.

Каждая из этих сфер складывается из одного или нескольких навыков, всего их 12: эмоциональное самосознание, эмоциональный самоконтроль, адаптивность, фокус на результат, позитивный подход, эмпатия, понимание группы, влияние, менторство, регулирование конфликтов, лидерство и работа в команде.

Что такое эмоциональный интеллект

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта, также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный. Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха

Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию

Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов, не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Виды и особенности

Модель Майера-Саловея-Карузо

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра:
 

  1. Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей (по внешним признакам – походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т.д.).
  2. Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность.
  3. Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства.
  4. Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций (как своих, так и у других людей) ради достижения необходимого результата. 

Модель Дэниела Гоулмана

В 1995 году вышла книга американского журналиста и психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая приобрела большую популярность во всем мире. В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих. Вот так можно перечислить составляющие:

  • Самосознание – это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей. 
  • Саморегуляция – умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок.
  • Мотивация – возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата.
  • Эмпатия – умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные.
  • Социальные навыки – применение навыков распознавания эмоций в процессе рабочего процесса либо решения конфликтных ситуаций.

Рувена Бар-Она

Модель социального и эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она была вынесена на всеобщее обозрение в Канаде в 1996 г. Согласно ей, абсолютно гармоничная личность обладает способностями, которые можно разделить на пять категорий.

Внутриличностная:

  1. Ассертивность – возможность предельно ясно и четко выражать собственное мнения, отстаивая при необходимости свои позиции, сохраняя при этом уважение к желаниям других людей.
  2. Самоуважение – способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, оставаясь в гармонии с собой.
  3. Независимость – возможность не зависеть от других в процессе вынесения какого-либо решения.
  4. Самоактуализация – раскрытие собственного потенциала посредством саморазвития, целеустремленности.
  5. Эмоциональная осознанность — это навык, позволяющий хорошо распознавать эмоции, в том числе и свои собственные, умение отделять позитивные от негативных, разбираться в источниках их возникновения.

Межличностная:

  • Эмпатия — это умение определять, понимать и воспринимать чувства окружающих людей.
  • Социальная ответственность — умение вести сотрудничество с представителями различных социальных групп вплоть до возможности взять на себя заботу об определенном человеке, когда требуется проявить высокие нравственные качества.
  • Межличностные отношения — это способность успешной вербальной и невербальной коммуникации с формированием полезных взаимоотношений, умение налаживать социальные контакты.

Адаптативная:

  1. Умение решать проблемы — умение распознавать и формулировать проблему для поиска эффективного метода ее решения. Требует интуитивных способностей и развитого логического мышления.
  2. Гибкость — способность вести себя в соответствии с текущей ситуацией, подстраиваясь под любые ее изменения.
  3. Оценка действительности — умение сопоставлять собственные чувства с реальным положением вещей.

Управление стрессом:

  • Стрессоустойчивость — способность противодействовать факторам стресса, не теряя при этом эмоциональной стабильности.
  • Контроль импульсов — зависящая от самодисциплины и волевого развития способность бороться с разного рода искушениями ради долгосрочного успеха.

Общее настроение:

  1. Оптимизм — умение не терять положительный настрой даже в нелегких ситуациях для последующего успешного решения проблем, способность видеть в последней определенную возможность чего-либо.
  2. Счастье (благополучие) — наполненность собственного внутреннего мира жизнестойкостью, воодушевлением, удовлетворением, гармонией и способность делиться подобным состоянием с близкими людьми.

How to Improve Your Emotional Intelligence

The good news is that emotional intelligence can be learned and developed. As well as working on your skills in the five areas above, use these strategies:

  • Observe how you react to people. Do you rush to judgment before you know all of the facts? Do you stereotype? Look honestly at how you think and interact with other people. Try to put yourself in their place, and be more open and accepting of their perspectives and needs.
  • Look at your work environment. Do you seek attention for your accomplishments? Humility can be a wonderful quality, and it doesn’t mean that you’re shy or lack self-confidence. When you practice humility, you say that you know what you did, and you can be quietly confident about it. Give others a chance to shine – put the focus on them, and don’t worry too much about getting praise for yourself.
  • Do a self-evaluation. Try out our emotional intelligence quiz. What are your weaknesses? Are you willing to accept that you’re not perfect and that you could work on some areas to make yourself a better person? Have the courage to look at yourself honestly – it can change your life.
  • Examine how you react to stressful situations. Do you become upset every time there’s a delay or something doesn’t happen the way you want? Do you blame others or become angry at them, even when it’s not their fault? The ability to stay calm and in control in difficult situations is highly valued – in the business world and outside it. Keep your emotions under control when things go wrong.
  • Take responsibility for your actions. If you hurt someone’s feelings, apologize directly – don’t ignore what you did or avoid the person. People are usually more willing to forgive and forget if you make an honest attempt to make things right.
  • Examine how your actions will affect others – before you take those actions. If your decision will impact others, put yourself in their place. How will they feel if you do this? Would you want that experience? If you must take the action, how can you help others deal with the effects?
  • See our article on Emotional Intelligence in Leadership for specific tips related to a leadership role.

How Emotional Intelligence Is Measured

A number of different assessments have emerged to measure levels of emotional intelligence. Such tests generally fall into one of two types: self-report tests and ability tests.

Self-report tests are the most common because they are the easiest to administer and score. On such tests, respondents respond to questions or statements by rating their own behaviors. For example, on a statement such as «I often feel that I understand how others are feeling,» a test-taker might describe the statement as disagree, somewhat disagree, agree, or strongly agree.

Ability tests, on the other hand, involve having people respond to situations and then assessing their skills. Such tests often require people to demonstrate their abilities, which are then rated by a third party.

If you are taking an emotional intelligence test administered by a mental health professional, here are two measures that might be used:

  • is an ability-based test that measures the four branches of Mayer and Salovey’s EI model. Test-takers perform tasks designed to assess their ability to perceive, identify, understand, and manage emotions.
  • is based on an older instrument known as the Self-Assessment Questionnaire and involves having people who know the individual offer ratings of that person’s abilities in several different emotional competencies. The test is designed to evaluate the social and emotional abilities that help distinguish people as strong leaders.

There are also plenty of more informal online resources, many of them free, to investigate your emotional intelligence.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector