Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для языка для детей 4-5 лет является комплексом специальных упражнений, предназначенных для улучшения функциональности органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика в саду

С помощью таких занятий у ребенка происходят следующие изменения:

  • повышается подвижность языка, мягкого неба и челюстного аппарата;
  • укрепляются мышечные ткани щек, губ и языка;
  • закрепляется способность удерживать язык и зубы в нужном положении;
  • развивается детская координация движения артикуляционных органов.

Ежедневное выполнение такого вида гимнастики способствует выработке правильного произношения тех или иных звуков.

Обратите внимание! Если на протяжении долгого времени игнорировать проблемы в речи и не заниматься с ребенком, это приведет к тому, что в будущем он столкнется с трудностями в грамотном произношении. Также не исключено снижение успеваемости в школе

Для занятий с дошкольниками следует отдавать предпочтение лексическим упражнениям в игровой форме, чтобы детям было интересно. Артикуляционная гимнастика может быть как коллективной, так и индивидуальной, но при ее проведении обязательно нужно использовать зеркало. Оптимальное время для занятий — это раннее утро или вечер, продолжительность уроков должна составлять не более 15 мин, в процессе которых нужно успеть выполнить 5-6 упражнений.

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой для детей 4-5 лет

Многие родители задаются вопросом, как же распознать первые тревожные звоночки, и что именно скрыто за причинами для занятий по артикуляции. Благодаря тому, что упражнения были начаты своевременно, у ребенка начинает развиваться речевой слух, речь становится правильной и чистой, и грамотно говорить дошкольник сможет уже без посторонней помощи.

У малышей с тяжелой формой нарушения звукопроизношения после месяца занятий гимнастикой с логопедом наблюдается стремительное исправление дефектов речи. Дети, у которых правильное, но вялое звукопроизношение, также должны заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы избавиться от «каши во рту».

Обратите внимание! С помощью четкого и внятного произношения звуков дошкольнику легче учиться писать, поскольку это является основой при обучении письму

Занятия ребенка с логопедом

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада тебя видеть на занятии. Давай посмотрим в зеркальце, расскажи, что ты видишь. Сегодня на занятии мы познакомимся с органами речи, научимся делать артикуляционную гимнастику. Какие органы нужны для речи? Чтобы речь была красивой и правильной нужно развивать наши органы. Для этого выполним зарядку.

2. Артикуляционная гимнастика. Логопед проговаривает сказку и показывает арт. упражнения, ребенок повторяет все упражнения за логопедом.

«Сказка про язычок».

Этот маленький дружок-

Твой веселый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Вот проснулся Язычок,

Выглянула окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении насчет 5-7.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи, Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1до 5-10.

Д-д-д-д-д-стучит молоточек

Т-т-т-т-т-вот забит гвоздочек.

Светит солнышко сутра-

В гости к тетушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».

Тетушка Щечка

Племянничка ждет,

Блинчики с маком

К обеду печет.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья открыла.

Немного приоткрыт рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и,пошлепывая его губами произносить: «пя-пя-пя…»

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка-

Цок, цок, цок,

В горку медленно идет:

Цок-цок-цок.

А с горы стрелой несется:

Цок-цок-цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.

Тетушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная-

Просто объеденье-

Ням-ням-ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.

Под окошком –блл,блл,блл-

Индюки болтают.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

«Блл, блл!»-предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Затем увеличить темп и включить голос-бл,блл (болтушка).

Ну-ка, детки, с Язычком

Вместепокатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:»И-у,и-у,и-у!

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.

Дайте Язычку дуду

И еще пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

«Садитесь, комарики!»

Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш».

Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находиться за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя теплая. Вот интересная игра

Вот интересная игра

Воздушный Колобок,

Из щечки в щечку покатать

Его не каждый мог!

Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок:

Пя-пя-пя-пя-пя.

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить на нижнюю губуи, пошлепываягубами,произносить: «пя-пя-пя». Выполняем упражнение в течении 10сек.

Сегодня на занятии мы познакомились только с некоторыми упражнениями, на следующих занятиях мы узнаем еще много нового. Эти упражнения нужно выполнять каждый день.

Итог. Спасибо. До свидания!

Актуальность

Актуальность артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что с каждым годом увеличиваются и усложняются речевые нарушения детей разных возрастов – от годовалых малышей до школьников. Наиболее полезным и эффективным для проведения коррекционной логопедической работы является возраст 5-6 лет. Дошкольники активно посещают детский сад, общаясь с друзьями, и уже начинают осознавать свои ошибки, стесняются их, следовательно, могут вообще отказываться говорить те или иные слова, звуки. Поэтому в 5-6 лет можно успешно начать логопедическую работу по устранению тех или иных нарушений.

Артикуляционная гимнастика

«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».   К.С. Станиславский.

АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.

В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.

К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.

Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.

Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.

Наш организм – это совершенная система, в которой  психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.

Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части.  Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:

  • нижней челюсти;
  • губ;
  • языка.

Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
  • Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
  • Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
  • Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
  • Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось  ваше лицо полностью.  Далее зрительный контроль можно устранить.
  • Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
  • Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
  • Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
  • Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.

Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.

Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Упражнения для губ и щек

Целью этого блока упражнений является тонизирование мышц губ, щек одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.

Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.

Дошкольник сильно втягивает щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.

Лопаем пузыри

Малыш надувает обе щечки одновременно, задерживает позу на 5 секунд. Затем хлопает по ним пальчиками и резко выпускает воздух наружу.

Упражнения для формирования определенных артикуляционных укладов

К 4-5 годам у детей сформировано произношение практически всех групп звуков. Трудности возникают с сонорными. Их артикуляция самая сложная, особенно Р и Рь. Если проблема в том, что язык не может занимать верхнее положение, то может быть искажено произношение шипящих.

В комплекс включают следующие основные позы:

  • «Улыбка»;
  • «Заборчик»;
  • все базовые задания для языка.

У шипящих и сонорных артикуляция немного похожа – язык занимает верхнее положение за зубами и есть сильная направленная воздушная струя. Поэтому при подборе заданий делают акцент именно на этих особенностях.

Для языка

Сначала должен быть нормализован его мышечный тонус. Иначе не получится удерживать правильное положение для произношения этих фонем.

«Чашечка» − это базовое положение языка для шипящих. В его основе «Блинчик» с поднятыми передним и боковыми краями. Удерживают «чашечку» 3-5 сек.

«Грибок» − рот открыт, переднюю часть широкого языка нужно присосать к небу

Это упражнение не только помогает сформировать умение поднимать язык, но и растягивает подъязычную уздечку, что важно для произношения сонорных звуков

«Гармошка» − в основе «Грибок». Только теперь нужно медленно поднимать и опускать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную уздечку – «ножку» гриба.

«Лошадка» − рот открыт, ребенка просят поцокать кончиком языка как лошадка. Нижняя челюсть при выполнении «Лошадки» остается неподвижной.

«Барабан» − улыбнуться и начать медленно произносить Д-Д-Д, постепенно ускоряя темп. Но звук должен быть четким.

«Индюк» − губы растянуты в улыбке. Широким языком, не отрывая его от верхней губы, делать поглаживающие движения, к которым добавляют произношение сочетания БЛ.

Кроме тренировки мышц языка, в комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет включают упражнения на выработку сильного направленного выдоха.

Дыхательные задания

К вышеописанному комплексу добавляют задания, в которых язык занимает верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусок ватки или перо. Язык в положении «Чашечка» и ребенку нужно сдуть предмет с носа. Данное задание помогает сформировать сильный направленный выдох.

Виды

Пассивная АГ – подразумевает выполнение артикуляционных упражнений взрослым. Педагог (логопед) показывает малышу, как нужно делать, демонстрируя на своём примере. Постепенно такая гимнастика из пассивной формы переходит в пассивно-активную.

Активная АГ – ребенок выполняет все задания самостоятельно. Самое главное, чтобы они были ему понятны и доступны.

Все задания АГ подразделяются на:

  • динамические: позволяющие разработать «застывшие» мышцы губ и языка, сделать их подвижными, а выполняемые действия – скоординированными, и способными переключаться с одного действия на другое;
  • статические: формирующие способность удерживать определенную позу в течение нескольких секунд, с участием или без участия голоса.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Стихотворная форма занятий легко усваивается детьми. Помимо моторики, речи, у них развивается память. Для упражнений достаточно 5-6 стихов, которые будут узнаваться детьми с чтения первых строк. Круг можно повторить. С каждым днем ребятишки будут комфортнее воспринимать знакомые мотивы и с легкостью повторять работу мимики и пальчиков. Каждое стихотворение направлено на определенную группу мышц, ниже буду приведены методические указания. Мамы в домашних условиях, как и профессиональные педагоги, могут тренировать своих деток.

Методическое упражнение «Улыбка». Выполняется с закрытыми зубками (стиснутыми) 15 секунд. Лучше делать задание перед приемом пищи, чтобы мышцы не успели устать;

Методическое упражнение «Гармошка». Выполняется с прикрепленным к небу широким языком. На каждый счет необходимо открывать и закрывать рот. Выполнять 20 раз;

Методическое упражнение «Месим тесто». Перед чтением стихотворения все дружно улыбаются, на каждой строчке чередуется кусание языка и пошлепывание между губ; 

Методическое упражнение «Расческа». Между зубами пропускаем язык и просовываем вперед-назад на счет до 15. При этом ребенок должен улыбаться. Сложность заключается именно в улыбке, при выполнении упражнения задействованы все необходимые мышцы;

Методическое упражнение «Чашечка». Выполняется с улыбкой и широко открытым ртом. На счет 15 упражнение заканчивается;

Методическое упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом и высунутым языком с чередованием. Кончик языка касается поочередно нижней челюсти, на следующий счет верхней челюсти.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Целью артикуляционной гимнастики в детском саду является развитие подвижности органов речевого аппарата, увеличение силы и объема артикуляторных движений.

Обратите внимание! Занятия способствуют дальнейшей постановке и автоматизации звуков. Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции

Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции.

  • Упражнения на губы способствуют укреплению их подвижности и способности удерживать определенное положение.
  • Задания на язык укрепляют и развивают подвижность мышц, растягивают уздечку, усиливают кончик и способствуют удержанию органа в различных положениях (широком – лопатка, узком – иголочка).
  • Щеки – в основном способствуют развитию координации и укреплению мускулатуры.
  • Упражнения на нижнюю челюсть развивают ее подвижность.
  • Задания на мягкое небо способствуют его подвижности и контролируемом поднимании и опускании.

Как правильно проводить зарядку в подготовительной группе

В подготовительной группе артикуляционная зарядка проводится преимущественно на постановку сонорных звуков. Основа качественных занятий – регулярность.

Обратите внимание! Заниматься с детьми 6-7 лет лучше всего по 3-4 раза в день не более 5 минут. При этом не следует предлагать малышам более 2 упражнений за один раз

Комплекс занятий с группой планируется заранее, на неделю вперед. Артикуляционная гимнастика учитывается в конспекте развития в течение года, фиксируются результаты отдельного ребенка и группы в целом – в начале и в конце учебного периода (обычно в начале сентября и в середине июня). При этом упражнения отбираются по степени возрастания сложности. Дневной комплекс должен включать в себя как задания на статику (когда артикуляционная позиция удерживается 10-15 секунд в некотором положении) так и динамические (переключение с одной позы на другую).

Важно! Гимнастика проводится в игровой форме с использованием ярких картинок, стихов и песенок. Ребенок должен сидеть на стуле в спокойном положении и хорошо видеть лицо взрослого

На индивидуальных занятиях обязательно использование зеркала – чтобы малыш видел не только образец, но и свое выполнение задания.

Групповые занятия в подготовительной группе

Подготовка к проведению гимнастики

Главная цель, которую необходимо достигнуть в процессе работы, – это тренировка основного расположения органов артикуляции, развитие подвижности, помощь в дифференциации определенных движений

При выполнении артикуляционной гимнастики важно подобрать упражнения, отвечающие потребностям конкретного малыша. Задания предпочтительны в определенной последовательности, чтобы сложность была нарастающей

Что важно учитывать при подготовке к занятиям:

Мотивацию ребенка. Если занятия не интересны ребенку, польза от них будет минимальная. В работе обязательно должны использоваться картинки, звуки, зеркало и другие подсобные материалы.
Зеркало помогает ребенку видеть положение языка, губ. Он видит взрослого, повторяет за ним, затем соотносит постановку своих органов

Ему крайне важно видеть свои губы и язычок, так как осознать их положение он пока не может.
Занятия должны выполняться циклом. Сначала задаются простые задания, затем посложнее

Важно ориентироваться на темп конкретного ребенка. То, что один усваивает за 2 недели, другой дошкольник может не понять в течение нескольких месяцев.
Обязателен повтор предыдущих упражнений. Навык формируется после усвоенных умений. Поэтому эти умения нужно освежать в памяти.
В постановке правильной речи важно постоянство
Поэтому упражнения должны выполняться в идеале 2 раза в день, и занимать 5-10 минут – это время высокой концентрации внимания дошкольника 3-4 лет.
В 3-4 года важно уделять внимание разработке языка – упражнения направлены на мышцы органа.
Хорошим бонусом занятия является музыкальное сопровождение.

Есть много упражнений и концепций их проведения. Кто-то проводит их в сказке, кто-то отдельными заданиями. Специалисты индивидуально подходят к каждому ребенку, подбирая, что для него будет приемлемым.

Что это такое?

Артикуляционной гимнастикой называется такой комплекс, который направлен на развитие и укрепление мышц речевого аппарата ребенка. Сюда относятся некоторые мимические мышцы, язык, голосовые связки, губы, мышцы щек, шеи. Упражнения артикуляционного комплекса относятся к лечебно-профилактической гимнастике, поскольку помогают и при наличии определенных проблем с речью, и для профилактики возникновения таких проблем. Цель такой гимнастики — укрепление мышц, придание им определенной ловкости, силы, ведь только слаженная работа всех мышц и связок, участвующих в процессе произношения ребенком звуков, гарантирует четкое и разборчивое произношение.

Артикуляционные комплексы помогают улучшить кровоснабжение таких мышц, тренируют определенные навыки удерживания речевых положений мышц, снижается мышечный «зажим», блоки, что важно при заикании. Увеличивается скорость произношения и чистота звуков

Упражнения в составе такой гимнастики могут быть статическими, направленными на умение удерживать определенное мышечное положение, например, при произношении особо трудного для ребенка звука, а также динамическими.

Динамический вид упражнений нацелен на доведение правильной постановки до автоматизма и основан на постоянном повторении и закреплении. Для каждого ребенка в идеале подбирается свой коррекционный логопедический курс, который позволяет исправить определенный дефект, свойственный конкретному маленькому пациенту.

Описание комплекса

Артикуляционную гимнастику проводят в начале занятия. Дошкольник сидит на стуле с прямой спиной. Данная поза позволяет располагаться в расслабленном состоянии, руки и ноги не напрягаются. Как правило, малыш сидит лицом к лицу педагога, чтобы он мог видеть все то, что делает логопед, либо они вдвоем располагаются возле зеркала. Место должно быть хорошо освещено. Каждое упражнение нужно повторить несколько раз.

В то время как ребенок выполняет задание, логопед внимательно следит за тем, как он это делает. Качественное выполнение приводит к тому, что в конечном итоге артикуляционная гимнастика достигает поставленной цели.

Примеры артикуляционных упражнений

Среди данных упражнений можно выделить общеразвивающие, которые помогают подготовить язык, губы, другие органы речи к четкому произношению, и те, которые способствуют постановке артикуляции для конкретной группы звуков.

Комплекс общей гимнастики для губ, языка и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Частокол. Малыш должен научиться удерживать улыбку, открывающую зубы. Улыбнувшись и обнажив зубки, дошкольник удерживает такое положение до счета 10 (считает взрослый).
  • Дудочка. Для выполнения ребенок смыкает губки и вытягивает вперед, представляя, что это дудочка (трубочка, хоботок). Удерживают также на счет 10.
  • Чередование двух этих упражнений до счета 10.
  • Широкая улыбка. Улыбнувшись и обнажив зубки, малыш должен раскрыть рот, а затем, не закрывая, сомкнуть зубы. Удерживают положение на тот же счет. Далее в таком же положении рот нужно закрывать и открывать рот на счет до 2.
  • Язычок наказан. Дошкольник приоткрывает рот в улыбке, размыкает зубы и кладет спокойный широкий язык на нижнюю губу. Прихватывая язык губами, произносит многократно звук «пя». Затем задерживает в спокойном положении на нижней губе на счет 5.
  • Гол. Задача — продолжительно дуть губами, вытянутыми трубочкой, на кусочек ватки, стараясь загнать ее в «ворота» (например, расставленные кубики), не надувая щек.

Для подготовки языка и губ к произношению шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч) подойдут следующие упражнения:

  • Вкусное варенье. Рот ребенка слегка приоткрыт. Язык делают широким, похожим на чашечку, и облизывают сверху вниз верхнюю губу. Другие органы не задействуются!
  • Грибок-присоска. Рот малыша приоткрыт в улыбке. Язык нужно сделать широким, а затем присосаться им к небу. Удерживать до 10.
  • Играй, гармошка. Упражнение начинается, как предыдущее, но затем нужно открывать и закрывать рот, не отпуская языка и сохраняя улыбку.
  • Рожица. Улыбаясь, ребенку нужно распластать язык по нижней губе и на выдохе максимально долго произносить Ф.

Подготовить артикуляционные органы к постановке свистящих звуков (С, З, Ц) помогут упражнения:

  • Зубочист. Кончиком языка малыш чистит нижние зубы изнутри, двигаясь в стороны и сверху вниз, удерживая рот в улыбке. Задействован только язык.
  • Котик рассердился. Ребенок упирается кончиком языка в основание нижних зубов (рот приоткрыт в улыбке, зубы обнажены), затем на счет 5 выгибает спинку языка, возвращает назад на счет 5. Язык от зубов не отрывать!

Следующие упражнения способствуют подготовке к произношению самого сложного звука – Р и его «заменителя» – Л:

  • Покраска потолка. Дошкольник при выполнении упражнения улыбается, приоткрывая рот. Затем кончиком языка он гладит небо, двигаясь вперед и назад. Язык при этом из-за зубов не высовывают, челюсти и губы в выполнении не участвуют.
  • Барабан. Выполняется из того же положения. Нужно поднять язык, а затем его кончиком стучать по задней поверхности основания верхних зубов, произнося многократно звук Д. По мере выполнения темп постукиваний ускоряется. Работает только язык!
  • Лошадка скачет. Положение то же. Нужно щелкать кончиком языка за основанием верхних зубов, издавая цокающий звук.
  • Бесшумная лошадка. Упражнение выполняется аналогично, но без звука.
  • Пароходик. Малыша просят улыбнуться, высунуть кончик языка, прижать его зубками. После этого на выдохе нужно протягивать звук Ы (получится звук Л).

Пора к логопеду

Как родителям определить, что им пора вести свое чадо к логопеду? Существуют определенные параметры развития речи, по которым и выявляется степень речевых нарушений у старшего дошкольника (как физиологических, так и психологических):

  • К 4–5 годам речь дошкольника остается нечеткой, «кашеподобной», он не выговаривает много звуков.
  • Говорит согласные звуки, смягчая («лямпотька», «яблёко», «тяйник»).
  • Не употребляет сложных предложений, союзов.
  • Не согласовывает слова в предложениях грамматически.
  • Не освоил обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, транспорт).
  • Пропускает или переставляет звуки в словах местами, за исключением сложнопроизносимых слов со стечением согласных (экскаватор).
  • Не может полно и связно отвечать на вопросы, строить монолог.

При всех этих нарушениях необходимо обратиться к логопеду для диагностики и выявления истинных причин. Среди них могут быть низкий или повышенный тонус артикуляционных мышц, неврологические или психологические проблемы (задержка речевого развития, сильный испуг, и т.д.), патологии органов речи (короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус, аденоиды, и др.).

Если серьезных проблем не обнаружится, логопед может порекомендовать курс специальных занятий (в их числе – языковая гимнастика, массаж), корректирующих произношение (например, если ребенок не выговаривает только звук Л, или только шипящие). Первое занятие он может провести сам, чтобы обучить маму правильной технике выполнения упражнений.

Если проблемы серьезнее, коррекцией заниматься должен однозначно специалист (при этом он обязательно будет давать домашние задания по закреплению получаемых ребенком навыков). Ведь профессиональный логопед, помимо звукопостановки, может оказать дошкольнику комплексную помощь в развитии речи:

развивать у ребенка внимание, мышление, память, а также зрительное и слуховое восприятие;
обогащать словарный запас;
развивать связную речь;
обучать грамоте;
корректировать грамматические ошибки в речи дошкольника.

В своей работе профессиональный логопед может использовать специальные инструменты (лопатки, шпатели), помогающие постановке правильной артикуляции в случаях, когда ребенок сам не справляется с ней; проводить специальный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц.

Хорошему логопеду знакомы основы неврологии и психологии, поэтому он может найти подход к каждому ребенку и помочь разрешить существующие психологические зажимы. Если проблемы окажутся узкоспецифичными, такой специалист порекомендует показать ребенка психологу, психиатру, неврологу, сурологу, отоларингологу. Ведь иногда малышу требуется и медикаментозная, и даже хирургическая помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector